"Компьютерное черчение". Программа межпредметного элективного курса для 10–-11-х классов

Разделы: Информатика, Технология


Пояснительная записка

В современном мире не возможно представить современное промышленное предприятие или конструкторское бюро без компьютеров и специальных графических и других программ, предназначенных для разработки чертежей и конструкторской документации. Применение компьютерной техники в данной области стало привычным делом и доказало свою высокую эффективность. С развитием инновационных технологий в образовании и производстве заставляет руководителей предприятий и специалистов заниматься вопросами автоматизации работы конструкторских и технологических подразделений.

Заключение выгодных контрактов напрямую зависит от чертежей самой конкурентоспособной продукции. Если чертежи выполнены вручную на кульмане, то они производят отрицательное впечатление на партнеров.

Такая же ситуация складывается и в образования. Высшие и средние специальные учебные заведения уделяют большое внимание применению компьютерной техники при обучении студентов. В вузах студенты осваивают самые инновационные технологии проектирования, приобретают знания, умения и навыки работы с компьютером и программами компьютерной графики. Средние общеобразовательные школы очень медленно внедряют новые технологии в учебный процесс. Таким образом, разрыв между школой и вузом увеличивается с каждым годом.

Программа предполагает освоение системы КОМПАС, применяемой при проектировании изделий и выполнении чертежей.

Элективный курс рассчитан на 1 час изучения предмета в неделю в 10 -11 классах. Его могут преподавать совместно учителя черчения и информатики.

Успеваемость оценивается на основе наблюдений за текущей работой школьников.

Это - результаты опроса, осуществляемые в устной, письменной, тестовой формах. Проверка упражнений, заданий, обязательных графических и контрольных работ.

10 класс (35 часов)

Цели и задачи.

Основной целью курса является – приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения машинных способов передачи графической информации. Цель обучения конкретизируется в следующих основных задачах:

  • в изучении графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью графических методов, способов и правил отображения её на плоскости, а также приёмов считывания;
  • в изучении способов создания трёхмерных изображений деталей и сборочных единиц машинными методами;
  • в развитии логического и пространственного мышления, статистических, динамических пространственных представлений;
  • дать учащимся необходимые понятия, знания и навыки работы с современными компьютерными технологиями автоматизации конструирования.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

  • типы графических изображений;
  • метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекции;
  • способы построения проекций;
  • аксонометрические проекции;
  • изображения чертежа (виды, разрезы, сечения);
  • последовательность выполнения чертежа средствами инженерной компьютерной графики.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально пользоваться чертёжными инструментами в программе “КОМПАС”;
  • выполнять (создавать) и редактировать графические объекты и их изображения на экране дисплея;
  • выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжения) машинным способом;
  • использовать законы построения чертежа в соответствии с ГОСТом;
  • использовать основные режимы и команды компьютерной системы “КОМПАС” при создании трёхмерной модели изделия.

Объём часов и виды работ 10 класс.

Виды работ Часы
1. Всего часов. 35
2. Из них аудиторных. 3
3. Практикум. 23
4. Самостоятельная работа. 9

Содержание дисциплины.

Оптимальная настройка системы (1 ч)

Настройка экрана. Настройка размера рабочей области. Настройка цветовой гаммы. Настройка панели управления.

Настройка новых документов. (1 ч)

Настройка шрифта. Настройка параметров размеров и объектов оформления чертежа.

Настройка параметров новых документов.

Выделение и удаление объектов. (1 ч)

Выделение одного объекта и группы объектов мышью. Отмена выделения. Выделение группы объектов командами: Выделить - Рамкой и Прежний список. Выделение группы объектов командой: Выделить - Секущей рамкой. Выделение группы объектов командой: Выделить - Секущей рамкой. Простое удаление объектов. Использование команд Отмена и Повтор

Использование вспомогательных построений. (1 час)

Ввод вспомогательной прямой через две точки. Ввод вспомогательной параллельной прямой.

Простановка размеров. (4 часа).

Ввод простых линейных размеров. Ввод линейных размеров с управлением размерной надписью. Ввод линейных размеров с заданием параметров. Ввод угловых размеров. Ввод угловых размеров. Ввод диаметральных размеров. Ввод диаметральных размеров. Ввод радиальных размеров. Ввод радиальных размеров.

Построение фасок. (1 ч)

Построение фасок по катету и углу. Построение фасок по двум катетам. Построение фасок с усечением объектов.

Построение скруглений. (1 ч)

Построение скруглений. Построение сопряжений с помощью команды “Скругление”

Симметрия объектов. (2часа)

Полная симметрия. Частичная симметрия. Неявная симметрия. Построение зеркального изображения. Симметрия объектов.

Графическая работа №1 “Чертёж детали сложной формы”. (4 ч)

Определение количества видов. Построение детали, нанесение размеров. Уточнение размеров, заполнение основной надписи.

Сечения. (2 ч)

Построение вынесенных и наложенных сечений. Построение и обозначение вынесенного сечения вала, учитывая, что плоская поверхность находится по обе стороны вала.

Трехмерная модель вала. Создание сечения. (4 ч)

Создание детали вала по карточке. Определение количества сечений. Выбор плоскостей сечения. Выполнение сечений. Создание заготовки для чертежа. Нанесение размеров, обозначений. Штриховка. Заполнение основной надписи.

Разрезы. (7 ч)

Построение фронтального разреза. Построение горизонтального разреза. Построение профильного разреза. Построение местного разреза. Построение половины вида и разреза.

Построение части вида и разреза. Построение сложного ступенчатого разреза.

Графическая работа №2 “Чертеж детали с необходимыми сечениями и разрезами”. (5 ч)

Определение количества видов разреза и сечения. Построение чертежа. Завершение построения чертежа. Нанесение размеров и обозначений. Штриховка. Заполнение основной надписи.

11 класс (35 часов)

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

  • условное изображение резьбы и обозначение метрической резьбы;
  • информационные возможности сборочного чертежа и спецификации;
  • условности и упрощения, применяемые при графическом отображении сборочных единиц.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать форму изделия и составляющих его частей;
  • выполнять (создавать) и деталировать сборочные чертежи машинным способом и читать их;
  • оформлять сборочные чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД.

Объём часов и виды работ 11 класс.

Виды работ Часы
1. Всего часов. 35
2. Из них аудиторных. 3
3. Практикум. 21
4. Самостоятельная работа. 11

Содержание дисциплины

Повторение материала за 10 класс. (1 ч)

Геометрические построения, работа с инструментами и палитрами.

Типовой чертеж детали Пластина. Использование видов. (4 ч)

Создание нового вида. Управление видами Виды текущего документа. Управление состоянием видов. Изменение параметров вида. Перемещение видов и компоновка чертежа. Несколько советов по использованию видов.

Усечение и выравнивание объектов. (1 ч)

Простое усечение объектов. Усечение объектов по двум указанным точкам. Выравнивание объектов по границе.

Типовой чертеж детали Вала. (1 ч)

Построение тел вращения. Непрерывный ввод объектов. Поворот объектов путем задания угла поворота. Поворот объектов по базовой точке.

Деформация объектов. (2 ч)

Деформация объектов путем задания величины деформации. Деформация объектов путем задания базовой точки.

Построение плавных кривых. (1 ч)

Построение линии разрыва с помощью команды Ввод кривой Безье.

Построение лекальных кривых с помощью команды Ввод кривой Безье.

Графическая работа №1 “Чертёж детали с элементами сопряжения”. (4 ч)

Выполнение геометрических построений детали. Построение сопряжений. Нанесение размеров. Доводка чертежа, уточнение размеров, заполнение основной надписи.

Штриховка областей. (1 ч)

Штриховка областей путем указания точки внутри области. Штриховка областей с построением области Штриховки.

Ввод технологических обозначений. (2 ч)

Ввод обозначения шероховатости поверхностей. Ввод обозначений базовых поверхностей и допусков формы и расположения поверхностей. Ввод обозначения линий выноски. Использование линий выноски для обозначения радиусов. Использование линий выноски для обозначения сварных швов. Ввод обозначений линий выноски с редактированием ответвлений. Ввод обозначений позиций.

Ввод и редактирование текста. (2 ч)

Вставка дробей и специальных знаков. Нумерация абзацев. Ввод текста под углом.

Редактирование объектов. (2 ч)

Редактирование объектов путем перемещения управляющих узелков. Редактирование объектов путем изменения их параметров

Создание рабочего чертежа. Создание нового документа. (4 ч)

Построение главного вида. Работа с типовыми элементами чертежей. Построение вида сверху. Построение вида слева.

Оформление чертежа. (1 ч)

Простановка размеров и технологических обозначений. Окончательное оформление главного вида детали. Окончательное оформление вида сверху. Окончательное оформление вида слева. Заполнение основной надписи. Простановка значения неуказанной шероховатости. Ввод технических требований.

Вывод документа на печать. (1 ч)

Подгонка чертежа. Распечатка документа.

Создание сборочных чертежей и чертежей деталировок. (1 ч)

Назначение сборочного чертежа и его отличие от рабочего чертежа.

Графическая работа №2 “Создание сборочного чертежа”. (7 ч)

Построение эскизов деталей. Чертёж сборочного изделия. Выполнение необходимых сечений и разрезов. Нанесение размеров, заполнение основной надписи. Деталирование одной из детали сборочного чертежа. Расчёт размеров детали и определение видов чертежа. Выполнение чертежа по размерам.

Состав УМК

Компьютерный класс. Программное обеспечение комплексной автоматизированной системы. Процессор 486DX2-66, оперативная память 16 Мб, графический адаптер SVGA с видеопамятью 512 кб с разрешением не менее 800*600*16 цветов, цветной монитор SVGA, привод CD-ROM, свободное пространство на жёстком диске не менее 20 Мб.

Основная литература.

  1. Ботвинников А . Д ., Виноградов В . Н ., Вышнепольский И . С .Черчение : Учеб . для 7-8 кл . сред. обеобраз .шк . - 5-е изд ., дораб . -М .: Просвещение ,1993.
  2. Ботвинников А . Д ., Вышнепольский И . С .Черчение в средней школе : Пособие для учителей .- М .:Просвеение ,1989.
  3. Ботвинников А . Д ., Ломов Б .Ф .Научные основы формирования графических знаний , умений и навыков школьников - М .: Педагогика ,1979.
  4. Селиверстов М .М . Черчение 7-8,- М .: Просвещение ,1991.
  5. Воротников И .А . Занимательное черчение - М .: Просвещение ,1990.
  6. Миронов Б .Г . Черчение - М .: Машиностроение ,1991.
  7. Василенко Е .А . Методика обучения черчению - М .: Просвещение ,1990.
  8. Шарикян Ю .Э . Методика преподавания курса "Машиностроительное черчение "- М .:Высшая школа ,1990.
  9. Василенко Е .А ., Коваленко Л .Н . Задания по черчению на преобразования - Минск :Народна асвета ,1989.
  10. Гервер В .А . Творческие задачи по черчению .-М .:Просвещение ,1991.
  11. Гервер В .А . Творчество на уроках черчения . - М .: ВЛАДОС , 1998.
  12. Николаев Н .С . Проведение олимпиад по черчению .-М .:Просвещение ,1991.
  13. Словарь -справочник по черчению : Кн . для учащихся / В . Н . Виноградов , Е . А . Василенко , А . А . Альхименок и др .-М .:Просвещение ,1993.
  14. Боголюбов С .К .Черчение .-М .:Машиностроение ,1989. Методическое обеспечение и требования к аппаратным средствам: дискета с заданиями и упражнениями. П
  15. Компакт-диск с программой КОМПАС 3D LT 5.10 и библиотекой заготовок и чертежей.
  16. Богуславский А.А. Образовательная система КОМПАС 3D LT.
  17. Применение программы “Компас” в обучении школьников черчению / Школа и производство, 2003, № 1.