Цели:
- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени;
- учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного и животного мира;
- знакомить с природными особенностями осенних месяцев;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением русской природы;
- цветок-годовик;
- видеозарисовка;
- музыка А.Чайковского из цикла “Времена года”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы.
- Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.
- Забудьте о них. Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.
II. Работа по теме.
- Назвать по цветку-годовику времена года.
- А какое время года сейчас?
1. Загадка.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
- Как вы догадались?
2. Игра “Помоги зверькам”
- Встретились как-то белочка и зайчик, посмотрели на картину.
- Зайчик говорит, что это лето, а белочка сомневается. (дети рассматривают иллюстрацию с изображением осени)
- А как думаете вы?
- Почему это осень?
- Назовите главные признаки осени.
3. Беседа по перечисленным признакам осени.
- Все ли птицы улетают?
- А какие не улетают?
- Почему люди одеваются теплее?
- А если не будут одеваться по погоде?
Вывод: самый главный признак осени – похолодание. С ним связаны изменения, которые происходят в природе осень.
4. Игра “Кто внимательный”
- Хлопнуть в ладоши, если услышите признак осени.
III. Групповая работа (по 4 человека).
- Составление пословиц и объяснение их лексического значения.
“Сентябрь – чародей цвета”
“Октябрь землю покроет, где листком, где снежком”
“Ноябрь – ворота зимы”
IV. Фронтальная беседа.
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Чем радует нас сентябрь?
- Какую иллюстрацию вам захотелось нарисовать словами?
- В каком месяце ранняя осень, в каком поздняя?
Угадайте, каких грибов насобирали зверята:
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
Не спорю, не белый –
Я братцы попроще
Расту я обычно в берёзовой роще (подберёзовик)
И под старою сосною,
Где склонился пень - старик
Окружён своей семьёю
Первый найден (боровик)
V. Просмотр видеозарисовок на тему: “Осень” под музыку
А. Чайковского из цикла “Времена года”.
- Давайте полюбуемся осенью.
VI. Творческая игра “Доскажи словечко”
Вы художник, так художник,
Все леса … (позолотил)
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл
Ветки голые стучат
Галки чёрные кричат
В тучах редко просинь –
Наступила… (осень)Нам нравится осень,
Мы осени рады,
Но осень кончится, и вот
К нам опять …(зима идёт)
VII. Инсценировка “Готовимся к зиме”
- Дети в масках животных по очереди рассказывают о том, как разные животные готовятся к зиме
Лиса
Заяц
Медведь
Ежик
VIII. Обобщение:
- Осень – это хорошо или плохо?
- Что радует вас осенью?
- Что огорчает?
IX. Рефлексия.
- Что узнали на уроке?
- Кому сегодня на урок понравился (поднимите руки)
- У кого сегодня такое настроение было на уроке?
- А такое? (показ иллюстраций с изображением весёлого и грустного человека).