"Очарованный быт не обыден,
он светится магическим светом".
А.Блок
Форма (нестандартная): Интерактивное занятие с музейным фондом.
Тип занятия: занятие закрепления и развития знаний и умений, тренировка памяти.
Интегрированный: краеведение, история материальной культуры, физкультминутка, запоминание слов песни.
Время занятия – 40-45 минут.
Цели занятия:
- воспитание чувства национально-исторической сопричастности и патриотизма музейными средствами;
- развитие творческих и коммуникативных способностей детей, воспитание музейной культуры.
Задачи занятия:
- Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
- Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, через знакомство с бытом дореволюционной России;
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
- Воспитание бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию России;
- Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Реквизит:
- Кукла-домовой
- Интерактивный фонд музейных предметов
- Музыкальное сопровождение – музыка песни “Домовёнок Кузя”
- Рисунки
- Небольшие картинки домового
Ход занятия
№ | Этапы | Содержание | Примечание |
1. | Организация детей на занятие. | Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами
совершим путешествие в русскую деревню в гости к
одному сказочному существу. А кто это –
догадайтесь, послушав загадку:
|
Мотивационный компонент занятия. Поддержание эмоционально-положительного настроя на занятие. |
2. | Актуализация знаний. Постановка цели урока. | Мы сегодня с вами отправимся к домовому
Кузе. А вот он и сам. Домовёнок Кузя хочет у вас спросить: Что вы знаете о домовых? Какие они бывают? |
|
3. | Рассказ о домовых с использованием музейного фонда. | Кузя вам расскажет о домовых: На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к “дедушке-суседушке”, оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству. Вкусную еду могли оставить у печки в виде кусочка хлеба и молока. Молоко в России хранили в специальных кувшинах – крынках. Крынку часто накрывали вот таким полотенцем – рушник <Рисунок1>. Нерадивым хозяевам “суседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду, раскидывает ложки и др. Посмотрите, какие ложки были на Руси <Рисунок2>. Их вырезал сам хозяин дома. Если домовой в дружбе с хозяином - дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяина, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. В случае кражи находит вора и воет у него дома в переднем углу, заставляя отдать награбленное. При пропаже члена семьи или животного домовой помогает разыскивать их. “Суседушка” - защитник детей, заботливо присматривает за ними в отсутствие родителей. При переезде на новое место “суседушку” обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте: “вот те сани, поезжай с нами”. Вот лапти <Рисунок3>. Для чего они предназначались? В них ходили все крестьяне. А из чего их делали? Из верхней части коры дерева. Посмотрите что это? Это лыко. Из него делали лапти, корзинки и т.п. Домовой живет только в доме, предпочитая место, где тепло и сытно - печку, кухню. Возможно, он - душа самого старого члена рода. Основная забота домоседушки - благополучие дома, мир, лад в семье. Более подробно о домовых смотри Приложение1. |
Показ музейных предметов: крынка, лапти,
лыко, рушник, ложка, утюг и др. Всё даётся
пощупать, подержать, понюхать. Расширение кругозора детей. |
4. | Физкультминутка. | А теперь домовой Кузя предлагает вам
разучить его любимый танец под любимую песню.
Разучим с вами несколько движений: 1. Ставим руки на пояс и чуть-чуть приседаем – когда нет слов. 2. Правую ногу выкидываем вперёд, затем левую – во время куплетов. 3. Кружимся или произвольно танцуем – во время припевов. |
Танцуем и поём песню “Домовёнок Кузя” (Приложение2). Охрана здоровья детей, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание и память. |
5. | Итоги работы. | Молодцы. Все танцевали замечательно, и
это очень понравилось Кузе. А теперь давайте вспомним, какие новые слова вы сегодня узнали? Какие предметы больше всего запомнились? Для чего они предназначаются? Кто запомнил слова песни? Давайте вспомним несколько куплетов. Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно. В память об уроке Кузя вам хочет подарить свой портрет. |
Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами урока. Подарить каждому мини-портрет домового. |