Урок внеклассного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Пробуждать интерес к книге, к чтению художественной литературы.

2. Воспитывать у детей способность любоваться природой, развивать фантазию. Обратить внимание на экологический и гуманистический аспект темы.

3. Развивать духовно – нравственные качества личности.

4. Учить объяснять значение новых слов, правильному построению ответов на поставленные вопросы.

Оборудование: выставка букетов, гирлянды из осенних листьев, выставка рисунков “Разбежались краски по осенней сказке”, поделки из природного материала “Их сделала сама природа”, музыкальные грамзаписи.

Здравствуйте, дорогие родители, гости нашего праздника! Мы рады снова видеть вас. Наш классный коллектив с большим энтузиазмом готовился к сегодняшней встрече с новой интересной книгой.

Чтец.

Приходи к нам, Осень в гости!
Принеси рябины гроздья,
Меду сладкого густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
Собери плоды с полей,
Их для нас не пожалей.
Любим мы твои дары!
Нет в году щедрей поры!

(Т.Шарыгина)

Учитель. Этим стихотворением Т.Шарыгиной открывается сборник литературных произведений “Вот и осень к нам пришла”. Как из чудесной сказки пришла к нам царица Осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берегите его лесные жители! Укрыла Осень яхонтовым ковром землю, нашу кормилицу.

Дохнул ветер, зашелестели на Осени парчовые наряды. Не до нарядов ей. С полей не весь урожай еще убран, еще не все птицы улетели в теплые края, не все лесные жители подготовились к долгой зиме. Много у Осени забот и хлопот.

Пьеса П.Чайковского “Осень”.

- Послушайте сказку “Осенние листья” в исполнении Пульнева Данила из этого сборника.

Осенние листья

Енот сидел на берегу реки и горевал: жалко было ему уходящего лета!

“Эх, задержать бы его хотя бы на несколько дней!” - думал енот.

Думал он, думал и придумал. Набрал пожелтевших листьев и решил их отстирать. Пусть снова станут зелеными и удержат лето!

Учитель. Начало осени называют бабьим летом, за то, что оно как бы соединяет в себе два времени года. Молодое бабье лето начинается 28 августа и длится до 11 сентября. Старое бабье лето радует нас теплой погодой с 14 по 21 сентября. Называют его еще паутинником, потому что в воздухе сверкают мириады тончайших паутинок. А современная календарная осень начинается с 1 сентября.

Чтец.

Как красива Осень,
В пестром сарафане!
В чистом небе - просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой – березки
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.

(Т.Шарыгина)

Осень. Здравствуйте, мои дорогие! Здравствуйте, солнышки мои золотые! Как я рада видеть вас! Рада вашему прекрасному настроению. А вы знаете, кто я?

… осень

Нравятся вам мои подарки? А книга “Вот и осень к нам пришла” нравится? Давайте продолжим чтение этой замечательной книги.

Чтец.

Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в желтый цвет,
Звезда лугов – земная астра
Небесным звездам шлет привет.
Она глядит, раскрыв ресницы,
На темно – синий небосвод,
Где ее светлые сестрицы
Веселый водят хоровод.

(С.Красиков)

Учитель. Астры – последняя улыбка уходящего лета. Они красивы и не прихотливы. По легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.

- А вы знаете, как в старину назывались осенние месяцы?

Сентябрь. Старые месяцесловы и святцы называли меня рюинь – от желтизны осенней листвы, ревун - из-за рева ветра, хмурень – из-за дождей непогоды. Отошла жаркая жатва, а вместе с нею – уличные гулянья и хороводы. Осталось собрать урожай овощей и фруктов.

Хоровод на грядке.

Нынче праздник в огороде,
В огороде – хоровод.
Пляшет тыква в хороводе,
Пляшет тыква и поет:
Я на солнышке цвела,
Плети длинные плела.

К толстой тыкве под бочок
Подкатился кабачок:
Как же мне не веселиться,
Вместе с вами не кружиться?
Был я тонким стебельком –
Стал пузатым мужичком.

А зеленый огурец –
Разудалый молодец –
Бросил свой картуз на грядку
И пошел плясать в присядку.
Веселей играй гармошка!
В хоровод пришла картошка.
Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Без нее какой обед?
Без нее обеда нет.
Жарь ее, вари, туши –
Наедайся от души.

Вот и свекла появилась,
В плащ бордовый нарядилась:
- Под землею я росла,
Теплой осени ждала.
А со мной сестра - морковка,
Косы длинные до пят.
Репа – желтая головка,
И редис – наш младший брат.

Даже песню завела:
- Я морозов не страшусь,
В сто одежек завернусь.
Лист капустный – самый вкусный.
Любят зайки лист капустный,
А девчонки и мальчишки
Обожают кочерыжки.

Завершая разговор,
Улыбнулся помидор:
- Все, кто дружит с овощами, -
Те растут богатырями.

(В. Степанов)

Музыка П.Чайковского “Октябрь” из музыкального альбома “Времена года”

Учитель. Осыпает октябрь наземь золотую и багряную листву. Стелет по жухлым травам листвяной покров дивного красочья… Октябрь в народе называли листопадником и свадебником. По древней русской традиции, осенью всегда проводились веселые ярмарки. Давайте перевернем следующую страницу.

- Природа засыпает в сентябре, октябре, ноябре. Если взять первые буквы названий месяцев, то получится слово “сон”.

Подберите рифмы к словам “осень”, “дождь”, “ветер”, “лужа”.

На доске выписываются несколько рифм, подготовленных дома к заданным словам. Учащиеся выбирают наиболее понравившиеся.

На доске:

Осень – просинь, просим

Дождь – ждешь

Ветер – светит, третий

Лужа – нужно, стужа

- Давайте попробуем коллективно сочинить с помощью родителей стихотворение с использованием записанных рифм.

В сентябре пришла к нам осень,
Голубеет неба просинь,
Чуть накрапывает дождь,
Ну, а ты морозца ждешь.
Беспокойный свищет ветер,
В небе солнышко не светит,
И ледком покрылась лужа,
Но гулять нам все же нужно.

- Какое название дадим этому стихотворению?

Осень

Пришла осень

Вот и осень пришла

- Выберите наиболее подходящее.

Вот и осень пришла.

Физминутка.

Ветер подул: “У – у – у!” (все дуют)
Кусты низко нагнул (наклонились)
Листья запорхали (машут руками)
Как бабочки на карнавале (кружатся)

- Пришло время снова вернуться к нашей книжке. Оказывается, ребята, с книгами можно и поиграть. Давайте откроем страницу, которая называется…

Угадай-ка!

На ветвях они висят,
Словно солнышки горят,
А возьмешь их на зубок –
Сразу брызнет сладкий сок.

(яблоки)

Что за овощ с огорода
Нам кричит издалека:
- Дайте мне побольше меда,
А без меда я горька?

(редька)

Он зеленый,
Круглый, гладкий,
А внутри он
Красный сладкий.

(арбуз)

Лисички

Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Трудно будет с непривычки
Отыскать в лесу лисички.

Опята

Сбились стайку, как цыплята,
Золотистые опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня.

Покажись словечко!

Мы промокли,
Ну и пусть.
Ждет нас гриб,
Осенний … груздь.

Хоть наряден он на вид
И красив, но ядовит.
Словно красный светофор,
В красной шляпке … мухомор

Я на солнышко глядела,
Хорошела и круглела.
К холодам я не привыкла,
Не капуста я, а … тыква.

Сам как свинка
Хвост – крючок,
Всем известный - … кабачок

- Найди молочный продукт в слове СЫРОЕЖКА

- Найди имя мальчика в слове КОСТЯНИКА

- Найди другое дерево в слове СЛИВА

- Какое вкусное блюдо можно найти в слове ОВОЩИ?

- Найди овощ в слове КАБЛУК

Какие буквы перепутались:

На опушке ПОЛНУШКИ,

На полянке ВОГАНКИ.

Музыка П.Чайковского “Ноябрь” из музыкального альбома “Времена года”

Учитель. Ноябрь в народе называют грудень. В ноябре зима с осенью борются, убывают дни, прибавляются ночи, темные звездные. Входят в силу холодные утренники, крепнут заморозки. Сегодня у нас в гостях бабушка Артема – Александра Кимовна. Она любит сочинять стихи и сейчас мы послушаем произведение

Осенние дни

Для кого-то осень – это грусть.
Дождь, холодный ветер, сырость.
Я дождей осенних не боюсь,
Пусть они идут себе на милость.

Ярких красок больше все равно,
Даже под дождем горят рябины.
В небе затуманенном окно
Светом полыхает ярко-синим.

Есть и красный день календаря –
- День учителя, чей важный труд мы славим,
Знаем – мы работаем не зря,
В детских душах добрый след оставим.

Вот и внук шагает в первый класс,
Как и все детишки по России,
Огоньки горят лукавых глаз,
Трудные науки он осилит.

Девчонки и мальчишки!
На сцене – представление!
Осенний маскарад,
Вернее для веселья
Осенних поделок парад.

- К сегодняшнему уроку мы приготовили фотоальбом наших поделок с выставки “Их сделала сама природа”.

- А Смолина Аня прочитает стихотворение “Про ежика”, которое они с бабушкой Ниной Николаевной сочинили для нашей выставки.

Ежик, милый, дорогой!
Ждали встречи мы с тобой.
На грядке вырос ты у нас
И пришел в наш дружный класс.

Посмотри, как мы живем:
Буквы учим и поем,
Книжки умные читаем,
Пишем палочки, считаем.

Ты покинь свою дорожку,
Погости у нас немножко.

- Вы показали себя такими фантазерами, что эти слова про вас:

“У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить? (эпиграф к фотоальбому)

Учитель.

Уходит осень торопливо:
Придет черед и зимним снам,
Сегодня ж щедрою рукою
Она дары вручает нам.

Учитель. Сегодня в нашем сборнике мы видели иллюстрации выполненные ребятами. Мы поздравляем юных художников и показываем еще один наш общий подарок осени – альбом с иллюстрациями “Разбежались краски по осенней сказке”. Нравятся тебе, Осень наши подарки?

Осень.

Спасибо, ребята.
Ваш быстрый, смелый карандаш
Зовет нас всех на вернисаж.
Вам мир откроется чудесный:
Все краски осени прелестной.

А я дарю вам на память из этой замечательной книжки свой любимый кроссворд.

Я прощаюсь с вами до следующего года. Славно мы сегодня с вами пообщались. Спасибо вам за это! До встречи, до встречи, друзья!

Учитель. Вот и подошел к концу наш урок чтения. И пусть за окном бушует ветер, шумит дождь, я надеюсь что, не смотря на грусть расставания, у всех у вас хорошее настроение, потому что мы сегодня приобщились к прекрасному, впереди у нас еще много интерес встреч с замечательными книгами. До новых встреч, мои юные друзья. А на память о сегодняшней встрече осень оставила вам подарок – сюрприз. (Корзина с яблоками)

Песня про осень