Цели:
1. Знакомство с новой частью речи – наречием.
2. Расширение представлений о значениях и структуре словосочетаний.
3. Развитие речи учащихся.
4. Воспитание целостного мышления у школьников:
- раскрытие внутренних ресурсов личности ученика
- создание условий для активизации логического (левополушарного) и образного (правополушарного) мышления
- развитие творческого потенциала учащихся.
5. Расширение кругозора.
Методы обучения.
- использование биоадекватного способа организации учебного материала в свете концепции ноосферного образования. По форме данная методика – релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуется с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Релаксация “Черепашата”.
Звучит тихая музыка. Учитель предлагает детям закрыть глаза, принять удобное положение.
- Сделайте глубокий вдох, выдох, еще раз вдох, выдох. Ощутите во всем теле спокойствие, тепло, легкость.
- Представьте себе песчаный пляж на берегу океана.
Стоит тихая звездная ночь. Ярко светит луна. Спокойно и неторопливо набегают волны на песчаный берег. На пляже тихо и пустынно.
Что это? Везде: слева, справа, спереди песок пришел в движение! На поверхности показались маленькие черепашата. Сегодня у них день рождения!
Быстро передвигают лапками, ловко выбираются из-под песка. Они стремятся вперед. В океане их дом.
Скоро черепашата станут взрослыми черепахами. Снова приплывут они сюда, чтобы всего один раз в год выйти из океана и в прибрежный песок отложить яйца.
Черепахи безошибочно ориентируются в открытом океане. Они всегда находят место своего рождения.
- Поблагодарите все образы, с которыми вы работали. И постепенно, каждый в своем темпе возвращайтесь в класс. Сделайте вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.
- Нарисуйте все, что увидели. (Дети рисуют).
Учитель показывает свой вариант рисунка.
3. Объявление темы урока.
- Расскажи, что нарисовал?
- Какие слова помогли тебе более ясно, богаче, точнее пояснить действие?
(Ярко, спокойно, тихо, неторопливо, везде, сегодня, быстро, ловко).
- Хотя нам и встречались эти слова, мы знаем, к какой части речи они относятся?
(Нет)
- О чем будем говорить на уроке?
(О новой части речи).
- Тема нашего урока – самостоятельная часть речи – наречие.
- Анализируя часть речи, что мы узнаем?
1. На какой вопрос отвечает?
2. Что обозначает?
3. Как изменяется?
По мере выполнения практического задания на доске заполняется таблица:
Наречие
На какой вопрос отвечает? | Что обозначает? | Как изменяется? |
Когда? Как? Где? Куда? | Признак действия | Не изменяется |
- Практическое задание
1. (На какой вопрос отвечает). Используя слова сегодня, ярко, везде, вперед запиши ответы на вопросы.
- Когда родились черепашки?
- Как светила луна?
- Где на пляже зашевелился песок?
- Куда стремились черепашки?
- Определи, каким членом словосочетания: главным или зависимым являются эти слова. Над главным словом поставьте х, стрелкой укажите зависимое слово, поставьте вопрос.
- На какие вопросы отвечают наречия?
(Когда? Как? Где?)
- В словосочетаниях родились сегодня, ярко светит, везде зашевелился, стремились вперед какая часть речи командует?
(Командует глагол, родились (когда?) сегодня, светит (как?) ярко, зашевелился (где?) везде, стремились (куда?) вперед).
2. (Что обозначает) К какому типу речи относится текст, который вы слышали, сами составляли?
- Мы рассказываем, какие черепашки или что они делают?
- Какую часть речи мы используем для этого?
- Можем мы на рисунке более точно показать действие черепашек, луны, волн?
- Волны медленно набегают, черепашки быстро бегут.
- Какие слова поясняют действия, помогают нам ярче выразить признак действия? Чтобы мы поняли, когда? как? где? происходит действие.
(Ярко, тихо)
- К какой части речи относятся эти слова?
(Наречие)
- Что обозначает наречие?
(Наречие обозначает признак действия)
3. (Как изменяется) У вас на листках записано предложение: Волны набегают на берег.
- В каком словосочетании глагол – главное слово? (набегают на берег)
- Почему?
- Что требует глагол от зависимого имени существительного? (Встать в определенный падеж)
- Требует ли глагол определенного падежа у наречия?
- Измените по падежам (устно, работая в парах) слова ярко, везде, вперед
(Наречия не изменяются по падежам)
Может, наречие изменяется по временам?
Что делает? Светит ярко
Что делало? Светило ярко
Что будет делать? Будет светить ярко
(Наречия не изменяются по временам)
- Может, наречие изменяется по родам? Как солнце светило? (Ярко)
Как лампа светила? (Ярко)
Как фонарь светил? (Ярко)
(Наречие не изменяется по родам)
4. Закрепление. Работа с учебником
1.- Откройте учебник на странице 61, прочитайте сообщение авторов учебника о новой части речи
- Что такое наречие? (Неизменяемые слова)
- Что обозначает наречие? (Наречие обозначает признак действия)
- На какие вопросы отвечает? (Как? Когда? Где? Куда? Откуда?)
2.- Выполнение упражнения 138 учащимися на доске и в тетрадях
3.- Прочитай следующее сообщение авторов и ответь на вопросы.
- Как связаны в словосочетании наречия с главным словом?
(Они связаны со словом-командиром только по смыслу, у них нет ни рода, ни числа, ни падежа).
- Имена прилагательные согласуются с именами существительными. Падежами имен существительных управляют глаголы или другие имена существительные. А наречия просто пристраиваются к словам-командирам, примыкают к ним.
5. Домашнее задание.
- Упражнение 140. Вы должны выписать из всех словосочетаний только словосочетания с наречиями.
6. Сюрпризный момент.
- Вы так красиво нарисовали море, пляж, черепашек, что одна из них пришла к нам на урок.
Учитель показывает детям живого морского черепашонка.
- Расскажите черепашке, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Что обозначает?
7. Рефлексия.
Нарисуйте в тетради
- если работал, все понял, мне понравилось.
- работал, понял не все, отвлекался.
- ничего не понял, не выполнил ни одного задания.
8. Урок закончен.
Молодцы, сегодня все очень хорошо работали на уроке.