Применение опорных схем при изучении темы "Химическое равновесие"

Разделы: Химия


Программа по химии предусматривает ознакомление учащихся с понятием ,,химическое равновесие” . Мною накоплен опыт по методике преподавания этой темы с применением опорных схем. В начале занятия знакомлю учащихся с понятием обратимости химических реакций и химического равновесия, а также привожу примеры обратимых реакций.

Важнейшая особенность многих химических реакций – их обратимость: одновременно с прямой реакцией между исходными веществами протекает обратная - химическое взаимодействие между продуктами реакции, приводящее к образованию исходных веществ. Предел протекания такой обратимой реакции – установление химического равновесия. Равновесная смесь содержит все вещества, входящие и в левую, и в правую части стехиометрического уравнения реакции. Пример обратимой гомогенной реакции образования и разложения оксида серы (YI):

2SO2 + O2 = 2SO3 + Q

Поскольку скорость химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ, то в начале (t1-время начала реакции) скорость прямой ( Uпр.) должна быть максимальной, а обратной(Uобр.) равна 0, т.е. при:

(t1); Uпр. = мах.; Uобр.=0

Через промежуток времени (t) концентрация реагирующих веществ уменьшается, а концентрация продуктов реакции увеличивается, поэтому скорость прямой реакции уменьшается (), а скорость обратной увеличивается () , т.е:

t; Uпр.; Uобр.

В определенный момент времени (t2) скорости прямой и обратной реакций становятся равными:

(t2); Uпр.=Uобр.(состояние химического равновесия)

Состояние химического равновесия сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия реакции: концентрация, температура, давление. Необходимо отметить, что состояние равновесия может быть достигнуто только в замкнутой системе, т.е.системе, содержащей постоянное суммарное( общее) количество вещества при постоянной температуре.

Далее, отмечаю, что факторы влияющие на химическое равновесие, были в свое время проанализированы французским ученым Ле Шателье, сформулировавшим в 1884 году принцип подвижного равновесия (принцип Ле Шателье)

“Если условия, при которых система находится в равновесии, изменить, то равновесие смещается в сторону тех процессов, которые этому изменению противодействуют”

Влияние концентрации на смещение химического равновесия отражаю в схеме:

Сисх.

Спр., где

Сисх.- концентрация исходных веществ;

Спр.- концентрация продуктов реакции.

Читается схема:

C увеличением концентрации исходных веществ равновесие смещается вправо, а с увеличением концентрации продуктов реакции равновесие смещается влево.

Делаем вывод, что если мы добавляем вещество, развивается процесс, в результате которого оно “поглощается”, превращаясь в продукты реакции. Удаление продукта из сферы реакции вызывает прямую реакцию при которой он образуется.

Следующая схема показывает влияние температуры на смещение химического равновесия

Где +Q-теплота экзотермической реакции;

-Q- теплота эндотермической реакции.

Читать схему следует, что с увеличением температуры, если реакция протекает с выделением теплоты, то равновесие смещается влево, а с поглощением вправо.

С целью уяснения учащимися влияния температуры на смещение химического равновесия при опросе на следующих уроках можно обсудить условия протекания реакций, обозначенных нижеприведенными уравнениями:

H2S = Н2+S- Q

2SO2+O2= 2SO3+Q

Влияние давления на смещение химического равновесия объясняю по схеме:

Р- давление

Y-объем

При повышении давления, если реакция протекает с увеличением объема, то равновесие смещается влево, а с уменьшением объема вправо.

Изменением давления смещение химического равновесия может быть достигнуто лишь в реакциях, идущих с изменением числа молей газообразных веществ.

Пример. Так, при образовании аммиака N2+3Н2=2NH3 увеличение давления способствует смещению равновесия в сторону образования NH3, а уменьшение давления - усилению противоположного процесса.

С целью рационального использования времени урока условие и решение задания, учащиеся также отражают по схеме.

Задание 1. В какую сторону сместится равновесие при повышении температуры и давления в следующих системах:

а) N2+3H2=2NH3+Q

б) N2+О2=2NO-Q

Пример ответа учащихся:

а) N2+3H2=2NH3+Q

t; P

б) N2+O2=2NO-Q

t ; P

Завершая обсуждение вопроса о химическом равновесии, отмечаю, что катализатор участвует в химическом процессе; образуя промежуточные соединения, он в равной мере увеличивает скорость обеих реакций – прямой и обратной, при этом не смещает химическое равновесие, но позволяет быстрее его достичь.

Эти знания очень важны для понимания учащимися сущности обратимых химических реакций, лежащих в основе получения многих веществ и выбора условий для проведения процессов на производстве.

Примечание:

Стрелочка показывает увеличение, - уменьшение, смещение вправо, смещение влево.