Совершенствование навыка техники чтения

Разделы: Начальная школа


Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством ученик учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: “На азбуке осекся – и цифирь не далась”.

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельностям. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном на ТВ, в кино, театре, на улице. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения текста, предложений и т.д.

Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, речевого, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.

Как уже отмечалось, навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается, в целом, из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее – способом, правильностью и выразительностью чтения/

I. ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ.

1.1. ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ.

Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом “навык чтения”, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне.

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:

  • Значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  • Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
  • Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознанно по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. Так, при осуждении сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке” на вопрос, почему же все-таки старик выполнял желания старухи, шел к золотой рыбке и просил то, что ему в сущности не было нужно, ученики второго класса пришли к выводу, что он любил старуху, прощал ее и без нее ему было бы одиноко, “он остался бы один на всем белом свете”.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста:

  • Фактического, предметного плана
  • Смысла предметного плана.

Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т.д.

Смысл предметного плана – это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом писатель хотел сказать читателю.

Техническая сторона чтения, техника чтения, как уже отмечалось, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

1.2. ТЕМП (СКОРОСТЬ, БЕГЛОСТЬ) ЧТЕНИЯ.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющих технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно понимания. Хотя бывают случаи, когда темп чтения соответствует норме, но ребенок, прочитав текст, не понял, о чем в нем говорится. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.

КЛАСС I ПОЛУГОДИЕ

(слов в минуту)

II ПОЛУГОДИЕ

(слов в минуту)

1 _ 25-30
2 30-40 40-50
3 50-60 65-75
4 70-80 85-90

Эта норма едина для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. Необходимо также иметь в виду, что проверка техники чтения вызывает у многих детей очень нервозное состояние, страх, состояние стресса, поэтому считаю, что возникающие спорные вопросы следует решать в пользу ребенка. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении. Естественно, важно, чтобы ученик овладел к концу начальной школы необходимой скоростью чтения. Это поможет ему успешно учиться в среднем звене, но не следует забывать, что показатели скорости, приведенные в таблице, могут быть достигнуты далеко не всеми учащимися начальной школы.

Существует также мнение В.Н. Зайцева, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту.

Как уже писалось, что далеко не все ученики начальной школы способны достигнуть даже среднего показателя скорости чтения, существует также проблема, когда желаемая скорость чтения достигнута, но ребенок не способен понять смысл того, что он прочитал. В этом случае может помочь чтение молча. Если при чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки информации (темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух текста зависит от возможности речедвигательного аппарата), то при чтении молча психофизиологический механизм упрощается, так как процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи отсутствует. Зато за счет ослабления эффективности слухового и более или менее значительного сокращения деятельности речедвигательного канала могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в 2 раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыков параллельного мышления. Вполне возможно, что ученик, читающий ниже средней нормы и не понимающий прочитанного вслух, способен за то же самое время молча прочитать больше и понять предложенный текст. В таком случае отпадает необходимость гнаться за высоким темпом чтения вслух, так как, работая в средней школе, ученик вряд ли будет читать домашние задания таким способом, а предпочтет более удобный ему молча. Конечно идеальный вариант, когда ребенок может читать вслух в нужном темпе, выразительно, безошибочно и понимать прочитанное, но это идеал, доступный не всем вследствие целого ряда индивидуальных особенностей. Если ребенок молча читает быстрее и качественнее, то к идеалу стоит стремиться, но не ставить во главу угла.

Исходя из всего того, о чем говорилось, явственно видна необходимость гибкого подхода к оценке скорости чтения.

1.3. ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.

Следующий показатель навыка чтения – это правильность. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает, или, напротив, допускает:

  • Замены
  • Пропуски
  • Перестановки
  • Добавления
  • Искажения
  • Повторы букв (звуков), слогов и слов
  • Правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

Ошибки здесь неоднородны. Одни их них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова с артикуляционными актами и пониманием. Скажем, ученик верно опознал и расшифровал (декодировал) буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился, или же, наоборот, запоздал с его произнесением и потому допустил ошибку. Случаются ошибки, которые продиктованы желанием ученика утвердиться в верности первоначально прочитанного слова или какой-то его части. Достигается это повторным чтением части или всего слова. Подобные повторы нежелательны, но их вряд ли можно считать ошибочными.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают, т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • Выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено
  • Предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав
  • Создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов
  • Предварительное чтение текста про себя
  • Систематический контроль учителя за чтением учащихся
  • Методически верное исправление ошибок в зависимости от их характера.
  • Исправляются ошибки следующим образом:
  • Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика
  • Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному
  • Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения
  • К исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

1.4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

Особо следует обратить внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином – выразительность чтения.

Выразительность как компонент навыка чтения – это одно. Несколько другое – выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.

Выразительности чтения в первом случае мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности: то ли это условие математической задачи в учебнике “Математике”, то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике “Русского языка”, то ли параграф в учебнике “Природоведение” и т.п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности – темп, интонацию, паузы, логические ударения – для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде – это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроится на интонацию, подсказываемую этим знаком.

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. Стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

Выразительное чтение, как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, более всего имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассмотрен и понят учениками.

Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л.Горбушиной, З.Агейкиной, М.Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумения общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большее количество ошибок падает на определение логических центров.

Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения\ если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст, и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.

Некоторые ученики эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа (например, “Тема и Жучка” Н. Гарина-Михайловского, “Акула” Л. Толстого) и т.д.

Случается, что там, где надо плакать, дети смеются или остаются равнодушными. Очень мал их эмоциональный багаж. Часто младший школьник не может сказать, какое он испытывает чувство, так как не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики. Слабо развито у него воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.

Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определенной задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации.

Прежде чем просить ребенка выразительно прочитать текст, необходимо убедиться в том, что он понял тему, основное содержание и смысл текста, сумел проникнуться чувствами, которые выразил автор в своем произведении, пережил сам эти события, поставил себя на место героев, представил ясно, четко, целостно, что же случилось и что следует донести до слушателей.

Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определенными умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.

Систематические занятия с учениками привели к тому, что к окончанию начальной школы дети читали не менее 120 слов в минуту, только 30 % допускали 1-2 ошибки при чтении. Обладали достаточной выразительностью, свободно расставляли логические ударения и смысловые паузы, а с осознанностью чтения ни у кого не возникло проблем. В Приложении содержатся наиболее, на мой взгляд, удачные примеры упражнений.

Список использованной литературы.

  1. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ,2001. – 160 с.
  2. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – Тула.: АСТ АСТРЕЛЬ,2004. – 237с.
  3. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240 с.
  4. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 кл). – М.:ВАКО,2005. – 240 с.
  5. Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать. – Саратов: Лицей, 2005. – 290с.

Приложение