Изучение свойств воды на уроках естествознания

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ученики познакомятся с особым свойством воды, известным как поверхностное натяжение;
  • Будут наблюдать за тем, как выглядит вода, как ощущается и какой у нее вкус;
  • Будут сравнивать поведение капель воды на разных поверхностях;
  • Проведут сравнение поведения капель воды и других жидкостей при движении по навощенной бумаге;
  • Откроют другие свойства воды;
  • Узнают многие способы использования воды.

Оборудование:

  • Чистые стаканы, наполненные водой;
  • Чашечки и два или три различных вида воды для дегустации (минеральная, водопроводная и газированная).
  • Квадратики навощенной бумаги размером 15 х 15 для каждого ученика;
  • Пипетки или тампоны;
  • Банки с водой;
  • Большой кусок навощенной бумаги и доска для капельных бегов;
  • Изображения способов использования воды;
  • Презентация “Волшебство воды”;
  • Емкость с водой для каждого ученика;
  • Монетки;
  • Таблицы;
  • Анкета самооценки учащегося;
  • Различные предметы, цветы из цветной бумаги.

Ход урока

Утренний сбор.

Ученики стоят в кругу. Учитель показывает стакан с водой и спрашивает, что в нем находится. Просит подкрепить свои предположения, объяснив, почему они думают, что это вещество является водой.

- Почему вода важна для нас?

- Как мы используем воду?

Предлагает двум – трем ученикам попробовать на вкус три виды воды.

- Скажите, какая вода вам понравилась больше всего, почему.

- Опишите различия во вкусе.

- Почему вода из разных источников или после различных обработок может отличаться по вкусу?

Учитель предлагает вытянуть из мешочка жетончики с рисунками, но не показывать друг другу. Затем объединиться в группы, найдя жетоны с одинаковым рисунком.

Ребята занимают места в заранее обозначенных центрах.

Работа в центрах.

Мозговой штурм.

- Имеет ли вода собственную форму?

- Проверьте ваши предположения, выливая воду из круглого кувшина в квадратную или прямоугольную емкость. Принимает ли вода форму емкости, в которой находится?

- А какие еще жидкости ведут себя таким образом?

- Опустите руки в воду. Какая вода – твердая или мягкая? Приятная или липкая? Скользкая или шершавая?

- Давайте проведем капельные бега. Сейчас я расположу на линии старта капельки воды, масла, кукурузного сиропа и спирта.

- Угадайте, какая капля победит в гонке.

(Дети делают предположения.)

Учитель поднимает доску и дает возможность проверить предположения детей.

- Ребята, а теперь я покажу вам, как катать капельку воды по листочку навощенной бумаги.

- Проведите эксперимент со своими капельками госпожи Воды. Какова форма капли? Снизу? Сверху? Сбоку? Дотроньтесь до капельки медленно, а потом быстро. Капните еще одну капельку. Постарайтесь двигать капельку по листку и подталкивать ее ближе и ближе ко второй капле. Очень быстрым движением две капли неожиданно сливаются в одну.

- Попробуйте разделить эту большую каплю на несколько маленьких. Попробуйте сделать более длинные капли. Кто может получить самые маленькие капельки из одной большой?

- Как вы это делаете?

Затем ученики работают в группах, выполняя задания, которые им предложил учитель.

Задания для центра “Капелька”.

  1. Перед вами лежат монетки. Сделайте предположение и напишите на листочке, как вы думаете, сколько капель воды поместится на монетке. Проверьте свои предположения, осторожно капая на монетку из пипетки.
  2. Подсчитайте и запишите количество монеток, которые можно опустить в емкость уже наполненную водой. Все ли емкости, где уже есть вода, вмещают одно и то же количество монеток перед тем, как вода прольется?
  3. Положи бумажные цветы в тарелку с водой. Что происходит? Чем это можно объяснить?

Задания для центра “Дождинка”.

  1. Возьмите иголку и очень осторожно горизонтально опустите ее в воду. Утонула ли иголка? Почему?
  2. На тарелочке лежат несколько предметов. Сначала сделайте предположение, утонет ли предмет, и проверьте экспериментальным путем. Заполните таблицу 1 “Результаты эксперимента”.
  3. Перед вами несколько предметов: губка, ткань, газета, пластмасса и калька. Капните на эти предметы по очереди капельки воды. Что произошло? Заполните таблицу 2.

Задания для центра “Снежинка”.

  1. Опустите в три стакана с водой соль, песок и краску. Что произошло? Отметьте на рисунке “Лабораторная работа по растворению” свои наблюдения.
  2. Возьмите трубочки, макните их в мыльный раствор. Подуйте. Попробуйте выдуть мыльные пузыри в воду. Сделайте так, чтобы игрушка оказалась в центре мыльного пузыря.
  3. Ответьте, что произойдет со снегом и кусочком льда в теплом помещении?

Каждый центр презентует свою работу. Каждому явлению даются научные объяснения.

  1. Поверхностное натяжение воды создает пленку, которая превращает малые количества воды в круглые капли.
  2. Плавучесть тела зависит от его формы и плотности.
  3. Как правило, вода стремится вниз, но по капиллярам она может подниматься вверх.
  4. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и позволяет пленке расширяться, обволакивая воздух.
  5. Что происходит с лужей, когда появляется солнце?
  6. Если бросить в лужу небольшой камешек, то можно увидеть круговые волны, увеличивающиеся в диаметре. А что произойдет, если бросить в воду квадратный камень? Получатся ли квадратные волны? От каких предметов появляется больше брызг: от маленьких или больших?

Кроме этого, провести еще два эксперимента, связанные со свойствами воды:

  1. Эффект рассола. В банку с водой опустить яйцо. Яйцо утонет, потому что оно плотнее, чем вода. Насыпать в банку с водой соли, размешать ее, снова опустить в нее яйцо. Оно всплывет. Осторожно в банку влить пресную воду (она расположится слоем над соленой), поэтому яйцо остановится посередине.
  2. Налить в банку воды, добавить по 2 чайные ложки уксуса и соды и медленно перемешать. Опустить в воду изюминки. Сначала изюминки опустятся на дно. Потом газовые пузырьки пристанут к их поверхностности, и они начнут подниматься вверх. На поверхности газовые пузырьки лопнут, и изюм утонет. Он будет подниматься и опускаться несколько раз.

Итог урока

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Что бы вы пожелали госпоже Воде?

- Может ли человек прожить без воды? Почему?

Показ презентации.

Рефлексия

Анкета самооценки ученика

Имя______________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________________

  1. Нравится ли мне то, что я сделал?
  2. Что больше всего запомнилось?
  3. Могу ли я еще что-нибудь сделать по этой теме?
  4. Нужна ли мне была помощь?
  5. Были ли трудности?
  6. Что нового я узнал о воде?
  7. Понравился ли мне урок?

- Спасибо за работу. Надеюсь, что урок был интересным, и вы еще очень многое узнаете о свойствах воды и ее использовании.

 Таблица 1. Результаты эксперимента

Утонет?
img1.gif (133 bytes)Да
Нет
прогноз результат
     
     
     
     
     
     
     
     

Вопросы:

  1. Все ли они легкие?
  2. Одного ли размера?
  3. Все ли одинаково держатся на воде?
  4. Подумай, что произойдет, если соединить предмет, который плавает с тем, который тонет?

Лабораторная работа по растворению

 img3.gif (2544 bytes)

                                                                                                           соль                                    песок                               краска

Таблица 2

  Отталкивает воду Впитывает часть воды Впитывает всю воду
губка      
ткань      
газета      
пластмасса      
калька      

 Отметьте свойства знаками + или -