Занятие в школьном музее для начальной школы "В гостях у домового Кузи"

Разделы: Внеклассная работа


"Очарованный быт не обыден,
он светится магическим светом".

А.Блок

Форма (нестандартная): Интерактивное занятие с музейным фондом.

Тип занятия: занятие закрепления и развития знаний и умений, тренировка памяти.

Интегрированный: краеведение, история материальной культуры, физкультминутка, запоминание слов песни.

Время занятия – 40-45 минут.

Цели занятия:

  • воспитание чувства национально-исторической сопричастности и патриотизма музейными средствами;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей детей, воспитание музейной культуры.

Задачи занятия:

  1. Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
  2. Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, через знакомство с бытом дореволюционной России;
  3. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
  4. Воспитание бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию России;
  5. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Реквизит:

  1. Кукла-домовой
  2. Интерактивный фонд музейных предметов
  3. Музыкальное сопровождение – музыка песни “Домовёнок Кузя”
  4. Рисунки
  5. Небольшие картинки домового

Ход занятия

Этапы Содержание Примечание
1. Организация детей на занятие. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую деревню в гости к одному сказочному существу. А кто это – догадайтесь, послушав загадку:

Тихо стало, ночь приходит,
И уснули все давно.
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленья,
Половицами скрипит,
Что же это за явленье,
Кто же ночью там не спит?
И куда исчезли ложки, ножик,
Кочерга с метлой?
Это всё, конечно, сделал
Хитрый добрый …(Домовой)

Мотивационный компонент занятия. Поддержание эмоционально-положительного настроя на занятие.
2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мы сегодня с вами отправимся к домовому Кузе. А вот он и сам.

Домовёнок Кузя хочет у вас спросить:

Что вы знаете о домовых? Какие они бывают?

 
3. Рассказ о домовых с использованием музейного фонда. Кузя вам расскажет о домовых:

На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к “дедушке-суседушке”, оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Вкусную еду могли оставить у печки в виде кусочка хлеба и молока. Молоко в России хранили в специальных кувшинах – крынках. Крынку часто накрывали вот таким полотенцем – рушник <Рисунок1>.

Нерадивым хозяевам “суседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду, раскидывает ложки и др. Посмотрите, какие ложки были на Руси <Рисунок2>. Их вырезал сам хозяин дома. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяина, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. В случае кражи находит вора и воет у него дома в переднем углу, заставляя отдать награбленное. При пропаже члена семьи или животного домовой помогает разыскивать их. “Суседушка” - защитник детей, заботливо присматривает за ними в отсутствие родителей.

При переезде на новое место “суседушку” обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте: “вот те сани, поезжай с нами”. Вот лапти <Рисунок3>. Для чего они предназначались? В них ходили все крестьяне. А из чего их делали? Из верхней части коры дерева. Посмотрите что это? Это лыко. Из него делали лапти, корзинки и т.п.

Домовой живет только в доме, предпочитая место, где тепло и сытно - печку, кухню. Возможно, он - душа самого старого члена рода. Основная забота домоседушки - благополучие дома, мир, лад в семье.

Более подробно о домовых смотри Приложение1.

Показ музейных предметов: крынка, лапти, лыко, рушник, ложка, утюг и др. Всё даётся пощупать, подержать, понюхать.

Расширение кругозора детей.

4. Физкультминутка. А теперь домовой Кузя предлагает вам разучить его любимый танец под любимую песню. Разучим с вами несколько движений:

1. Ставим руки на пояс и чуть-чуть приседаем – когда нет слов.

2. Правую ногу выкидываем вперёд, затем левую – во время куплетов.

3. Кружимся или произвольно танцуем – во время припевов.

Танцуем и поём песню “Домовёнок Кузя” (Приложение2).

Охрана здоровья детей, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание и память.

5. Итоги работы. Молодцы. Все танцевали замечательно, и это очень понравилось Кузе.

А теперь давайте вспомним, какие новые слова вы сегодня узнали? Какие предметы больше всего запомнились? Для чего они предназначаются? Кто запомнил слова песни? Давайте вспомним несколько куплетов.

Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно.

В память об уроке Кузя вам хочет подарить свой портрет.

Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами урока. Подарить каждому мини-портрет домового.