Цели:
- познакомить детей с рифмой, учить подбирать простейшие рифмы; учить чувствовать ритм стиха, как основу стихосложения;
- развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, частоту речи, управление голосом, творческую смелость, веру в свои силы, литературное произношение и ударение;
- воспитывать самостоятельность, как личную черту, интерес к серьезной, интеллектуальной работе, вселить радость сотворчества, любовь к поэзии, пробудить желание читать и сочинять стихи.
Оборудование: проигрыватель, песня “Улыбка” в грамзаписи, таблицы “для игры “Поиграем в рифму”, плакаты с темой урока и толкованием слова “рифмы”; рисунки: солнышко, облака, лужок; слова для рифмования; иллюстрации животных с музыкальными инструментами; шапочки героев сценки “как Незнайка сочинял стихи”, песня “Вместе весело шагать”, карточки с половинками четверостиший, тетради, ручки, кукла Палочка-Сочинялочка.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок –
Снова начался урок.
Станьте ровно, выпрямите спинки, поприветствуйте гостей кивком головы, улыбнитесь и тихонько сядьте.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Волшебница Речи.
Посмотрите, какое яркое солнышко светит в наши окна.
Ярко светит солнышко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки
Очень рады солнышку.
Солнышко пришло к нам на урок. Посмотрите, как оно улыбается. А вместе с ним улыбаются и облака. Почему они улыбаются, как вы думаете? (Оформление доски.)
(Им радостно, весело, у них хорошее настроение.)
Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше. И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко. Оно своим лучиком будет показывать нам дорогу и согреет нас в трудную минуту.
И нам с вами тоже необходима улыбка – спутник хорошего настроения. А какое у вас сегодня настроение? Поднимите карточки эмоций. Почему оно у вас такое?
(Три, четыре человека рассказывают о своём настроении).
Давайте вместе споём песенку “Улыбка”, чтобы у всех стало радостное, приподнятое настроение.
(Песня “Улыбка”)
Вот с улыбкой на устах вы стали красивее, добрее.
Настроение поднялось?
Не страшно?
Тогда – в путь по стране Волшебницы Речи. Чтобы быстрее туда попасть, закройте глазки, сядьте ровно, дышите свободно. Сейчас мы отправляемся в сказочный город, где никогда не бывает зимы, круглый год светит яркое солнце, цветут цветы, поют райские птицы. Этот город находится за чистым - чистым полем, за дремучим лесом, за широкой рекой.
3. Речевая гимнастика.
- Идём мы чистым полем, любуемся его красотой. В поле гуляет лёгкий ветерок.
(Дети произносят тихо ввв…)
Ветер усиливается, и вот гудит сильный ветер.
(Дети усиливает громкость произношения ввв…)
Ветер затихает, всё тише, тише и затих.
(Дети тише произносят ввв…и замолкают).
Прислушайтесь, кто это жужжит над цветами? (Пчёлы, жужжат дети). А вот бедняжка муха попала в паутину, совсем уж выбилась из сил и еле слышно звенит (дети ззз… тихо). Мы освободим муху, вот она и на воле. В благодарность она громко запела (дети громко ззз…).
А вот сказочный лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! В таком лесу очень слышно эхо.
Давайте поиграем
И мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем
Чисто без помеха!
Са-са-са – здесь в лесу живёт лиса
Ысь-ысь-ысь – где-то близко бродит рысь.
Жи-жи-жи – в ёлках прячутся ежи.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Наконец лес закончился, и мы вышли на берег реки. По реке плывут пароходы. Приветствуя нас, они радостно загудели. (Дети ууу…).
Вот и подошли мы к сказочному городу. Открывайте дети глазки и прочитайте название города.
(Во время стихотренинга открываю оформление доски).
Рифмоград.
Похожие хвосты. | Рифмы. |
Ша ба ща | Рифма – это созвучие концов |
стихотворных строк. |
М
Др
Тр
Апр
Тонн
Зайка барабан
Кошки
Трещотки балалайка
Гусли ложки чечётки
Баран гуси
4. Составление слов, с целью выяснения значения слова “хвосты”.
- А вот и первая улица. Как она называется? (Читают хором).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этой улице?
У кого есть хвосты?
(Высказывания детей).
- А вот какое значение слова “хвосты” даётся в Толковом словаре.
Хвост –
1. Придаток на задней части тела животного или вообще задняя суженныя часть тела животного.
2. Задняя часть летательного аппарата.
3. Задняя часть длинного подола.
4. Задняя конечная часть чего-нибудь движущегося; вообще что-нибудь длинное, движущееся.
5. Вообще удлинённая оконченность чего-нибудь.
6. Вереница людей идущих или стоящих друг за другом.
7. Хвосты (мн.ч.). Отходы после обогащения полезных ископаемых.
8. (переносное) Остаток, невыполненная часть чего-нибудь (обычно экзаменационная задолженность).
- Но сегодня мы поговорим о других хвостах. О каких, догадайтесь сами.
Посмотрите, на улице странные слова, все без головы.
Мы внимательно посмотрим, быстро головы найдём и слова прочтём.
Ша ба ща
(Каша, Маша, наша, Саша;
Изба, рыба, жаба, баба;
Роща, чаща, пища).
- Чем похожи слова каждого столбика?
(У них одинаковые концы-хвосты).
- А вот выросла волшебная ель. Почему она волшебная?
(Можно составить слова, на конце которых – ель).
(Мель, дрель, трель, апрель, тоннель).
- Можно сказать, что эти слова похожи хвостиками? (Да).
Часто на уроках мы с вами читаем стихи. Только Волшебница Речь делает обычные слова и предложения в стихах не только интересными, но и складными – их легко читать, произносить и запоминать. Как она это делает, мы с вами и узнаем.
Откройте тетради на странице 40.
5. Работа в тетради на странице 40, 38.
- Прочитайте стихотворение про себя, вслух по четверостишиям, целиком.
- Почему легко читать стихи? (У них есть созвучные слова).
- Назовите их.
- Почему на иллюстрации одинаковые хвосты?
(Потому что слова имеют тоже похожие хвосты).
- Напишите созвучные слова на перьях одинакового цвета.
- Молодцы! На странице 38 рассмотрите рисунок, на котором человечек ловит бабочек. Прочитайте, что написано, на майке у человечка.
- Прочитайте выделенные слова. Какие из них созвучны?
- Как вы думаете, какую из бабочек хочет поймать человечек. Почему?
(У него в руке шарик. Он созвучен со словами комарик, фонарик. Этих бабочек и хочет поймать человечек).
- Назовите ещё группу бабочек с похожими “хвостиками”.
(Дочка, точка, бочка).
- Теперь вы поняли, почему улица называется “Похожие Хвосты”?
- О каких хвостах мы говорили? (О хвостах похожих у слов).
- Конечно, многие слова бывают похожи, как волшебные птицы своими “хвостиками”. Эти “хвостики” называются рифмой.
Мы вышли на улицу… (хором).
Рифма.
6. Беседа.
– Почему она так называется?
Кто здесь живёт? (Рифмы).
Что же такое рифма? (Высказывания детей).
- А вот толкование этого слова из словаря. (Читает один ученик с плаката, потом хором).
(Рифма – это созвучие концов стихотворных строк).
- Рифма бывает мужская и женская. Мужская рифма – это рифма с ударением на последнем слоге стиха, женская – с ударение на предпоследнем слоге стиха.
Рифмовать – значит подбирать слова для получение рифмы.
- А вот наша знакомая.
7. Палочка-Сочинялочка (Кукла пальчиковая).
- Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки.
Хотите поиграть со мной?
Игра “Поиграем в рифму”.
Горка - … корка, норка…
Опушка - … ушко, подушка…
Мартышка - … книжка, мышка…
Лес - … чудес, небес…
8. – Молодцы! Я вижу вам понравилась игра. Сейчас я с вами проведу похожую игру, но здесь нужно быть очень внимательными. Когда я буду называть созвучные слова – рифмы, вы хлопайте в ладошки, если – нет - поднимайте руки вверх.
Внимание! Готовы?
Снежинки – пушинки
Печальный – хрустальный
Речка – лёд
Печка – свечка
Точка – почка
Зима – мороз
Искать – играть
Шалить – ловить
Класс – дети
9.
За улицей лужок.
Собирались музыканты
На зелёный, на лужок.
Приносили музыканты –
Кто сопелку, кто рожок.
Столько музыкантов –
Столько и талантов.
Стали музыканты выбирать себе музыкальные инструменты. Как вы думаете, кто какие инструменты выбрал?
(На лужке слова. Дети ставят их парами. Учитель рядом картинки: кошки играют на ложках и т.д.)
Зайка – балалайка
Кошки – ложки
Баран – барабан
Чечётки – трещотки
Гуси - гусли
10. – Молодцы! Есть ещё игра для вас.
Я начну стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
- Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).- Где обедал воробей?
- В зоопарке у … (зверей).- А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым… (ножиком).- Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен… (иней).- Зимой, на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнуло яблоки.
Ведь это… (снегири).
11. - Молодцы! А сейчас задание посложнее. Я буду читать стихи, а вы из трёх рифм должны выбрать одну (на таблицах слова).
|
Красная Прекрасная Первоклассная |
|
Сыночек Дружочек Свисточек |
|
Жужжит Дрожит Скрипит |
|
Миска Ириска Киска. |
12. Работа в тетради страница 39.
Д/и “Доскажи словечко”.
Один ученик читает двустишие, все хором называют последнее, рифмующееся слово, а потом его записывают.
(кошки, мед, корку, гол, крошки, лапки, горох).
13. Сценка “Как Незнайка сочинял стихи”.
14. – Ребята, а вы как думаете, легко сочинять стихи?
- А хотите научиться сочинять стихи? В этом нам тоже поможет Волшебница Речь.
Сначала подберите рифму:
Птичка - … синичка
Теперь я произнесу первую строку, а вы придумайте вторую.
На кормушку села птичка…
(Желтогрудая синичка).
- Получилось? Молодцы!
Опушка … - ушко
Заяц плакал на опушке… (У него замёрзли ушки).
Снежок… - лужок. (дружок, кружок).
Выпал беленький снежок… (И покрыл он весь лужок).
Полюбуйся ты, дружок, Стали дети все в кружок).
Лес… - чудес
Здравствуй лес, зимний лес… (Полный сказок и чудес).
15. - Молодцы! Какой же секрет Волшебницы Речи мы раскрыли? (рифму).
- Что же такое рифма?
16. Теперь вы умеете сочинять стихи. Я вам дам только опорные слова, а вы попробуйте сами сочинить двустишие.
Лесу вчера вечером в лесу Лису встретим рыжую лису Зима пришла красавица – зима Земля и стала праздничной земля.
17. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Чтобы веселее нам было в пути, нам песенка с вами поможет дойти.
Песня “Вместе весело шагать”.
- Понравилось вам путешествие?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было самое интересное?
За то, что слушали внимательно
И помогали мне старательно,
Благодарю вас за внимание,
Урок окончен – до свидания!