Цели:
- Ученики познакомятся с особым свойством воды, известным как поверхностное натяжение;
- Будут наблюдать за тем, как выглядит вода, как ощущается и какой у нее вкус;
- Будут сравнивать поведение капель воды на разных поверхностях;
- Проведут сравнение поведения капель воды и других жидкостей при движении по навощенной бумаге;
- Откроют другие свойства воды;
- Узнают многие способы использования воды.
Оборудование:
- Чистые стаканы, наполненные водой;
- Чашечки и два или три различных вида воды для дегустации (минеральная, водопроводная и газированная).
- Квадратики навощенной бумаги размером 15 х 15 для каждого ученика;
- Пипетки или тампоны;
- Банки с водой;
- Большой кусок навощенной бумаги и доска для капельных бегов;
- Изображения способов использования воды;
- Презентация “Волшебство воды”;
- Емкость с водой для каждого ученика;
- Монетки;
- Таблицы;
- Анкета самооценки учащегося;
- Различные предметы, цветы из цветной бумаги.
Ход урока
Утренний сбор.
Ученики стоят в кругу. Учитель показывает стакан с водой и спрашивает, что в нем находится. Просит подкрепить свои предположения, объяснив, почему они думают, что это вещество является водой.
- Почему вода важна для нас?
- Как мы используем воду?
Предлагает двум – трем ученикам попробовать на вкус три виды воды.
- Скажите, какая вода вам понравилась больше всего, почему.
- Опишите различия во вкусе.
- Почему вода из разных источников или после различных обработок может отличаться по вкусу?
Учитель предлагает вытянуть из мешочка жетончики с рисунками, но не показывать друг другу. Затем объединиться в группы, найдя жетоны с одинаковым рисунком.
Ребята занимают места в заранее обозначенных центрах.
Работа в центрах.
Мозговой штурм.
- Имеет ли вода собственную форму?
- Проверьте ваши предположения, выливая воду из круглого кувшина в квадратную или прямоугольную емкость. Принимает ли вода форму емкости, в которой находится?
- А какие еще жидкости ведут себя таким образом?
- Опустите руки в воду. Какая вода – твердая или мягкая? Приятная или липкая? Скользкая или шершавая?
- Давайте проведем капельные бега. Сейчас я расположу на линии старта капельки воды, масла, кукурузного сиропа и спирта.
- Угадайте, какая капля победит в гонке.
(Дети делают предположения.)
Учитель поднимает доску и дает возможность проверить предположения детей.
- Ребята, а теперь я покажу вам, как катать капельку воды по листочку навощенной бумаги.
- Проведите эксперимент со своими капельками госпожи Воды. Какова форма капли? Снизу? Сверху? Сбоку? Дотроньтесь до капельки медленно, а потом быстро. Капните еще одну капельку. Постарайтесь двигать капельку по листку и подталкивать ее ближе и ближе ко второй капле. Очень быстрым движением две капли неожиданно сливаются в одну.
- Попробуйте разделить эту большую каплю на несколько маленьких. Попробуйте сделать более длинные капли. Кто может получить самые маленькие капельки из одной большой?
- Как вы это делаете?
Затем ученики работают в группах, выполняя задания, которые им предложил учитель.
Задания для центра “Капелька”.
- Перед вами лежат монетки. Сделайте предположение и напишите на листочке, как вы думаете, сколько капель воды поместится на монетке. Проверьте свои предположения, осторожно капая на монетку из пипетки.
- Подсчитайте и запишите количество монеток, которые можно опустить в емкость уже наполненную водой. Все ли емкости, где уже есть вода, вмещают одно и то же количество монеток перед тем, как вода прольется?
- Положи бумажные цветы в тарелку с водой. Что происходит? Чем это можно объяснить?
Задания для центра “Дождинка”.
- Возьмите иголку и очень осторожно горизонтально опустите ее в воду. Утонула ли иголка? Почему?
- На тарелочке лежат несколько предметов. Сначала сделайте предположение, утонет ли предмет, и проверьте экспериментальным путем. Заполните таблицу 1 “Результаты эксперимента”.
- Перед вами несколько предметов: губка, ткань, газета, пластмасса и калька. Капните на эти предметы по очереди капельки воды. Что произошло? Заполните таблицу 2.
Задания для центра “Снежинка”.
- Опустите в три стакана с водой соль, песок и краску. Что произошло? Отметьте на рисунке “Лабораторная работа по растворению” свои наблюдения.
- Возьмите трубочки, макните их в мыльный раствор. Подуйте. Попробуйте выдуть мыльные пузыри в воду. Сделайте так, чтобы игрушка оказалась в центре мыльного пузыря.
- Ответьте, что произойдет со снегом и кусочком льда в теплом помещении?
Каждый центр презентует свою работу. Каждому явлению даются научные объяснения.
- Поверхностное натяжение воды создает пленку, которая превращает малые количества воды в круглые капли.
- Плавучесть тела зависит от его формы и плотности.
- Как правило, вода стремится вниз, но по капиллярам она может подниматься вверх.
- Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и позволяет пленке расширяться, обволакивая воздух.
- Что происходит с лужей, когда появляется солнце?
- Если бросить в лужу небольшой камешек, то можно увидеть круговые волны, увеличивающиеся в диаметре. А что произойдет, если бросить в воду квадратный камень? Получатся ли квадратные волны? От каких предметов появляется больше брызг: от маленьких или больших?
Кроме этого, провести еще два эксперимента, связанные со свойствами воды:
- Эффект рассола. В банку с водой опустить яйцо. Яйцо утонет, потому что оно плотнее, чем вода. Насыпать в банку с водой соли, размешать ее, снова опустить в нее яйцо. Оно всплывет. Осторожно в банку влить пресную воду (она расположится слоем над соленой), поэтому яйцо остановится посередине.
- Налить в банку воды, добавить по 2 чайные ложки уксуса и соды и медленно перемешать. Опустить в воду изюминки. Сначала изюминки опустятся на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхностности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и изюм утонет. Он будет подниматься и опускаться несколько раз.
Итог урока
- Какие открытия вы сделали на уроке?
- Что бы вы пожелали госпоже Воде?
- Может ли человек прожить без воды? Почему?
Рефлексия
Анкета самооценки ученика
Имя______________________________________________________________________
Дата______________________________________________________________________
- Нравится ли мне то, что я сделал?
- Что больше всего запомнилось?
- Могу ли я еще что-нибудь сделать по этой теме?
- Нужна ли мне была помощь?
- Были ли трудности?
- Что нового я узнал о воде?
- Понравился ли мне урок?
- Спасибо за работу. Надеюсь, что урок был интересным, и вы еще очень многое узнаете о свойствах воды и ее использовании.
Таблица 1. Результаты эксперимента
Утонет? | ||
Да Нет |
прогноз | результат |
Вопросы:
- Все ли они легкие?
- Одного ли размера?
- Все ли одинаково держатся на воде?
- Подумай, что произойдет, если соединить предмет, который плавает с тем, который тонет?
Лабораторная работа по растворению
соль песок краска
Таблица 2
Отталкивает воду | Впитывает часть воды | Впитывает всю воду | |
губка | |||
ткань | |||
газета | |||
пластмасса | |||
калька |
Отметьте свойства знаками + или -