Использование проектной методики на уроках иностранного языка
Проектная методика внедрялась в нашу школу уже в 30-е годы XX века. Однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин тому несколько. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся.
В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В отличии от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.
Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении ИЯ.
Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения ИЯ. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;
- продемонстрировать уровень обученности ИЯ; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
В настоящее время предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации.
Типология проектов, получившая наибольшее распространение в практике преподавания
Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:
- тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблеет и т.д.;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возмофжности аутентичных, источников информации;
- необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.
Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.
Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.
Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.
Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.
Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организация деятельности учащихся, оценивания результатов работы.
Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся.
Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей ИЯ, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап:
- - в рамках программы определение учителем тем проектов;
- - формулировка учителем проблемы;
- Основной этап:
- - ознакомление учащихся с методикой работы над проектом;
- - знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;
- - ознакомление с аутентичным материалом;
- - выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах;
- - формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;
- - контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.
- Завершающий этап:
- - оформление проектов в виде коллажа, путеводителя, плаката, компьютерной презентации и т.д.;
- - презентация и защита проектов;
- - обсуждение результатов, подведение итогов работы.
- Практическое использование проектов.
Организация и ход работы над проектом
Этапы работы над проектом | Задачи для учителя | Задания из УМК | Дополнительный материал, используемый учителем |
Подготовка проекта
Тема | Вид проекта | Содержание | Цель проекта (результат) |
Средства достижения |
“Как празднуют Рождество в Германии?” | Информационный | Исследование материалов о праздновании Рождества в Германии. | Собрать информацию о праздновании Рождества, традициях немецкого народа. | Изучение библиотечных каталогов. Консультации с учителем немецкого языка. Поиск информации в Интернете. |
Организация работы над проектом на уроках немецкого языка
> Тематика проектов на уроках ИЯ может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей стран, подходов в решении тех или иных проблем.
> Проблема, предлагаемая учащимся или выбранная ими самими формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и по возможности аутентичных источников информации.
> Необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.
Например:
Предлагается следующий перечень проблем коллективного проекта “Немецкий и Германия в моей жизни”
- Германия в моей жизни.
- Чем может гордиться житель Германии.
- Как живёт школьник страны изучаемого языка.
- Природа и человек.
- Искусство и культура Германии – для всех.
- Обычаи, традиции праздники Германии.
В ходе проекта две линии:
Первая линия: выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход её разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием.
Вторая линия предусматривает изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов, рефлексии, помогающей учащимся оценить процесс и результат проектной деятельности.
- Was haben wir gemacht? (Вопрос помогает учащимся вспомнить ход всего проекта от начала до конца.)
- Wie haben wir das gemacht? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.)
- Warum haben wir das gemacht? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)
- Welche Kompetenzen waren dafur erfordelich? (Вопрос помогает оценить умения, приобретённые ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также и организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.)
- Welche Rolle haben wir bei der Projektarbeit ubernommen? (В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают,то выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей: менеджера, секретаря, журналиста и т.д.)
- Welche Erfahrungen haben wir individuell und als Gruppe gemacht? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учащихся, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке!” Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.)
- Welche Alternativen hatte es gegeben? (Учащиеся обсуждают процесс проектной деятельности: что можно было сделать быстрее, лучше, в чём и каких им не хватало знаний, что они в следующий раз сделают иначе.)
Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточные результаты, осознать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы.
Дальнейшая “жизнь” проекта (презентация проекта).
Содержание работы над проектом
1. Подготовка учащихся к работе над проектом.
При изучении темы “Путешествие по Германии” ребята заинтересовались вопросом о том, какие существуют традиции празднования Рождества в Германии. Учащимся было предложено самим собрать информацию по этой теме и реализовать её в проекте.
2. Выбор проблемы.
- Что является содержанием проекта?
- Празднование рождества в Германии.
- Знакомство с новыми лексическими единицами по данной теме.
3. Основной этап.
- Ознакомление учащихся с методикой работы над проектом.
- Ознакомление с аутентичным материалом.
- Выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах.
- Формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо-и самоконтроль.
- Контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.
У участников проекта возникли вопросы:
- Где взять информацию?
- Какими источниками можно воспользоваться?
- У кого можно получить консультацию по этой теме?
Как решать эти проблемы?
- Обратиться к своему преподавателю.
- Использовать справочную литературу в школьной библиотеке.
- Воспользоваться Интернетом.
4. Завершающий этап.
- Оформление проекта в виде информационного проспекта и компьютерной презентации.
- Презентация и защита проекта.
- Обсуждение результатов, подведение итогов работы.
Практическое использование проекта.