Развивающие задачи 1. Развитие моторно-двигательной функции 2. Развитие фонематического слуха 3. Развитие речи: а) ввести в словарь новые слова; б) расширение синонимического ряда; в) учить рассуждать на заданную тему 4. Формирование читательских навыков 5. Развитие навыков анализа текста: а) развитие умения выделять название, автора текста; б) учить отвечать на вопросы по тексту, находить главную мысль. 6. Формирование навыков самоконтроля: а) сравнение с образцом; б) умение работать по инструкции в) самостоятельная рефлексия учебного задания |
Используемые методы и приёмы Письмо букв, слов по образцу. Подчеркивание лучших ячеек. Работа с бумагой (сгибание, резание ножницами). Физминутка - игра на выделение из слов звуков [p], [p']. Словарная работа “испокон веку”, “государство”. Игра на составление слов из слогов. Работа с иллюстрацией в учебнике. Создание проблемной ситуации. Выразительное чтение текста. Выборочное чтение. Выбор геометрической фигуры. Практическая работа. Самостоятельное сравнение с образцом, взаимопроверка |
Ожидаемый результат Каллиграфически верно написанные буквы, сравнение работы с образцом. Резание прямоугольника на две одинаковые полосы. Умение находить требуемые звуки в словах безошибочно, анализировать звуки. Знать и объяснять значение слов. Ввести в активный словарь употребление синонима “Отчизна”. Умение рассуждать, сравнивать. Дети подтверждают свои предположения после чтения текста. Умение слушать своего товарища. Знать другие произведения К. Д. Ушинского. Находить предложения, являющиеся ответом на поставленные вопросы. Умение сравнивать с образцом и находить ошибки. Умение строго следовать инструкции. Умение проверить результат работы методом сравнения. |
Тема: Наше Отечество.
Цели:
- формировать знание детей о Родине, России, её символах;
- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, учить рассуждать на заданную тему;
- систематизировать знание учащихся о предложении;
- воспитывать любовь к Родине, её истории, дружбу между народами, гражданственность;
- закреплять умение работать по инструкции.
Оборудование: учебник, сигнальные карточки, рабочий лист, карточки со словами и буквами, плакаты - Герб, Гимн, Флаг.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам в класс пришло много гостей. Каждому человеку бывает приятно, когда люди других национальностей приветствуют его на родном языке.
Исенмэ (татарский)
Шумбрачи (мордовский)
Сывлах сунатап (чувашский)
Барев дзес (армянский)
Шалом (иврит)
Салам (азербайджанский)
Как положено всем нам скажем: “Здравствуйте!” гостям.
2. Постановка целей.
- Тема урока “Наше Отечество”. Его мы начали с приветствия на языках народов, населяющих нашу Родину.
О том, что такое Родина, о её прошлом и настоящем, о дружбе её народов, о символах мы порассуждаем на этом уроке.
А выполненную работу подарим папе или дедушке к празднику в день защитников Отечества.
3. Повторение о предложении.
- Прочитайте запись на доске.
Прекрасная Россия- Родина разных народов.
- Как называется эта запись? Докажите почему.
- Почему слова Родина и Россия написаны с заглавной буквы?
(Дети контролируют ответы сигнальными карточками. )
4. Чистописание.
Учитель: Найдите в этих словах одинаковые буквы.
Дети: Р, о, и.
Учитель: Определите порядок следования букв в этом ряду.
Дети: Каждая ячейка начинается заглавной буквой “Р”, а гласные меняются местами.
- Учитель: Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки. Стрелочки помогут вспомнить написание данных букв и их соединений.
Рои Рио (первая строка)
Учитель: Зелёным стержнем подчеркните самые красивые ячейки. Объясните, почему вы их подчеркнули.
Дети: Соблюдали высоту, ширину, наклон букв. Расстояние между ячейками.
- На второй строке запишем слова “Россия-Родина” с комментированием.
- С какой буквы записано каждое слово?
- Какие звуки мы обозначаем буквой “Р”? Дайте им характеристику.
- Итак, мы узнали, что Россия - это Родина разных народов, которые стараются жить в мире и согласии. (Карточки Россия, Родина на доску. )
- Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина. (Карточка родина на доску)
Учитель: Как вы думаете, какой город для нас будет малой родиной?
Дети: Ульяновск.
- Тогда слово “родина” будем писать со строчной буквы
- Запишем на третьей строке Ульяновск - родина.
Учитель: А кто из вас знает, как раньше назывался Ульяновск?
Дети: Симбирск.
5. Физминутка-игра на развитие фонематического слуха.
- С давних времён в Симбирском крае проживают люди разных национальностей. У нас в классе учатся дети разных национальностей. Мы вместе общаемся, дружим. И вот однажды наш друг Симбик решил посчитать, сколько же народов населяет Ульяновскую область. Оказалось, что их больше ста.
- А сейчас мы поиграем в игру. Если в названии народов вы услышите звуки [р] , [p'], то вы хлопаете в ладошки, если этих звуков нет, то приседаете.
Русские, украинцы, белорусы, молдаване, марийцы, поляки, башкиры, мордва, чуваши, татары, удмурты, немцы, корейцы, узбеки, грузины, евреи, осетины, армяне и многие другие.
- Да, много народов живёт в нашем крае, и все они составляют единую дружную семью.
- Таким образом, каждый маленький уголок дорог и красив по-своему и для кого-то является малой родиной, местом, где он вырос, живёт. Но у всех нас есть одна большая Родина- матушка Россия с её прошлым и настоящим. Мы выяснили, что слова “Родина” и “родина” похожи понятиями, мы одинаково любим и большую Родину, и малую, но пишутся они по-разному: с заглавной или строчной буквы.
6. Работа с текстом.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Люди русские знать должны
О делах страны!
- Как вы думаете, почему Россию можно назвать Отечеством и Родиной?
Давайте проверим наши предложения.
Учитель: Откройте учебники на стр. 212. Какое историческое время изображено на иллюстрации?
Дети: Прошлое и настоящее.
Учитель: Докажите.
Дети: В верхней части прошлое - Георгий-Победоносец – символ добра, побеждающий зло- дракона. В нижней части - настоящее- страна, в которой мы живём.
- Сейчас мы прочитаем текст и найдём ответ на поставленный вопрос.
- В тексте вам встретятся трудные слова: “Испокон веку”, т. е. с давних времён, очень давно. “Государство” - страна.
-Учитель: Прочитайте название. Назовите автора. Какие произведения Константина Дмитриевича Ушинского мы читали на внеклассном чтении?
Дети: “Бишка”, “Ветер и солнце”.
Чтение текста по смысловым частям.
Ответ на проблемный вопрос.
- Кто оказался прав?
Выборочное чтение. Беседа по содержанию.
Учитель: Ответьте словами текста. Почему Россию называют Отечеством?
Дети: Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Учитель: Почему называют Родиной?
Дети: Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.
Учитель: А почему матерью?
Дети: А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Учитель: Чему же учит текст?
Дети: Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
Учитель: Мы любим свою Родину. А любить Родину - значить жить с ней одной жизнью.
Работа с синонимами.
- Итак, мы выяснили, почему Россию называют Отечеством и Родиной. (Карточки со словами Отечество, Родина на доску. )
Учитель: Эти слова близкие по значению. Как называются слова близкие по значению?
Дети: Синонимы.
- А сейчас мы в этот синонимический ряд добавим ещё одно слово. Загляните под парты, стульчики, нет ли там чего-нибудь?
- Кто нашёл карточки со слогами, выйдите к доске. (3 ученика выходят к доске).
Учитель: Прочитайте слоги (чиз, От, на). Какое слово можно составить?
Дети: Отчизна.
- Прочитайте хором.
Работа с родственными словами.
- Назовите среди этих слов словарное. (Отечество, Родина, Отчизна).
- Запишите его. Найдите в тексте родственные слова к слову “Родина”, запишите их.
Родина, родились, родным.
Учитель: Как по-другому называются родственные слова?
Дети: Однокоренные.
- Назовите корень в этих словах, выделите его (род).
- Устно подберите ещё родственные слова (На доске за шторкой заранее написаны слова: родители, родня, родственники).
7. Работа над пословицами.
-Прочитайте пословицы. Какое слово нужно вставить? Скажите, в какой из них говорится о малой родине, а в какой о большой стране?
- Запишите, вспомнив, в каком случае слово “Родина” пишем с заглавной буквы, в каком со строчной. (Письмо, проверка).
Нет ничего на свете краше, чем … наша. (родина)
На чужой стороне … милей вдвойне. (Родина)
Учитель: Чему же учат нас эти пословицы?
Дети: Надо любить свою родину и большую и малую.
8. Физминутка (музыкальная).
-Вспомните девиз нашего клуба КОТ. (Вместе всем нам веселее, обучаться, жить дружнее. )
- Давайте вместе и дружно сейчас отдохнём. (Под музыку из м/ф “Бременские музыканты” выполняем танцевальные движения).
9. Беседа о символах государства.
Учитель: Мы сегодня говорили и Георгие-Победоносце - символе добра. А где же ещё можно увидеть его изображение?
Дети: На иконе, Гербе России.
(Герб помещается на доску)
Учитель: Чем же является Герб?
Дети: Символом страны.
Учитель: Какие ещё символы государства вы знаете?
Дети: Гимн, Флаг.
Учитель: У каждой страны есть свои отличительные знаки, символы, которые могут рассказать об этой стране.
10. Изготовление аппликации флага.
Рассматривание модели-образца.
- Сегодня мы сделаем модель Флага России. Рассмотрим его.
Учитель: Форму, какой геометрической фигуры он имеет?
Дети: Форму прямоугольника.
Учитель: Как выглядит Флаг?
Дети: Это 3 одинаковые горизонтальные полосы. Первый ученик: верхняя - белая обозначает благородство, наши мысли чисты, мы хотим дружить, играть. Второй ученик: средняя - синяя - верность, честность, мы не хотим войны. Третий ученик: нижняя полоса - красная - это отвага, смелость, героизм наших предков, которые защищали Родину.
Учитель: Таким образом, Российский Флаг символизирует нашу необъятную Родину с её непростой судьбой, её славным прошлым.
Повторение правила рабочего человека
- соблюдай порядок на рабочем месте;
- внимательно слушай инструкцию;
- без разрешения учителя не приступай к работе;
- осторожно обращайся с колющими и режущими предметами;
- аккуратно выполняй работу.
Выполнение работы по инструкции
- Достаньте чистый лист из-под рабочего, положите рядом.
- У вас на столе лежат геометрические фигуры. Возьмите 1 вариант- красный прямоугольник, 2 вариант - синий.
Учитель: Как из одного прямоугольника получить две горизонтальные полоски?
Дети: Перегнуть пополам, разрезать.
- Выполните. Отдайте своему соседу 1 полоску.
- Положите полоски на чистый лист белой стороной вверх, нанесите клей, приклейте полоски на прямоугольник - внизу красная, в середине синяя.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. Кто допустил ошибки?
- Наведите порядок на месте.
11. Рефлексия.
- Чем необычен был урок?
- Чем понравился?
- Чему научил?
- Весь урок мы говорили о нашем Отечестве, о дружбе народов, о любви к Родина большой и малой. И закончить урок хочется такими словами (читают 2 ученика):
Как велика моя Земля!
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля
Леса и степь, и горы.России малая частица,
Земля, похожая на рай,
Листва берёз, разлив пшеницы -
Всё это наш Симбирский край.