Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
- В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности, которые могут привести к несчастному случаю. Чаще всего опасные ситуации создает сам человек, нарушая различные правила и нормы поведения. Но иногда происходят чрезвычайные ситуации природного характера.
- Давайте составим определение, что такое чрезвычайная ситуация.
На экологическом панно сенсорной дидактики, разбросаны слова. Дети устно составляют, что такое чрезвычайная ситуация.
Правильно. Ч.С. – это обстоятельства, которые угрожают жизни многих людей и их жизнедеятельности.
Ч.С. могут быть разного характера. Назовем природные явления, в результате которых может возникнуть Ч.С.
Поиграем в игру “Найди пару”.
Всем учащимся раздаются карточки. На одних карточках записаны определения, на других – термины. Один ученик встает, читает определение, встать в пару должен тот, у кого термин и т.д.
Временное затопление значительной части суши водой, вызывающееся увеличением уровня воды. | Наводнение |
Сход снега с гор | Лавина |
Подземные толчки и колебания земной поверхности. | Землетрясение |
Неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам | Пожар |
Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести | Оползень |
Перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, приводящим к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей | Метель |
Выброс паров, газов, магмы, горных пород | Извержение вулкана |
Ребята, вы сейчас назвали много природных явлений, в результате которых могут возникнуть Ч.С.
А какие из Ч.С. могут возникнуть у нас на Урале? (Гололед, гроза, лавина, метель, молнии, наводнения, пожар, ураган)
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы познакомимся с Ч.С., которая может возникнуть в результате действия сильного ветра. Узнаем, какие бывают ветры, в каких районах возникали Ч.С. Научимся избегать необоснованный риск, узнаем какие действия нужны в этой Ч.С.
4. Новый материал.
1) знакомство с видами ветра.
Каждый день, собираясь выйти на улицу, мы смотрим в окно, чтобы определить, какая погода: морозная, солнечная, есть ли ветер.
А что такое ветер? Правильно. Это движение воздуха над поверхностью земли.
Ветры бывают разные в зависимости от силы и скорости.
Поиграем в игру “Анаграммы” и узнаем разнообразный мир ветров.
Плакат с анаграммой прикреплен к доске. Учитель читает определение, дети отгадывают и показывают слово.
Е М С Ш В И Х Р О Р М Е Т Е Л Ь Ь О Ч У У О Р М Р О Я Б Р А Г А Н О Л И У Р Я М Е Т Е О Г
- Длительный сильный ветер, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше. (Шторм)
- Перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающий снегопадом. (Метель)
- Ветер с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. (Вихрь)
- Сильный вихрь быстро вращающегося воздуха, обладающий разрушительной силой. (Смерч)
- Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого достигает до 32 м/с.
- Как называется служба, которая следит за продвижением и образованием ветра? (Метеорология)
- С действиями сильного ветра можно столкнуться в любом уголке нашей страны.
2) знакомство с районами России, в которых характерны возникновения Ч.С. ветров.
Подготовленные заранее дети показывают на карте районы и рассказывают о Ч.С.
Ученик 1. Один из сильнейших ураганов на Камчатке был ночью 13 марта 1980 г. Были выбиты стекла и двери в тысячи квартир, ветер погнул светофоры и столбы, с сотен домов сорвал крыши. Из строя вышло электроснабжение.
Ученик 2. 8 декабря 2003 г. в Ленинградской области из-за сильной метели без электричества остались 455 населенных пунктов, где проживало 17825 человек.
Ученик 3. В 1990 г. жертвами снежной бури стали жители г. Воркуты и окрестных населенных пунктов. Было нарушено электроснабжение, повреждены крыши зданий, остановлен транспорт. Погибли 9 человек, еще 17 были обморожены.
Ребята рассказали вам только о некоторых Ч.С. происходивших в нашей стране. А в нашем городе может возникнуть Ч.С. в результате сильного ветра? Давайте узнаем правила поведения дома, если возникла такая ситуация.
3) знакомство с правилами поведения дома, при Ч.С.
Благодаря метеорологам, чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Где его можно услышать? (В школе, по местному телевиденью и радио)
А вот что нужно делать, если поступило штормовое предупреждение, вы сейчас расскажите сами.
Дети работают в парах. На карточках дети вставляют пропущенные слова и читают правила.
- Плотно закройте и укрепите все окна и……….
- Не выходите из………
- Приготовьте запас воды,………
- Отключите газ и……….
- Быстро перейдите в более ………. укрытие.
- Ждите снижения порыва………
4) знакомство с правилами поведения на улице, при Ч.С.
Но может произойти так, что вы оказались на улице во время бури, смерча, урагана. Вы должны четко знать правила поведения и быстро, грамотно действовать.
Работая в группах, вы составите правила, которые помогут вам ответить на вопросы.
Дети работают в малых группах. Каждой группе выдается карточка с вопросами. Дети самостоятельно готовят ответы. После проверки каждой группы выбираются самые лучшие ответы, и вывешивается составленная ими памятка.
Вопросы Памятка
1. Почему нужно находиться подальше от зданий, высоких столбов, деревьев, электроприборов? | 1. Держитесь подальше от зданий, высоких столбов, деревьев, электроприборов. |
2. Почему нельзя находиться на мостах, чердаках? | 2.Нельзя находиться на мостах, чердаках, на крышах домов. |
3. Где нужно спрятаться? | 3. Спрячьтесь в подвале, можно лечь в яму или любое углубление. |
4. Какие части тела нужно защитить? | 4.Глаза, рот и нос защитите от попадания снега, пыли. |
5. Если вы в машине? | 5.Если вы на машине, остановитесь. Плотнее закройте окна, двери. |
6. Если вы на возвышенном или открытом месте? | 6. Если стихия застигла вас на возвышенном или открытом месте, ползите в сторону укрытия. |
7. Если ветер стих? | 7. Когда ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут ветер может повториться. |
8. Какое чувство должно быть у человека, чтобы не совершать ошибок? | 8. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим. |
Детям после ответов раздаются памятки.
5. Тест.
На доске записаны только ответы. Дети записывают на вопрос соответствующую букву.
А. Метель.
Б. Ураган.
В. Буря.
Г. Экологическая.
Д. Метеорологическая.
Е. Чердак.
Ж. Подвал.
- Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого достигает 32 м/с.
- Перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающийся снегопадом.
- Как называется служба, которая следит за продвижением и образованием ветра?
- Где нужно находиться во время урагана, бури или смерча?
- Где нельзя находиться во время бури, урагана или смерча?
6. Итог.
Кто занимается предупреждением Ч.С. и ее ликвидацией?
Кто является главой МЧС?
Предлагаю вам согласиться или не согласиться с утверждениями. Если высказывание истинное вы хлопните в ладоши один раз, если ложное закроете глаза. (Дети встают возле парт)
- Разрушительная сила урагана огромна (+)
- Услышав штормовое предупреждение, спрячьтесь на чердаке (-)
- Во время сильного ветра встаньте рядом со зданием, высоким столбом или деревом (-)
- Во время бури глаза, нос и от защитите от песка, земли, пыли или снега (+)
- Флюгер помогает определить направление ветра (+)
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Давайте пожелаем друг другу не попадать в безвыходные опасные ситуации, но если это произойдет, правильно поступать и выручать других.
7. Дом. задание.
Дома познакомить с правилами поведения при Ч.С. своих родителей, друзей. Узнать, какие телевизионные программы посвящены безопасности человека.