В результате изучения данной темы студент будет:
Уметь: создать проект из нескольких форм на языке Visual Basic:
- вставить в проект необходимые формы
- разместить на формах объекты управления
- присвоить соответствующие цели проекта значения свойствам объектов управления
- записать программный код объектов, связанный с событием Click
- записать программный код объектов, связанный с методами Show и Hide
- записать процедуру выхода из программы
- записать проект на диск
- запустить программу на выполнение с целью проверки и внесения соответствующих корректив по результатам этой проверки
Знать:
- порядок создания проекта из нескольких форм
- порядок соглашения о наименовании объектов
- назначение и свойства объектов управления Label, Image, CommandButton, PictureBox, Frame и OptionButton
- методы Show и Hide
- порядок записи на диск и отладки проекта
МОТИВАЦИЯ.
Навык логического мышления профессионально значим для любого современного специалиста, а для медицинского работника – в особенности. Ведь неумение медицинской сестры четко спланировать свои действия может стоить кому-то жизни. Разрабатывая на уроках информатики программное обеспечение, выстраивая логическую структуру алгоритмов, студенты приобретают профессионально необходимые навыки анализа, синтеза и планирования.
Психология и педагогика утверждают: прочность знаний пропорциональна количеству анализаторов, задействованных в процессе получения этих знаний.
Создание творческих проектов на материале медицинского содержания (в данном уроке – анатомическом) позволяет максимально использовать возможности мультимедийных технологий для изучения клинических дисциплин.
Оснащение занятия:
- Материально-техническое:
Персональный компьютер:
- Операционная система Windows 2000,
- Программная среда Visual Basic. 5. 0 или поздние версии.
- Электронный тест “Основы VB”.
Учебно-методическое:
- Методическое пособие: теоретические сведения о новых объектах, используемых на данном занятии; терминологический словарь; инструкция к осуществлению проектной деятельности; упражнения для профилактической гимнастики.
- Учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и информационные технологии (стр. 157 – 213).
- Стенд по технике безопасности и профилактике заболеваний при работе на компьютере.
Межпредметные связи:
Анатомия:
- строение сердца
- основные входные вены
Внутрипредметные связи:
- алгоритмы действий в среде операционной системы Windows
- алгоритмы действий в программной среде Visual Basic. 5. 0.
Печатный аналог вопросов электронного теста.
Студентам предлагаются различные комбинации из 15 вопросов данного списка.
- Объектом, выводящим на экран монитора
графический образ (рисунок), является. . .
- Label
- Image
- Shape
- Ни одно событие не связано с объектом. . .
- Label
- PictureBox
- Shape
- Процедура обработки события состоит из. . .
- заголовка, тела и признака конца процедуры
- начала, тела и признака конца процедуры
- заголовка, содержимого и конца процедуры
- Имена объектов в языке VB. . .
- должны начинаться с буквы
- могут включать латинские буквы, знаки пробела и подчеркивания
- должны совпадать с зарезервированными словами (названиями свойств, методов и прочих)
- Имена объектов в VB нумеруются (по умолчанию). . .
- римскими цифрами
- латинскими буквами
- арабскими цифрами
- Длина и ширина объектов определяются
свойствами. . .
- Width и Height
- BorderWidth и Height
- Width и ScaleHeight
- Положение объекта на форме определяется
значениями его свойств. . .
- Top и Left
- Top и Right
- Width и Left
- Условный алгоритм реализуется в VB посредством. .
.
- оператора присваивания
- оператора If
- функции Int
- Преобразует последовательность цифр в число
функция. . .
- Rnd
- Int
- Val
- Цвет командной кнопки определяется свойством. .
.
- Font
- Style
- BackColor
- Объектом, выводящим на экран монитора надпись,
является. . .
- Image
- Label
- TextBox
- Для того чтобы в нужный момент убрать с экрана
монитора форму, необходимо воспользоваться
методом. . .
- Show
- Hide
- Rnd
- Объект становится невидимым, если его свойству
Visible присвоено значение. . .
- None
- True
- False
- Свойством Caption обладает объект. . .
- CommandButton
- Image
- PictureBox
- Текстовое поле состоит из нескольких строк,
если его свойству MultiLine присвоено значение. . .
- True
- False
- ScrollBar
- Свойство Alignment. . .
- принимает одно из двух различных значений
- принимает всегда одно и то же единственное значение
- принимает одно из трех различных значений
- Устанавливает курсор в текстовое поле команда. .
.
- SetFocus
- TextClick
- SetClick
- Click – это. . .
- объект
- свойство
- событие
- Чтобы сделать объект незаметным на форме, но
поддающимся событию Click, необходимо. . .
- свойству Visible присвоить значение False
- свойству BackStyle присвоить значение Transparent
- свойству BackStyle присвоить значение Transparent, а свойству BorderStyle – значение None
- Чтобы добавить форму в проект, необходимо дать
команду. . .
- Project – AddForm
- Project – FormShow
- File – Save Form as…
- Свойство Picture позволяет. . .
- загружать на объекты графические файлы
- изменять цвет объекта и задавать текстуру
- преобразовать многоцветный рисунок на объекте в черно-белое изображение
- Рамка вокруг метки или графического образа
определяется свойством. . .
- BorderStyle
- Style
- Alignment
- Свойству Stretch объекта Image соответствует
свойство объекта PictureBox. . .
- Picture
- Autosize
- BackStyle
- Текст, набранный на клавиатуре, вводится в
память компьютера через объект. . .
- Label
- TextBox
- CommandButton
- Заголовок формы определяется свойством…
- Caption
- BackColor
- BorderStyle
Изучение нового материала.
Деятельность преподавателя – Проблемное изложение нового материала.
Деятельность студентов – Осмысление сказанного преподавателем, конспектирование, участие в обсуждении проекта.
Постановка задачи.
На данном уроке нам предстоит создать программу “Строение сердца”. Программа будет иметь два режима работы: изучение строения сердца и контроль знаний по входным венам.
Пользователь программы может выбрать режим работы. Для этого надо щелкнуть по одной из кнопок меню (рисунок слева).
Если щелкнуть по кнопке “Узнай”, форма меню исчезнет с экрана, а вместо нее появится новая форма (рисунок справа).
На ней находится рисунок сердца. При нажатии левой кнопкой мыши в области сердца компьютер выводит на экран название соответствующей области. Нажатие на кнопку “Меню” закрывает текущую форму и вызывает на экран форму-меню (рисунок слева).
При нажатии на кнопку “Проверь себя” появляется форма следующего вида (рисунок слева).
Пользователю предлагается внимательно рассмотреть иллюстрацию, определить функцию выделенной вены, установив флажок, и нажать соответствующую кнопку. В ответ на действия пользователя компьютер выдаст сообщение о том, правильными ли были рассуждения пользователя, и иллюстрация изменится (рисунок справа). Нажатие кнопки “Меню” также обеспечивает возврат к исходной форме.
Командная кнопка “Выход” на первой форме обеспечивает выход из программы.
Описание проекта.
Проект состоит из трех форм: форма-меню “Строение сердца”, “Строение сердца. Обучение” и “Строение сердца. Контроль”.
Самостоятельная практическая работа студентов.
Деятельность преподавателя – Предлагает вниманию учащихся план работы над проектом, отвечает на возникшие у студентов вопросы и консультирует учащихся в процессе проектирования.
Деятельность студентов – После ознакомления с проектом и порядком работы над ним, приступают к компьютерной реализации проекта: создают формы, размещают на формах объекты управления, записывают программные коды процедур обработки событий, производят отладку программы.
Инструкция к осуществлению проектной деятельности.
План работы над проектом “Строение сердца”:
- Откройте Visual Basic и установите нужный размер формы. Свойству Name формы присвойте значение FrmMain и измените свойство Caption формы. Создайте на форме три командных кнопки. Измените цвет кнопок и надписи на них.
- Добавьте в проект новую форму [Project – Add Form], дайте ей имя FrmTrain и измените свойство Caption.
- Разметите на форме FrmTrain метку с именем Label1 и сделайте надпись “Щелкни мышкой в области сердца, чтобы узнать ее название”.
- Разместите на форме объект PictureBox и загрузите в него графический файл, находящийся по адресу \\Рабочий стол\графика к проекту. Свойству Autosize присвойте значение True (истина).
- Создайте объект Label2 и измените его свойства BorderStyle (установите значение Fixed Single), BackColor (белый цвет), Caption (нет надписи), Font (по своему усмотрению), Alignment (по центру).
- Разместите сверху объекта PictureBox одиннадцать Меток так, чтобы они закрывали синие маркеры областей сердца.
- Запишите в процедуры Label3_Click() … Label11_Click() оператор, который выводит в метку Label2 названия областей сердца.
- Сделайте объекты Label3 … Label11 незаметными. Для этого свойству ВасkStуlе присвойте значение Transparent (прозрачный), свойству BorderStyle – значение None и сотрите надписи (свойство Caption).
- Создайте командную кнопку с названием “Меню” и запишите код процедуры Command1_Click. Эта кнопка будет осуществлять переход к форме, содержащей меню.
- Перейдите в форму FrmMain и запишите в процедуру Command1_Click (кнопка “Узнай!”) команду открытия формы FrmTrain.
- Запишите код процедуры командной кнопки “Выход”.
- Сохраните проект в отдельной папке. Для этого выполните команду [File>Save Project as…].
- Запустите программу и проверьте, работает ли форма “Строение сердца. Обучение”. Пощелкайте мышью в различных областях сердца. Если форма выглядит не очень красиво, остановите программу и внесите изменения. Если что-нибудь не работает, исправьте ошибку. После каждого изменения программы нажимайте кнопку Save.
- Добавьте еще одну форму. Назовите ее FrmCnt.
Разместите на ней следующие объекты:
- 3 объекта Label – Label1(“Внимательно рассмотри иллюстрацию и определи название выделенной вены”), Label2 (“Нажми соответствующую кнопку”), Label3 (в момент старта программы без названия);
- 4 командные кнопки – Command1 (“верхняя полая вена”), Command2 (“легочная вена”), Command3 (“нижняя полая вена”), Command4 (“меню”);
- 3 объекта Image (наложенных друг на друга) с графическими файлами из папки Графика к проекту, свойству Visible объекта Image1 присвойте значение True, а свойству Visible объектов Image2 и Image3 – значение False.
- Поместите на форму справа от объектов Image объект Frame и поместите в него (!) два объекта OptionButton, свойствам Caption которых присвойте значения “кровь, бедная кислородом” и “кровь, обогащенная кислородом”.
- Запишите программный код для командных кнопок с названиями вен так, чтобы в случае соответствия “рисунок (Image) – функция вены (OptionButton) – название вены (CommandButton)”, в объекте Label3 появлялась надпись “Молодец! Ответ правильный”, видимый объект Image заменялся другим; в противном случае – появлялась надпись “Неверно! Подумай еще” и видимый объект Image оставался неизменным.
- Запишите программный код кнопки “Меню” (аналогично форме FrmTrain).
- Сохраните программу еще раз.
Закрепление нового материала.
Деятельность преподавателя - Предлагает учащимся составить логические цепочки из пяти понятий языка VB, например, “Поместите одно свойство объекта среди названий объектов”.
Деятельность студентов - Составляют логические цепочки, нумеруя их в соответствии с заданиями, например, “Image, Caption, Label, PictureBox, TextBox”.
Образец готового проекта, описание программных кодов процедур и необходимую графику к проекту см. в папке Приложение.