Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic. Проект "Строение сердца"

Разделы: Информатика


В результате изучения данной темы студент будет:

Уметь: создать проект из нескольких форм на языке Visual Basic:

  • вставить в проект необходимые формы
  • разместить на формах объекты управления
  • присвоить соответствующие цели проекта значения свойствам объектов управления
  • записать программный код объектов, связанный с событием Click
  • записать программный код объектов, связанный с методами Show и Hide
  • записать процедуру выхода из программы
  • записать проект на диск
  • запустить программу на выполнение с целью проверки и внесения соответствующих корректив по результатам этой проверки

Знать:

  • порядок создания проекта из нескольких форм
  • порядок соглашения о наименовании объектов
  • назначение и свойства объектов управления Label, Image, CommandButton, PictureBox, Frame и OptionButton
  • методы Show и Hide
  • порядок записи на диск и отладки проекта

МОТИВАЦИЯ.

Навык логического мышления профессионально значим для любого современного специалиста, а для медицинского работника – в особенности. Ведь неумение медицинской сестры четко спланировать свои действия может стоить кому-то жизни. Разрабатывая на уроках информатики программное обеспечение, выстраивая логическую структуру алгоритмов, студенты приобретают профессионально необходимые навыки анализа, синтеза и планирования.

Психология и педагогика утверждают: прочность знаний пропорциональна количеству анализаторов, задействованных в процессе получения этих знаний.

Создание творческих проектов на материале медицинского содержания (в данном уроке – анатомическом) позволяет максимально использовать возможности мультимедийных технологий для изучения клинических дисциплин.

Оснащение занятия:

  • Материально-техническое:

Персональный компьютер:

  1. Операционная система Windows 2000,
  2. Программная среда Visual Basic. 5. 0 или поздние версии.
  3. Электронный тест “Основы VB”.

Учебно-методическое:

  1. Методическое пособие: теоретические сведения о новых объектах, используемых на данном занятии; терминологический словарь; инструкция к осуществлению проектной деятельности; упражнения для профилактической гимнастики.
  2. Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии (стр. 157 – 213).
  3. Стенд по технике безопасности и профилактике заболеваний при работе на компьютере.

Межпредметные связи:

Анатомия:

  • строение сердца
  • основные входные вены

Внутрипредметные связи:

  • алгоритмы действий в среде операционной системы Windows
  • алгоритмы действий в программной среде Visual Basic. 5. 0.

Печатный аналог вопросов электронного теста.

Студентам предлагаются различные комбинации из 15 вопросов данного списка.

  1. Объектом, выводящим на экран монитора графический образ (рисунок), является. . .
    1. Label
    2. Image
    3. Shape
  2. Ни одно событие не связано с объектом. . .
    1. Label
    2. PictureBox
    3. Shape
  3. Процедура обработки события состоит из. . .
    1. заголовка, тела и признака конца процедуры
    2. начала, тела и признака конца процедуры
    3. заголовка, содержимого и конца процедуры
  4. Имена объектов в языке VB. . .
    1. должны начинаться с буквы
    2. могут включать латинские буквы, знаки пробела и подчеркивания
    3. должны совпадать с зарезервированными словами (названиями свойств, методов и прочих)
  5. Имена объектов в VB нумеруются (по умолчанию). . .
    1. римскими цифрами
    2. латинскими буквами
    3. арабскими цифрами
  6. Длина и ширина объектов определяются свойствами. . .
    1. Width и Height
    2. BorderWidth и Height
    3. Width и ScaleHeight
  7. Положение объекта на форме определяется значениями его свойств. . .
    1. Top и Left
    2. Top и Right
    3. Width и Left
  8. Условный алгоритм реализуется в VB посредством. . .
    1. оператора присваивания
    2. оператора If
    3. функции Int
  9. Преобразует последовательность цифр в число функция. . .
    1. Rnd
    2. Int
    3. Val
  10. Цвет командной кнопки определяется свойством. . .
    1. Font
    2. Style
    3. BackColor
  11. Объектом, выводящим на экран монитора надпись, является. . .
    1. Image
    2. Label
    3. TextBox
  12. Для того чтобы в нужный момент убрать с экрана монитора форму, необходимо воспользоваться методом. . .
    1. Show
    2. Hide
    3. Rnd
  13. Объект становится невидимым, если его свойству Visible присвоено значение. . .
    1. None
    2. True
    3. False
  14. Свойством Caption обладает объект. . .
    1. CommandButton
    2. Image
    3. PictureBox
  15. Текстовое поле состоит из нескольких строк, если его свойству MultiLine присвоено значение. . .
    1. True
    2. False
    3. ScrollBar
  16. Свойство Alignment. . .
    1. принимает одно из двух различных значений
    2. принимает всегда одно и то же единственное значение
    3. принимает одно из трех различных значений
  17. Устанавливает курсор в текстовое поле команда. . .
    1. SetFocus
    2. TextClick
    3. SetClick
  18. Click – это. . .
    1. объект
    2. свойство
    3. событие
  19. Чтобы сделать объект незаметным на форме, но поддающимся событию Click, необходимо. . .
    1. свойству Visible присвоить значение False
    2. свойству BackStyle присвоить значение Transparent
    3. свойству BackStyle присвоить значение Transparent, а свойству BorderStyle – значение None
  20. Чтобы добавить форму в проект, необходимо дать команду. . .
    1. Project – AddForm
    2. Project – FormShow
    3. File – Save Form as…
  21. Свойство Picture позволяет. . .
    1. загружать на объекты графические файлы
    2. изменять цвет объекта и задавать текстуру
    3. преобразовать многоцветный рисунок на объекте в черно-белое изображение
  22. Рамка вокруг метки или графического образа определяется свойством. . .
    1. BorderStyle
    2. Style
    3. Alignment
  23. Свойству Stretch объекта Image соответствует свойство объекта PictureBox. . .
    1. Picture
    2. Autosize
    3. BackStyle
  24. Текст, набранный на клавиатуре, вводится в память компьютера через объект. . .
    1. Label
    2. TextBox
    3. CommandButton
  25. Заголовок формы определяется свойством…
    1. Caption
    2. BackColor
    3. BorderStyle

Изучение нового материала.

Деятельность преподавателя – Проблемное изложение нового материала.

Деятельность студентов – Осмысление сказанного преподавателем, конспектирование, участие в обсуждении проекта.

Постановка задачи.

На данном уроке нам предстоит создать программу “Строение сердца”. Программа будет иметь два режима работы: изучение строения сердца и контроль знаний по входным венам.

Пользователь программы может выбрать режим работы. Для этого надо щелкнуть по одной из кнопок меню (рисунок слева).

Если щелкнуть по кнопке “Узнай”, форма меню исчезнет с экрана, а вместо нее появится новая форма (рисунок справа).

На ней находится рисунок сердца. При нажатии левой кнопкой мыши в области сердца компьютер выводит на экран название соответствующей области. Нажатие на кнопку “Меню” закрывает текущую форму и вызывает на экран форму-меню (рисунок слева).

При нажатии на кнопку “Проверь себя” появляется форма следующего вида (рисунок слева).

Пользователю предлагается внимательно рассмотреть иллюстрацию, определить функцию выделенной вены, установив флажок, и нажать соответствующую кнопку. В ответ на действия пользователя компьютер выдаст сообщение о том, правильными ли были рассуждения пользователя, и иллюстрация изменится (рисунок справа). Нажатие кнопки “Меню” также обеспечивает возврат к исходной форме.

Командная кнопка “Выход” на первой форме обеспечивает выход из программы.

Описание проекта.

Проект состоит из трех форм: форма-меню “Строение сердца”, “Строение сердца. Обучение” и “Строение сердца. Контроль”.

Самостоятельная практическая работа студентов.

Деятельность преподавателя – Предлагает вниманию учащихся план работы над проектом, отвечает на возникшие у студентов вопросы и консультирует учащихся в процессе проектирования.

Деятельность студентов – После ознакомления с проектом и порядком работы над ним, приступают к компьютерной реализации проекта: создают формы, размещают на формах объекты управления, записывают программные коды процедур обработки событий, производят отладку программы.

Инструкция к осуществлению проектной деятельности.

План работы над проектом “Строение сердца”:

  1. Откройте Visual Basic и установите нужный размер формы. Свойству Name формы присвойте значение FrmMain и измените свойство Caption формы. Создайте на форме три командных кнопки. Измените цвет кнопок и надписи на них.
  2. Добавьте в проект новую форму [Project – Add Form], дайте ей имя FrmTrain и измените свойство Caption.
  3. Разметите на форме FrmTrain метку с именем Label1 и сделайте надпись “Щелкни мышкой в области сердца, чтобы узнать ее название”.
  4. Разместите на форме объект PictureBox и загрузите в него графический файл, находящийся по адресу \\Рабочий стол\графика к проекту. Свойству Autosize присвойте значение True (истина).
  5. Создайте объект Label2 и измените его свойства BorderStyle (установите значение Fixed Single), BackColor (белый цвет), Caption (нет надписи), Font (по своему усмотрению), Alignment (по центру).
  6. Разместите сверху объекта PictureBox одиннадцать Меток так, чтобы они закрывали синие маркеры областей сердца.
  7. Запишите в процедуры Label3_Click() … Label11_Click() оператор, который выводит в метку Label2 названия областей сердца.
  8. Сделайте объекты Label3 … Label11 незаметными. Для этого свойству ВасkStуlе присвойте значение Transparent (прозрачный), свойству BorderStyle – значение None и сотрите надписи (свойство Caption).
  9. Создайте командную кнопку с названием “Меню” и запишите код процедуры Command1_Click. Эта кнопка будет осуществлять переход к форме, содержащей меню.
  10. Перейдите в форму FrmMain и запишите в процедуру Command1_Click (кнопка “Узнай!”) команду открытия формы FrmTrain.
  11. Запишите код процедуры командной кнопки “Выход”.
  12. Сохраните проект в отдельной папке. Для этого выполните команду [File>Save Project as…].
  13. Запустите программу и проверьте, работает ли форма “Строение сердца. Обучение”. Пощелкайте мышью в различных областях сердца. Если форма выглядит не очень красиво, остановите программу и внесите изменения. Если что-нибудь не работает, исправьте ошибку. После каждого изменения программы нажимайте кнопку Save.
  14. Добавьте еще одну форму. Назовите ее FrmCnt. Разместите на ней следующие объекты:
    • 3 объекта Label – Label1(“Внимательно рассмотри иллюстрацию и определи название выделенной вены”), Label2 (“Нажми соответствующую кнопку”), Label3 (в момент старта программы без названия);
    • 4 командные кнопки – Command1 (“верхняя полая вена”), Command2 (“легочная вена”), Command3 (“нижняя полая вена”), Command4 (“меню”);
    • 3 объекта Image (наложенных друг на друга) с графическими файлами из папки Графика к проекту, свойству Visible объекта Image1 присвойте значение True, а свойству Visible объектов Image2 и Image3 – значение False.
  15. Поместите на форму справа от объектов Image объект Frame и поместите в него (!) два объекта OptionButton, свойствам Caption которых присвойте значения “кровь, бедная кислородом” и “кровь, обогащенная кислородом”.
  16. Запишите программный код для командных кнопок с названиями вен так, чтобы в случае соответствия “рисунок (Image) – функция вены (OptionButton) – название вены (CommandButton)”, в объекте Label3 появлялась надпись “Молодец! Ответ правильный”, видимый объект Image заменялся другим; в противном случае – появлялась надпись “Неверно! Подумай еще” и видимый объект Image оставался неизменным.
  17. Запишите программный код кнопки “Меню” (аналогично форме FrmTrain).
  18. Сохраните программу еще раз.

Закрепление нового материала.

Деятельность преподавателя - Предлагает учащимся составить логические цепочки из пяти понятий языка VB, например, “Поместите одно свойство объекта среди названий объектов”.

Деятельность студентов - Составляют логические цепочки, нумеруя их в соответствии с заданиями, например, “Image, Caption, Label, PictureBox, TextBox”.

Образец готового проекта, описание программных кодов процедур и необходимую графику к проекту см. в папке Приложение.

Приложение 1