Третий класс строится как дальнейший шаг в приобщении детей к миру окружающей ребенка красоты. Во втором классе ученики знакомились с красотой родной природы, получали первоначальные представления о месте искусства в жизни и элементах его языка. В третьем классе, опираясь на эти знания, необходимо приобщить ребенка к представлениям о красоте материального мира - " второй природы" создаваемой руками человека.
Цели и задачи:
Воспитательные задачи
- Эмоционально откликаться на работу художника в театральных постановках, кинофильмах.
- Дать представление о взаимодействии художника и зрителя.
- Выявить игровую природу актерского искусства, основу основ любого зрелища
Художественно-творческие задачи
- Творчески участвовать в создании образов, персонажей спектаклей и других зрелищных постановок.
Образовательные задачи
- Знать, что в образном решении театральных спектаклей, фильмов совместно с изображением, украшением и постройкой (три вида художественной деятельности) участвуют литература и музыка.
- Создавать объемные выразительные маски (трагические и комические).
Задание. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Материал: бумага белая А3, бумага цветная гофрированная, клей, ножницы, краски, кисти
Оснащение урока:
- Натурный фонд – различные варианты масок
- Слайды, фотографии масок
- Работы других учащихся
- Музыкальный ряд: песня Игоря Саруханова “Маскарад”, Аллы Пугачёвой “Арлекино”
Ход урока
1. Организационный момент
2. Беседа.
Учитель: Мы сегодня с вами продолжаем тему из цикла “Художник и зрелища” и тема сегодняшнего урока - маски.
А как вы думаете зачем придумали маски? (ответы учащихся)
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).
АНТИЧНЫЙ ТЕАТР
У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей.
Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса.
В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы.
Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
ВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР
Своеобразие Восточного театра определяется характером мифологии,религии и философии стран Востока, где до сих пор широко используют маски.
Китайский театр оказал влияние на развитие традиционного театрального искусства других стран Востока.
Развитие театрального искусства в Корее связано с искусством сказителей, танцевальными представлениями в масках и народным кукольным театром, главным героем которого был корейский Петрушка - Пак Чхом Чжи.
Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска заменяется гримом
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях.
В XVI в. в Италии возникла комедия дель арте или комедия масок. В основе представления комедии дель арте была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Маска в комедии это и собственно маска, закрывавшая лицо актера, и социальный типаж, с неизменным физическим обликом и чертами характера. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа". Публика с радостью узнавала глупого и жадного купца Панталоне, хвастуна и труса Капитана, лжеученого Доктора. Душой представления были слуги: весельчак Бригелла, ребячливый Арлекин, разбитная Серветта; между ними разыгрывались уморительно смешные интермедии с трюками, плясками и веселыми песенками.
РИТУАЛЬНЫЕ МАСКИ
В глубокой древности маски (от латинского слова “личина”)были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.
СОВРЕМЕННЫЕ МАСКИ
В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации. В театре утверждается амплуа - специализация актёра на определённом круге ролей.
Театральное искусство как и в прежние времена - прежде всего искусство игры, лицедейства, осуществляемого при помощи и фантазии и веры в то, что играешь. Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.
3. Просмотр иллюстраций с комментариями
<Рисунки с 1 по 20>
4. Практическая часть
Складываем лист бумаги пополам.
Делаем надрез по центру – это нос.
Чуть ниже надрез – рот.
Вырезаем глаза, линию подбородка.
Обратите внимание, что форма носа и рта могут быть различными на ваше усмотрение. Выражение “лица” у маски может быть разным.
Затем загибаем внутрь верхний уголок, часть между носом и ртом и часть между ртом и нижним краем.
Далее вы украшаете свою маску.
Из гофрированной бумаги можно сделать волосы, дорисовать черты лица, приклеить ресницы…
Во время практической работы звучат песни Игоря Саруханова “Маскарад”, Аллы Пугачевой “Арлекино”.
По окончании урока проводится выставка готовых работ учащихся.