Обобщающий урок в 1-м классе по курсу "Окружающий мир". Тема "Осень"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени;
  • учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного и животного мира;
  • знакомить с природными особенностями осенних месяцев;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением русской природы;
  • цветок-годовик;
  • видеозарисовка;
  • музыка А.Чайковского из цикла “Времена года”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы.

- Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

- Забудьте о них. Желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.

II. Работа по теме.

- Назвать по цветку-годовику времена года.

- А какое время года сейчас?

1. Загадка.

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)

- Как вы догадались?

2. Игра “Помоги зверькам”

- Встретились как-то белочка и зайчик, посмотрели на картину.

- Зайчик говорит, что это лето, а белочка сомневается. (дети рассматривают иллюстрацию с изображением осени)

- А как думаете вы?

- Почему это осень?

- Назовите главные признаки осени.

3. Беседа по перечисленным признакам осени.

- Все ли птицы улетают?

- А какие не улетают?

- Почему люди одеваются теплее?

- А если не будут одеваться по погоде?

Вывод: самый главный признак осени – похолодание. С ним связаны изменения, которые происходят в природе осень.

4. Игра “Кто внимательный”

- Хлопнуть в ладоши, если услышите признак осени.

III. Групповая работа (по 4 человека).

- Составление пословиц и объяснение их лексического значения.

“Сентябрь – чародей цвета”

“Октябрь землю покроет, где листком, где снежком”

“Ноябрь – ворота зимы”

IV. Фронтальная беседа.

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Чем радует нас сентябрь?

- Какую иллюстрацию вам захотелось нарисовать словами?

- В каком месяце ранняя осень, в каком поздняя?

Угадайте, каких грибов насобирали зверята:

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я … (подосиновик)

Не спорю, не белый –
Я братцы попроще
Расту я обычно в берёзовой роще (подберёзовик)

И под старою сосною,
Где склонился пень - старик
Окружён своей семьёю
Первый найден (боровик)

V. Просмотр видеозарисовок на тему: “Осень” под музыку

А. Чайковского из цикла “Времена года”.

- Давайте полюбуемся осенью.

VI. Творческая игра “Доскажи словечко”

Вы художник, так художник,

Все леса … (позолотил)

Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл
Ветки голые стучат
Галки чёрные кричат
В тучах редко просинь –
Наступила… (осень)

Нам нравится осень,
Мы осени рады,
Но осень кончится, и вот
К нам опять …(зима идёт)

VII. Инсценировка “Готовимся к зиме”

- Дети в масках животных по очереди рассказывают о том, как разные животные готовятся к зиме

Лиса

Заяц

Медведь

Ежик

VIII. Обобщение:

- Осень – это хорошо или плохо?

- Что радует вас осенью?

- Что огорчает?

IX. Рефлексия.

- Что узнали на уроке?

- Кому сегодня на урок понравился (поднимите руки)

- У кого сегодня такое настроение было на уроке?

- А такое? (показ иллюстраций с изображением весёлого и грустного человека).