Введение. С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников. Такая дидактическая система изучается и внедряется с 2001 года в нашей школе.
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. В моей работе под термином “личностно-ориентированный подход в обучении” понимается такой подход, при котором учитель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого учащегося и в зависимости от индивидуальных особенностей ученика совершенствовать их.
Цель работы: дать практические рекомендации, которые могут быть использованы учителями, осуществляющими личностно-ориентированный подход на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Работа носит исследовательский характер. Исследование проводилось на базе школы №9 г. Междуреченска с учащимися одного класса на протяжении трёх лет в 5, 6, 7 классах.
Объект исследования: учебный процесс
Предмет исследования: качество обучения на уроках математики
Гипотеза: если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на основе этого рассматривать принципы и методы обучения, то это позволит повысить качество обучения.
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Организация занятия предполагает включение моментов. К ним относятся следующие:
- учёт личностных особенностей учащихся;
- применение приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование учащимися таких речевых оборотов, как: “я полагаю, что…”, “мне кажется, что…”, “по моему мнению”, “я думаю, что…” и т. д.
1.2 Актуализация субъектного опыта учащихся
Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенные знания, умения и навыки.
Эти нужно для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
1) способствовать восприятию учащимися нового материала;
2) содействовать установлению в сознании ребенка связей между ранее накопленным и новым опытом
1.3 Создание ситуации выбора на уроке
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость
1.4 Создание ситуации успеха
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами
Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха
НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | “Мы все пробуем и ищем, только так может
что-то получиться”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | “У вас обязательно получиться..” “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. |
“Возможно, лучше всего начать с…..” “Выполняя работу, не забудьте о…..” |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | “Только ты и мог бы….” “Только тебе я и могу доверить…” “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” |
Побуждает к выполнению конкретных действий. | “Нам уже не терпится начать работу…” “Так хочется поскорее увидеть…” |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…” “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. |
Сейчас хочу рассказать, как осуществляется подход на уроках.
Свою работу по обучению учащихся математике начала с психолого-педагогической характеристики учащихся В этом большую помощь оказал психолог и учитель начальной школы. Вышеуказанная характеристика помогает мне:
- ориентироваться на ученика, на стимулирование его нравственного, эмоционального и интеллектуального развития,
- создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата
Данная диагностика способствует своевременному устранению “пробелов” знаний учащегося в изучении данного раздела математики;
На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.
Ориентирование только на высокий уровень усвоения содержания, приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. В этом случае есть угроза потери интереса к предмету у учащихся среднего и высокого уровня развития. В пятом классе, когда взяла ребятишек, начала постепенно вводить ситуации выбора в учебный процесс. Поэтому, на различных этапах урока создаю ситуацию выбора.
Этап актуализации субъектного опыта.
Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: “На доске прикреплены карточки с примерами и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат”. Пример: “Найди ошибку”. На доске записаны равенства, примерно 10. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий. Пример: Игра “Интеллектуальный марафон”. Учащимся предлагается найти произведение всех чисел, сидящих на дереве. Данное задание можно оформить наглядно, что вносит свою изюминку.
Этап изучения нового материала.
Предлагаю семиклассникам самостоятельно ознакомиться с темой по алгебре, геометрии изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы, записанные на доске, первого или второго варианта:
Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности
Этап применения знаний.
Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.
К I - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
Ко II – задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.
К III – задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике. Пред началом выполнения, чётко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.
Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов: а) полностью самостоятельно; б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске; в) с использованием учебника.
Этап проверки знаний.
На данном этапе использую различные тестовые задания. Использую тестовые задания как и на бумажном носителе, так и на компьютере. Детям предоставляется выбор, с помощью какого источника им удобней выполнить задание.
Детям также предлагаю набор тестов, состоящий из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:
- В тестовых заданиях первого вида (Т-1) требуется установить пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые заменены многоточием
- Тестовые задания (Т-2) предлагаю набор истинных и ложных утверждений; учащиеся должны установить, какие из них истинны, какие ложны,
- Тестовые задания третьего вида (Т-3) – это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.
Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.
Как уже говорила выше, наряду с тестами на бумаге использую тестовые задания с применением компьютера. Применение компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. Программу для тестирования составляю сама. При запуске программы устанавливаю такие варианты, как задавать вопросы в случайном порядке, перемешивать варианты ответов на вопросы. Такая установка даёт возможность каждому ученику работать самостоятельно, не отвлекать соседа, спрашивая ответ на тот или иной вопрос, так как подача вопросов и ответ идёт у всех по-разному. После выполнения высвечивается оценка. Целесообразно использовать различные виды тестов и формы представления заданий. В этом случае, во-первых, процесс тестирования становится менее утомительным, что повышает интерес учащихся к выполнению заданий, а во-вторых, нет опасности, что тестирование превратится в выявление навыка отвечать на задания только данного типа.
Этап “Домашнее задание”.
При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их.
Любой урок, как правило, начинаю с взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика
Следующим видом работы учащихся на каждом уроке является устный счёт. Формы его проведения различны: арифметическая головоломка, игра “Интеллектуальный марафон”, по программе, заданной блок-схемой выполнить вычисления и расшифровать высказывание, решить примеры и расположить их в порядке возрастания или убывания и расшифровать название металлов которые горят, плавают, прочные, или ещё какие слова, такой материал можно использовать при изучении любой темы, хоть десятичные дроби, хоть обыкновенные, или действия с положительными и отрицательными числами; игра “Проще простого” по аналогии с игрой “Крестики-нолики” (Из предложенных десяти чисел надо выбрать пару чисел, а затем найти их частное. Если частное принадлежит таблице, игрок отмечает его соответственно “крестиком” или “ноликом”) Все задания для устного счёта стараюсь брать занимательного характера, оформляю наглядно, красочно. Такие задания развивают воображение, внимание, память, мышление. Все задания содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися. Для проведения устного счёта стала привлекать самих детей. Самое “ценное” для меня то, что ребята сами составляют задания по теме для устного счёта. И на уроке “автор” сам проводит устный счёт.
При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация – в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия производительность труда, прибыль, кредит, проценты, площадь, длина горных выработок т.е те которые напрямую связаны с нашим городом, областью. Данные для условия задач ученики собирают сами.
Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь компонент. При закреплении решаем задачи, составленные самими учащимися с использованием регионального компонента. Задач с региональным компонентом нет в учебнике и учащиеся их составляют сами с родителями дома, планируем выпустить сборник таких задач. С темой “Составление задач с использованием регионального компонента” и “Мой город в задачах” выступали на научно-практической конференции, где работы учащихся были отмечены Благодарственными письмами.
При проверке знаний учащихся, кроме перечисленных выше методов (тесты, карточки на выбор), выясняю степень усвоения материала учащимися с помощью листов взаимоконтроля, которые содержат перечень программных вопросов по изучаемой теме. Ученики отвечают на вопросы друг другу по очереди и взаимно оценивают друг друга.
Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа: “С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”, “Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”, “Чему учились на уроке? Что помогало при этом?”.
Заключение
Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение школьника вперёд, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.
В ходе освоения личностно-ориентированного подхода при обучении математики приобретают и совершенствуют свой опыт: самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт; проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов; самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников.
Результатами экспериментальной проверки подтверждена гипотеза исследования: установлено, что если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.
Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.