Пояснительная записка
Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической составляющей картины мира, расширение возможностей учащихся по свободному выбору своего образовательного пути, раскрывает широкие горизонты для развития познавательных интересов учащихся и повышает их информированность в различных аспектах современного труда.
Элективный курс предназначен для учащихся классов естественно научного профиля, которые хотят научиться способам решения задач повышенного уровня сложности по алгебре и началам анализа. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение или неравенство с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение.
Элективный курс может проводиться с учащимися как 10-х, так и 11-х классов, поскольку относительно независим от содержания обязательного программного материала. Именно задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, которые позволяют проверить знания основных разделов школьного курса математики, уровень логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Курс ориентирован на категорию учащихся, обладающих достаточной математической подготовкой, проявляющих интерес к изучаемому предмету, имеющих дальнейшей целью поступление в вуз и при подготовке к олимпиадам, математическим конкурсам, различного рода экзаменам, в частности ЕГЭ. Предлагаемый курс, несомненно, имеет прикладное и практическое значение и поможет учащимся при проведении различных исследований.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с параметрами в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, т.е. с их помощью можно проверить знания основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Курс способствует организации интенсивной мыслительной деятельности учащихся. Он содержит необходимые материалы, которые помогут учащимся самостоятельно и рационально организовать свою учебную работу.
Обучение задачам с параметрами потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, коллективно-познавательный труд.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цели курса:
- освоить рациональные способы решения задач повышенного уровня сложности;
- способствовать приобщению к творческой и исследовательской деятельности по математике;
- расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с параметрами;
- развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности:
- подготовка учащихся к поступлению в вузы и сдаче ЕГЭ.
Задачи курса:
- предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету и индивидуальные возможности его освоения;
- способствовать усвоению фактических знаний и умений, установленных программой курса;
- показать практическую значимость задач данного типа в сфере прикладного исследования;
- научить способам решения стандартных и нестандартных задач по математике;
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
- обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры;
- организовать исследовательскую и проектную деятельность учащихся, способствующую развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств.
Оптимальная продолжительность курса — 34 ч, с недельной нагрузкой в один час. Программа курса имеет модульный характер, т.е. порядок прохождения отдельных тем и разделов может быть изменен.
Содержание программы элективного курса включает три части — теоретическую, практическую и проектную.
В теоретическом разделе курса рассматриваются уравнения и неравенства с параметрами и способы их решения. Учащиеся получают сведения о классификации задач в математике и рациональных путях поиска их решения.
Практическая часть программы включает задачи различного уровня сложности для закрепления и контроля усвоенного материала. Эти задачи предназначены для индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Большое внимание в курсе уделяется формированию у учащихся умения конструировать задания.
При выполнении проектных заданий учащиеся должны показать свои умения в составлении и представлении сообщений, рефератов, самостоятельно составленных заданий.
Методы, используемые учителем при проведении занятий, разнообразны и зависят от особенностей тематики. Для передачи теоретического материала наиболее эффективна школьная лекция, сопровождающаяся беседой с учащимися. Для закрепления материала проводятся семинары по обсуждению теории, практикумы по решению математических задач. При сохранении традиционных форм обучения возможно применение тестирования, дискуссий, направленных на аргументацию вариантов своих решений и различных форм индивидуальной или групповой деятельности учащихся. Часть занятий отводится работе на компьютере (решение уравнений и неравенств с параметрами). Доминантной формой учебного процесса должна стать исследовательская деятельность учащихся, используемая не только на занятиях в классе, но и в ходе самостоятельной работы, которая организуется через:
- работу с дидактическим материалом и тестами;
- решение предложенных задач с последующей проверкой и разбором вариантов решения;
- подготовку сообщений, защиту рефератов и творческих работ, являющуюся одной из форм демонстрации достижений учащихся в усвоении изученного материала.
Для воплощения целей и задач курса целесообразно применять технологии, включающие школьников в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого ученика в процессе самостоятельного построения ими новых знаний.
Используемые технологии:
- лекционно-семинарская система обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей;
- дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы;
- технология деятельностного метода, помогающая выявить познавательные интересы школьников;
- проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путём постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.
Позиция педагога при проведении данного элективного курса меняется в зависимости от этапов освоения программы. Он выступает информатором только в тех случаях, когда является единственным обладателем информации. Большую часть учебного времени проводящий занятия учитель выполняет функции советника, консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся, и наблюдателя за процессом практической работы учеников. Позиция равноправного участника – самая предпочтительная при проведении групповых обсуждений и индивидуальной работы. Важный принцип преподавания – создание на уроках атмосферы доверия и свободного обмена мнениями.
Отчетность по выполнению заданий предусматривает такие виды работ, как: а) проверку и оценивание домашних заданий, что может также проходить в форме самопроверки, тестирования, взаимопроверки, проверки консультантами, проверки учителем; б) проверку и оценивание заданий в ходе промежуточного и итогового контроля. Возможны также нестандартные формы контроля усвоения учебного материала.
Требования к знаниям учащихся.
В результате изучения курса учащиеся приобретут умения:
- решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с параметрами;
- находить корни квадратичной функции;
- строить графики квадратичных функций;
- решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
Содержание курса.
1. Знакомство с параметрами.
Назначение, структура и краткое содержание учебного курса. Понятие о простейших задачах с параметрами. Понятие о классификации задач в математике, рассмотрение общих схем и закономерностей в поиске решения. Рассматриваются задачи на поиск решения линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметров. Существенную роль играет класс задач, где за счет параметра на переменную накладываются какие-либо искусственные ограничения. Немаловажным этапом решения задач с параметрами является запись ответа.
Практическое упражнение по определению типа конкретной задачи и выстраиванию схемы поиска ее решения. Составление алгоритма решения.
Домашнее задание (индивидуальное): подобрать задачу определенного типа, выстроить схему поиска решения и алгоритм решения. Составить примеры простейших задач с параметрами для парной работы на следующем занятии и представить их решения.
2. Аналитические приемы решения задач с параметрами.
Лекционное изложение теоретического материала с классификацией задач с позиций применения к ним аналитических методов исследования. Рассматривается класс задач на поиск решений уравнений, неравенств и их систем способом “ветвления”, на использование свойств решений уравнений, неравенств и их систем. Рассмотрение параметра как равноправной переменной. Нахождение количества решений уравнений, неравенств и их систем.
Выполнение работы в паре по приготовленным дома примерам (взаимопроверка). Представление задач из домашнего задания. Групповая самостоятельная работа с примерами по теме.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры изученного типа.
3. Свойства функций в задачах с параметрами.
Изложение учителем теоретического материала с рассмотрением примеров уравнений, неравенств и систем с использованием свойств функций и стандартной схемы исследования функции с учетом области определения, множества значений, нахождением наибольшего и наименьшего значений функции, монотонности, четности и периодичности.
Взаимопроверка домашнего задания (с использованием “ключа” ответов). Выполнение работы в паре по приготовленным дома примерам (взаимопроверка). Групповая самостоятельная работа по решению примеров по теме. Решение заданий по теме.
Домашнее задание (индивидуальное): составить и решить примеры изученного типа.
4. Графические приемы решения задач с параметрами.
Изложение учителем теоретического материала в диалоге с учащимися. Рассмотрение примеров уравнений, неравенств и систем, в которых используются графические приемы. Можно выделить два основных графических приема: первый – построение графического образа на координатной плоскости (x; y), второй – на (x; a). Необходимые преобразования для поиска графического образа: параллельный перенос, поворот, сжатие к прямой.
Взгляд на параметр как на равноправную переменную находит свое отражение в графических методах. Таким образом, возникает координатная плоскость (x; a).
Парная работа с примерами. Коллективное решение примеров. Решение задач с использованием графических приемов. Контрольная работа по темам 1-4.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры по изученным темам.
5. Квадратичная функция в задачах с параметрами.
Изложение нового материала группой учащихся (ученики в роли учителя). Рассмотрение класса задач с параметрами, в основе решения которых лежат свойства квадратичной функции.
Представление сообщений учащимися по темам: “Каркас” квадратичной функции”, “Теорема Виета”, “Расположение корней квадратичной функции относительно заданных точек”.
Проверка индивидуальных домашних заданий. Закрепление изученного материала в ходе парной и групповой работы с примерами. Составление примеров по теме.
Домашнее задание (индивидуальное): решить примеры по изученной теме; составить примеры (с решением).
6. Применение производной при решении задач с параметрами.
Изложение учителем нового материала в диалоге с учащимися. Решение ранее рассмотренных примеров с помощью производной. Рассмотрение уравнений, неравенств, систем с использованием аналитических и графических приемов. Задания на нахождение и построение касательной к кривой, нахождение критических точек функции, применение свойств монотонности функций, нахождение наибольшего и наименьшего значений функций, построение графиков функций.
Групповая работа по решению составленных дома примеров. Самопроверка или взаимопроверка. Работа в парах с примерами по изученной теме.
Домашнее задание (индивидуальное – по вариантам): решить примеры по изученной теме; составить примеры по изученной теме.
7. Решение задач различными способами.
Выступление с рефератами по различным вопросам темы, практическому применению задач с параметрами, проблемам организации эффективной деятельности при решении различных типов математических задач.
Коллективное решение примеров на применение различных способов. Решение нестандартных задач. Контрольная работа по темам 4-7.
Защита проектных заданий по составлению примеров. Подведение итогов курса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Темы | теория | практика | всего |
Тема 1. Знакомство с параметрами | 1 | 2 | 3 | |
1.1 | Линейная функция. Прямая пропорциональность | 1 | ||
1.2 | Линейное уравнение ах+в=0 | 1 | ||
1.3 | Квадратное уравнение ах2+вх+с=0 | 1 | ||
Тема 2. Аналитические приемы решения задач с параметрами | 2 | 4 | 6 | |
2.1 | Параметр и количество решений уравнений и их систем | 1 | ||
2.2 | Параметр и количество решений неравенств и их систем | 1 | ||
2.3 | Параметр и свойства решений уравнений и их систем | 1 | ||
2.4 | Параметр и свойства решений неравенств и их систем | 1 | ||
2.5 2.6 |
Параметр как равноправная переменная | 1 | 1 | |
Тема 3. Свойства функций в задачах с параметрами | 3 | 3 | 6 | |
3.1 | Область значений функций | 1 | ||
3.2 3.3 |
Экстремальные свойства функций | 1 | 1 | |
3.4 | Монотонность | 1 | ||
3.5 | Четность, периодичность | 1 | ||
3.6 | Обратимость | 1 | ||
Тема 4. Графические приемы решения задач с параметрами | 3 | 3 | 6 | |
4.1 | Координатная плоскость (x; y) | 1 | ||
4.2 | Параллельный перенос | 1 | ||
4.3 | Поворот | 1 | ||
4.4 | Сжатие к прямой | 1 | ||
4.5 4.6 |
Координатная плоскость (х; а) | 1 | 1 | |
Тема 5. Квадратичная функция в задачах с параметрами | 2 | 3 | 5 | |
5.1 | Дискриминант, старший коэффициент | 1 | ||
5.2 | Вершина параболы | 1 | ||
5.3 | Теорема Виета | 1 | ||
5.4 5.5 |
Расположение корней квадратичной функции относительно заданных точек | 2 | ||
Тема 6. Применение производной при решении задач с параметрами | 2 | 2 | 4 | |
6.1 | Касательная к кривой | 1 | ||
6.2 | Критические точки | 1 | ||
6.3 | Монотонность | 1 | ||
6.4 | Наибольшее и наименьшее значение функции | 1 | ||
Тема 7. Решение задач различными способами | 2 (проект) | 2 | 4 | |
7.1 7.4 |
Решение задач различными способами | 4 | ||
Всего | 13+2 | 19 | 34 |
Список литературы
- Шахмейстер А. Х. Задачи с параметрами в ЕГЭ. С-Петербург, “ЧеРо-на-Неве”, 2004.
- Голубев В. И., Гольдман А. М., Дорофеев Г. В. О параметрах - с самого начала. Репетитор. 1991.
- Дорофеев Г. В., Затакавай В. В. Решение задач, содержащих параметры. М.: Научно-педагогическое объединение “Перспектива”, 1990.
- Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы, М.: Просвещение, 1989.
- Шарыгин И. Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса, М.: Просвещение, 1991.
- Важенин Ю. М.. Самоучитель решения задач с параметрами и обратными тригонометрическими функциями. М., 2002.
- Власова А. П., Власова О. В., Латанова Н. И. Показательные и логарифмические функции. Решение уравнений и неравенств. М., 2003.
- Родионов Е. М. Решение задач с параметрами. Пособие для поступающих в вузы. М., 2001.
- Назаров М. и др. Методы решения задач с параметрами. М., 2003.
- Натяганов В.М., Лужина Л.М. Методы решения задач с параметрами. М., 2003.
- Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач. Для поступающих в вузы. М., 1995.
- Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М., 2002.
- Локоть В. В. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. “Аркти”, М., 2005
- Локоть В. В. Задачи с параметрами. Иррациональные уравнения, неравенства, системы. Задачи с модулем. “Аркти”, М., 2005
- Локоть В. В. Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. “Аркти”, М., 2005