Организация контроля на уроках информатики в 10-м классе по теме "Информация и информационные процессы"

Разделы: Информатика


Введение

Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля - очень важные составляющие в учебном процессе. Уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. А предмет информатики настолько молодой, что любой этап урока требует очень больших усилий со стороны педагога.

Учащиеся воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим.

Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащихся, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.

Учитель должен знать чему научил,
учащийся чему научился.

Е. Н. Ильин.

Контрольные мероприятия при изучении темы “Информация и информационные процессы” на основе деятельности теории обучения.

1. Содержание знаний и умений учащихся по теме “Информация и информационные процессы”

Прежде чем проводить текущий, рубежный или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а, следовательно, есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения, в соответствии с учебно-методическим комплексом, в который входят:

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2005;

Балюкина А. А., Вавилова Н. Ю. Сборник задач по информатике. “Информация и информационные процессы”. “Основы логики”. – Магнитогорск: МаГУ, 2006 (2007)

Итак, учащиеся должны:

Знать:

  • представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе;
  • виды и свойства информации, информационные процессы;
  • единицы измерения количества информации;
  • единицы измерения скорости передачи информации;
  • иметь представление о кодировании генетической, числовой, текстовой, графической и звуковой информации;
  • что такое система счисления;
  • в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления;
  • правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • правила выполнения арифметических операций в различных системах счисления;
  • правила записи числа в памяти компьютера.

Уметь:

  • приводить примеры информации, информационных процессов;
  • приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
  • определять количество информации (используя различные подходы);
  • пересчитывать количество информации в различных единицах измерения;
  • рассчитывать скорость передачи информации;
  • приводить примеры двоичного кодирования информации;
  • определять числовой код символа;
  • вводить символ по числовому коду в текстовых редакторах;
  • приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
  • переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
  • осуществлять переводы чисел в системах счисления с основанием 2n;
  • выполнять простейшие арифметические операции с числами в различных системах счисления;
  • выполнять простейшие арифметические операции с целыми и вещественными десятичными числами в памяти компьютера.

Указанные знания и умения учащихся соответствуют минимуму и стандарту образования старшей школы на профильном уровне.

2. Циклы усвоения знаний

Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимо данную тему “Информация и информационные процессы” разбить на логические циклы усвоения знаний и умений учащихся.

На данный раздел отводится 40 часов. Я предлагаю следующие циклы усвоения знаний:

1. Понятие информации. Информационные процессы.

В этом цикле рассматриваются следующие вопросы:

Вещественно-энергетическая и информационная картина мира.

Информация как мера упорядоченности в неживой природе.

Информация и энтропия.

Информация и знания.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Информационные процессы в управлении.

Системы с обратной связью.

2. Определение количества полученной информации.

В этом цикле рассматриваются следующие вопросы:

Содержательный подход к определению количества полученной информации.

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знаний.

Единицы измерения количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

Вероятностный подход к определению количества информации.

3. Представление числовой информации с помощью систем счисления.

В этом цикле рассматриваются следующие вопросы:

Позиционные и непозиционные системы счисления.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

Системы счисления, используемые в компьютере.

Переводы чисел в различных системах счислении.

Арифметика в различных системах счисления.

Структура памяти компьютера. Структура дисков.

Представление чисел в памяти компьютера. Арифметика в памяти компьютера.

4. Кодирование и хранение информации.

В этом цикле рассматриваются следующие вопросы:

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

Кодирование генетической информации.

Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.

Хранение текстовой, графической и звуковой информации.

3. Календарный план

Календарный план темы может выглядеть следующим образом:

Цикл № урока Тема урока Форма контроля
  1 Диагностическая работа (нулевой срез) входной контроль
1 2 Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.

Аппаратные и программные средства информатизации.

Информационное общество.

 
3 Понятие "информация" и свойства информации.  
  4 Единицы измерения количества информации.

Подходы к определению количества информации. Содержательный подход.

 
2 5 – 6 Проверочная работа №1 (тест) “Понятие информации и информационных процессов”

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

промежуточный контроль
7 – 8 Алфавитный подход к определению количества информации. ИДЗ №1 “Определение количества информации”
9 – 10 Проверочная работа №2 “Определение количества информации при совершении равновероятных событий”.

Вероятностный подход к определению количества информации.

Формула Хартли. Формула Шеннона.

текущий контроль
11 – 12 Решение задач “Определение количества информации”.  
13 Контрольная работа №1 "Определение количества информации". рубежный контроль
3 14 Представление информации в компьютере  
15 – 16 Анализ контрольной работы. РНО. Представление числовой информации с помощью систем счисления.  
17-18 Проверочная работа №3 “Числа в различных системах счисления”.

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Решение задач “Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную и обратно”.

Текущий контроль

ИДЗ №2 “Представление числовой информации с помощью систем счисления”

19 – 20 Решение задач “Перевод чисел из СС с основанием 2 в систему счисления с основанием 2n и обратно”.

Решение задач “Перевод произвольных чисел из одной системы счисления в другую”.

 
21 – 22 Проверочная работа № 4 “Переводы чисел из одной системы счисления в другую”

Арифметические операции в ПСС.

текущий контроль
23 – 24 Проверочная работа №5 “Арифметические операции в ПСС”.

Представление информации в компьютере. Структура внутренней памяти.

текущий контроль
25 Контрольная работа №2 "Представление числовой информации с помощью систем счисления" рубежный контроль
26 Структура дисков. Хранение информации.  
  27 – 28 Анализ контрольной работы. РНО.

Представление чисел в компьютере в формате с фиксированной запятой (целых чисел).

 
  29 – 30 Проверочная работа №6 "Представление целых чисел в памяти компьютера"

Арифметические действия над целыми числами

текущий контроль
 
  31 – 32 Проверочная работа №7 “Арифметические операции над целыми числами во внутреннем представлении”

Представление чисел в компьютере в формате с плавающей запятой (вещественных чисел)

текущий контроль
 
  33 Проверочная работа №8 “Представление чисел в памяти компьютера”. текущий контроль
 
  34 Двоичное кодировании текстовой информации. Практ.раб.№2"Представление текста в различных кодировках". Кодирование и декодирование текста.  
  35 – 36 Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука.

Двоичное кодирование графической и звуковой информации.

Решение задач "Хранение графической и текстовой информации"

ИДЗ №3 “Кодирование графической и звуковой информации”
 
4
 
  37 – 38 Решение задач "Хранение звуковой информации"

Решение задач "Представление информации в компьютере"

 
 
  39 – 40 Контрольная работа №3(итоговая) “Информация и информационные процессы” Итоговый контроль
 

Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл усвоения знаний заканчивается рубежным контролем. Перед тем как провести рубежную, а также итоговую контрольную работу предлагается индивидуальное домашнее задание (ИДЗ), которое выдается не менее чем за неделю до проведения рубежной и итоговой работ. Тем самым учащиеся не только отрабатывают необходимые навыки для успешного выполнения контрольной работы, но и видят и устраняют пробелы самостоятельно или с помощью учителя.

Примечание: с текстами ИДЗ, практических и контрольных работ, а также с критериями оценивания можно ознакомиться в приложении 1. В приложении 2 приведен цикл уроков с применением текущего контроля.

Приложение 3

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Контроль знаний учащихся. Обзорная информация. – М., НИИВЖ, 1986.
  2. Н.А. Гришанова. Тестовый контроль знаний и умений студентов: методические рекомендации.
  3. Пороцкий Э.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1986.
  4. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике / сост. Ю.Д. Кабалевский – М.:Просвещение,1988
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2005;
  6. Балюкина А.А., Вавилова Н.Ю. Сборник задач по информатике. “Информация и информационные процессы”. “Основы логики”. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.