Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы "Своими видел я глазами…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Звучит “Реквием” Моцарта,

музыка постепенно стихает

Презентация

Ведущий

Вот уже 62 года отделяют нас от окончания Второй мировой войны, однако в памяти человечества никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Во всей захваченной Европе и в самой Германии были созданы лагеря смерти – Дахау, Освенцим и Май-данек, Бухенвальд и Треблинка, Ора-дур и Лидице, Бабий Яр и Хатынь... Всего свыше 30 таких лагерей. Лишь в двух из них Май-данек и Освенциме, было уничтожено 5,5 млн. человек. Это - цена победы над фашизмом. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причиненных войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Вот здесь был лагерь смерти возведен -
Колючий нескончаемый забор.
В бараках серых - мучеников стон.
Сквозь ночь - в глаза прожектор бьет в упор,
И - виселица: "власти" смысл и суть...
... О не забудь позора тех времен!

Печально знаменитый комбинат смерти Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Ауш-виц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Только Аушвиц и Биркенау занимали 467 гектаров - 620 бараков и служб. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключенных из разных стран; американцы, англичане, австрийцы, бельгийцы, норвежцы, французы, итальянцы, голландцы, румыны, поляки, немцы, венгры, греки, русские, евреи...

Это был поистине комбинат смерти; с газовыми камерами, крематориями, 12 печами, с 46 ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 20-30 минут. Узников превратили в подопытные существа: были созданы специальные больницы, хирургические блоки и лаборатории, под вывесками которых скрывались гитлеровские камеры пыток. В Освенциме умертвили в газовых камерах голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

Чтец 1

Французская коммунистка Вайян-Кутюрье, прошедшая через ужасы Освенцима, рассказывала после войны на процессе в Нюрнберге: “В Освенциме было восемь кремационных печей. Но с 1944 года этого количества стало недостаточно. Эсэсовцы заставили заключенных вырыть колоссальные рвы, в которых поджигали облитый бензином хворост. Трупы сбрасывали в эти рвы. Мы видели из нашего блока, как спустя примерно 45 минут или час после прибытия партии заключенных из печей крематория начинали вырываться большие языки пламени и на небе возникало зарево, поднимавшееся над рвами. Однажды ночью нас разбудил страшный крик, и на следующее утро мы узнали от людей, которые работали в зондеркоманде (команде, работавшей при газовой камере), что на кануне газа не хватало и поэтому еще живых детей бросали в топки кремационных печей”.

Фашистские душегубы приложили особые усилия к тому, чтобы люди, обреченные на уничтожение, не догадывались об ожидавшей их участи. Комендант Освенцима Гесс на Нюрнбергском процессе чуть ли не с гордостью рассказывал, как в его лагере процесс уничтожения людей был “усовершенствован” по сравнению с другими лагерями смерти. Газовые камеры в Освенциме были рассчитаны на 2000 человек каждая, в то время как в Треблинке, сравнивал Гесс, только на 200 человек. По воспоминаниям заключенных вновь прибывших и шедших на смерть напутствовал оркестр “молодых и красивых девушек в белых блузках и синих юбках”, наигрывавший веселые мелодии из оперетт. Газовые камеры были замаскированы клумбами с цветами и аккуратно подстриженными лужайками.

“Под такую музыку, - пишет американский публицист У. Ширер, - напоминающую счастливые времена, мужчин, женщин и детей вели в “бани”, где им приказывали раздеться перед тем как принять “душ”. Иногда им даже раздавали полотенца. Они оказывались в душевых и, вероятно, тут только в первый раз начинали подозревать что-то неладное, ибо две тысячи людей набивали в камеру как сельдей в бочку, и помыться было невозможно. Массивные двери заклинивались и запирались. Наверху, где хорошо ухоженные лужайки и цветочные клумбы почти скрывали грибовидные выходы труб, ведшие в газовые камеры, стояли эсэсовцы, готовые сбросить светло-синие кристаллы газа “Циклон Б”… Заключенные, видевшие это из соседних бараков, запомнили, что команду бросать “Циклон Б” подавал, смеясь, фельдфебель Молл, кричавший: “Ну-ка, теперь дайте им пожрать!” В трубы бросали кристаллы “Циклона Б”, после чего отверстия герметически закрывали. Через толстое стекло глазков палачи могли наблюдать за происходившим. Голые люди смотрели снизу вверх на головки душей, откуда не поступала вода, или, быть может, на пол, удивляясь, почему нет стоков. Через несколько мгновений газ начинал действовать, и люди видели, как он исходил из душевых отверстий. В этот момент возникала паника, люди шарахались от труб и скапливались у громадной железной двери, где образовывали чудовищную окровавленную пирамиду”. Когда люди погибали, зондеркоманды осматривали рты умерших, извлекая золотые зубы и коронки. Пепел сожженных людей продавали в качестве удобрения.

Несмотря на все меры предосторожности, был вынужден признать палач Гесс в Нюрнберге, “жертвы часто распознавали истинные наши намерения, и иногда начинался бунт. Очень часто женщины прятали детей под грудами одежды, но, конечно, мы их отыскивали и уничтожали. Нам приказывали проводить ликвидацию людей в тайне, однако отвратительный запах от постоянно сжигавшихся трупов разносился по окрестностям и местное население знало, что в Освенциме происходит уничтожение людей”. Ещё бы! В разгар работы машины уничтожения в Освенциме ежедневно уничтожали по 6 тысяч человек! После войны Гесс был передан для суда польским властям и в марте 1947 г. повешен на месте своих злодеяний - в Освенциме.

Ведущий

Огромный сарай доверху забит тюками. Что это? Из огромного тюка вывалились густые пряди волос. Еще и еще... Великолепная русая коса. Тоненькая детская косичка с бантом. Это оказался склад женских волос. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Экспертная комиссия впоследствии установила, что срезаны они были у 140 тысяч женщин. Но для чего? Позже, когда была обнаружена секретная директива главного административно-хозяйственного управления СС, стало ясно: гитлеровцы использовали женский волос в промышленном производстве - перерабатывали их в войлок и пряжу, из которых делали носки для подводников и железнодорожников.

Чтец 2

Звучит стихотворение П. Бровка

Приложение 1

Женские волосы жуткой горою

…………………………………..

Ведущий

В 1943 году и Данциге нацисты построили здание под вывеской "Фармакологический институт Медицинской академии". Там они в полупромышленном масштабе организовали производство мыла из человеческих тел, дубление человеческой кожи. Там были камеры - хранилища трупов, чаны и ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи, автоклавы для выварки жира, лабораторное оборудование.

Разум отказывался верить, что все это придумал и создал человек. Верховодил этим адом уроженец города Киля профессор Рудольф Шпаннер. В Нюрнберге в декабре 1945 года как вещественные доказательства трибуналу были предъявлены куски выделанной кожи, мыло и мумифицированная голова человека. Присутствующие оцепенели от ужаса.

Чтец 3

Сохранился отчет эсэсовского палача в Берлине в мае 1942 г. о результатах инспекции в применении этих машин в эйнзатц-командах С и D. Автор беспримерного документа, видимо, был “экспертом” по уничтожению людей и дал надлежащие советы. “Я приказал, - писал он, - замаскировать машину “D” под прицепы, приспособленные для жилья, приделав по одной паре оконных ставен на каждой стороне больших автомобилей так, чтобы это походило на крестьянские домики, какие можно наблюдать в сельской местности. Эти машины стали настолько хорошо известными, что не только власти, но и гражданское население называют эти автомобили “душегубками”, как только появится хотя бы одна такая автомашина… Затем я приказал, чтобы во время выпуска газа служебный персонал находился на возможно большом расстоянии от машины, чтобы здоровье не страдало от газа, который может иногда выходить наружу. Я хотел бы воспользоваться этим случаем, чтобы обратить Ваше внимание на тот факт, что некоторые команды должны были произвести разгрузку после применения газа своими силами. Я обратил внимание командира С. К. на огромный психологический ущерб и вред для здоровья, которые эта работа может иметь для них, если не сразу, то, по крайней мере, позднее. Люди жалуются мне на головные боли, которые появляются после каждой разгрузки. Тем не менее они не хотят уклоняться от выполнения приказа… Газ не всегда применяется правильным образом. С целью кончить как можно скорее шофер нажимает акселератор до отказа. Таким образом, люди умирают от удушья, а не от отравления… Выполнение моих инструкций показало, что при правильном положении рычага управления заключенные мирно впадают в глубокий сон. Больше не приходится наблюдать искаженные лица…”

В обвинительном заключении Международного военного трибунала в Нюрнберге указывалось: “Наряду со взрослыми нацистские заговорщики безжалостно истребляли также детей. Они убивали их вместе с родителями, группами и поодиночке. Они убивали их в детских домах, в больницах, заживо хороня в могилах, бросая в огонь, закалывая их штыками, отравляя их, производя над ними опыты, беря у них кровь для немецких солдат, бросая их в тюрьмы и гестаповские камеры пыток и концентрационные лагеря, где дети умирали от голода, пыток и эпидемических заболеваний. С 6 сентября по 24 ноября 1942 г. в районе Бреста, Пинска, Кобрина, Дивина, Малориты и Березы-Картузской около 400 детей были расстреляны специальными карательными отрядами. В Яновском лагере в городе Львове за два месяца немцы убили 8000 детей. На курорте Теберда немцы истребили 500 детей, страдавших костным туберкулёзом, которые были на лечении в санатории. На территории Литовской Республики немецкие захватчики убили тысячи детей”.

Ведущий

Равенсбрюк – самый большой женский лагерь, построенный на территории Германии. Предназначался для заключенных женщин всех национальностей. 92700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли себе здесь могилу.

Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Недаром эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берез, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Сюда были эвакуированы дети из крымских санаториев, больные костным туберкулезом. Лечение не должно было прерываться ни на один день. Надеялись, что спрятали детей от войны, от опасности.

Но враг приближался к Теберде, к детям, из которых лишь немногие могли передвигаться на костылях. Сотрудники санатория понимали: увести их от беды невозможно. Единственный выход из западни - Клухорский перевал. Но ребята - сплошь лежачие. Однако двадцать один человек, от 11 до 19 лет, в ночь на 14 августа все-таки покинули санаторий. А через несколько часов немцы вступили в Теберду. Много лет прикованные к постели дети только-только поднялись на костыли. Каждый шаг - мучение. А путь - через перевалы, почти 3 тысячи метров над уровнем моря. До Сухуми около 200 км. Они влились в поток беженцев. У них не было теплой одежды, на ногах лишь летние сандалии, а ночами уже очень холодно. На дороге было множество брошенных машин и телег, но останавливаться нельзя - немцы настигают, высажен десант. И дети шли и шли, выбиваясь из сил.

Особенно тяжелым был участок в полкилометра, покрытый снегом и льдом. С одной стороны - отвесные скалы, с другой - пропасть. Узкая тропинка, и одна-единственная мысль: отдохнуть, заснуть. Благодаря помощи местных жителей и солдат отступающей воинской части через две недели, оборванные и истощенные, дети дошли до Сухумского эвакопункта.

Но тем, кто остался в Теберде, досталось горя еще больше. Малыши лежали вдвоем на одной ортопедической кроватке. Здание, рассчитанное на полтораста-двести коек, вмещало до полутысячи тяжелейших больных. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада. Вначале изредка выдавали понемногу кукурузной муки или сои.

Фашисты установили ежедневный рацион в три картофелины. Если сестра давала кому-то чуть больше, то дежурный надсмотрщик выбивал у нее из рук поднос. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

Сохранился "Акт о чудовищных злодеяниях немецко-фашистских войск извергов в курорте Теберда", составленный 5 июля 1943 года.

"11 ноября 1942 года кровавое гестапо предложило 287 советским гражданам явиться, имея при себе до 100 кг наиболее ценных вещей, с тем, чтобы затем якобы быть отправленными на тяжелые работы в угольные шахты Карачаевской области... На следующий день началась охота гитлеровцев за своими жертвами. Тех, кто отказывался идти, избивали, гнали силой в гестапо. Две женщины, предчувствуя недоброе, покончили с собой. Людей согнали в один из неотапливаемых бараков. Двое суток не давали ни пить, ни есть. На третьи - погнали к подножию горы Лысой, где приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров был засыпан, земля еще долго шевелилась..."

Чтец 4

Звучите стихотворение М. Джалиля

Приложение 2

Они с детьми погнали матерей

………………………………….

Ведущий

22 декабря 1942 года к подъезду детского санатории подъехала немецкая автомашина. Прибывшие с ней солдаты вытащили 54 ребенка в возрасте от трех лет, уложили в этой машине штабелями, захлопнули двери, впустили газ и выехали из санатория. Через час машина вернулась. Пустая. Тела были сброшены в ущелье близ Гуначгира. Это был одни из первых случаев использования печально знаменитых "душегубок".

Как такое могло перенести материнское сердце, небо и вся земля?!

У подножия Лысой горы стоит теперь гранитный памятник.

Заксенхаузен – лагерь смерти, где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 года – 33 тыс.

Заключенных в начале весны 1945 года предполагалось уничтожить путем потопления барж в море. “Однако, - как впоследствии признавались эсэсовские главари, - оставшиеся 45 тысяч заключенный не были утоплены, потому что быстрое продвижение Красной Армии помешало нам это сделать”.

Маутхаузен – название этого небольшого безвестного ранее австрийского городка стало синонимом массовых убийств. С лета 1938г. по май 1945г. Через него прошло 325 тыс. человек, из них 122767 человек было расстреляно, замучено, заживо саженно.

Кроме этих зарегистрированных жертв десятки тысяч заключенных были расстреляны или задушены в газовых камерах сразу же после доставки в лагерь без регистрации.

В Латвии гитлеровцы расстреляли, удушили, сожгли и заживо закопали в землю 35 476 детей. Только в центральной тюрьме Риги они убили более 2 тысяч детей, отобранных у родителей, а в Саласпилсском лагере - более 3 тысяч детей. Это было сознательное истребление самого дорогого, что есть у людей, - детей.

Звучит “Саласпилс” (А.Тимошенко и Э. Кузинер – Я. Голяков), исполняет ансамбль “Поющие гитары”.

Ведущий

У них отняли все: свободу, дом, семью и еду, осталась только одна работа, оплата за которую смерть. В минуты отдыха от изнурительного труда узники мечтали, ведь мечты о будущем у них никто не мог отнять. О чем же они мечтали в своих бараках?

Чтец 5

Что же мы делаем, милая?
Если б ты знала.
Носим по кругу огромные камни.

Носим без цели,
А впрочем, ну как же без цели.
Носим во имя того, чтоб скорее подохнуть.

Это у них называется крупно – работа.
Это у нас называется – смерть.
Но, Господи, как он тяжел этот камень.

Милая, кажется, я не дойду, не сумею.
Сколько я мог, я носил
Этот проклятый камень

Чтец 6

Милая, ты никогда обо мне не узнаешь:
Я в Саласпилсе, которого после не будет,
Так же не будет, как нашего сына не будет,
Так же не будет, как дочери нашей не будет.

Вечером после работы нас загоняют в бараки.
Падает рядом со мною мой друг, обессиленный Янис.
Нары померзли, и стены подернуты инеем,
Двери и пол заросли ледяною коростою.

Милая! Ты никогда ничего обо мне не узнаешь,
Нет у меня ни клочочка бумаги, ни даже гвоздя,
Чтоб письмо на стене нацарапать
Вечером после работы, когда засыпают скелеты.

Ты не сердись, мы, действительно, больше не люди, -
Мы просто скелеты.

Я вспоминаю тебя и пишу тебе письма.
Письма, которых никто не увидит,
Письма, которых никто никогда не услышит,
Дай приблизиться мне к пониманию прочности Мира,

К утверждению жизни
Во всех проявленьях ее,
Дай понять на прощанье
Значение шепота “милый”.
Дай принять за реальность
Хотя бы виденье твое.

Ведущий

Бухенвальд – лагерь смерти на территории Германии. В 1936 г лагерь считался “исправительным лагерем”. За период 16 июля 1937 – 31 марта 1945 года через его застенки прошло 238980 человек, из них 56545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.

Бухенвальд – одно из самых жутких мест на земле. Это место, где людей истребляли тысячами. Для медицинских экспериментов в лагере возводились специальные бараки, в которых медперсонал “работал с человеческим материалом”. Проводились эксперименты по заражению людей желтухой, оспой, дифтеритом. И, даже, пересаживали узникам половые органы, якобы для борьбы с гомосексуализмом.

Тех, кто не выдерживал нечеловеческих пыток, сжигали в крематории. Позже, когда советские самолеты разбомбили военные заводы, находящиеся вблизи лагеря, чтобы замести следы, эсэсовцы направляли в крематорий тысячи живых людей. Шесть печей горели днем и ночью. К ним выстраивалась огромная очередь. У входа в крематорий нацисты сортировали людей: длинные вереницы узников растекались двумя потоками. Поток направо – в крематорий, поток прямо – пока оставляли жить…

Особой жестокостью в лагере отличались супруги Ильза и Карл Кох (комендант лагеря). Кох ввел в обиход тиски для пальцев и клеймение каленым железом. Если мужу доставляло истинное наслаждение измываться над заключенными, применяя к ним поистине средневековые пытки, то его жена “отличалась большей эстетичностью”. Она приходила в восторг, натравливая свою свирепую овчарку на беременных женщин и стариков. Особый интерес вызывали мужчины с татуировкой на теле. Ильза разработала особую технологию дубления человеческой кожи, из которой шила, различные, “милые её сердцу пустячки”. Так, особо ей нравились портмоне, сумки, перчатки и абажуры, за что она получила прозвище “фрау Абажур”.

То, что прошло нам никогда не забыть. Но есть те, кто на местах боевой славы, на братских могилах строят себе коттеджи. Но сохранились мемориальные комплексы: где камни кричат от боли, где по-прежнему слышатся стоны замученных здесь людей, а также детский плач маленьких арестантов.

Звучит “Бухенвальдский набат” (В. Мурадели – А.Соболев) в исполнение М. Магомаева.

Литературно-музыкальная композиция сопровождается презентацией “Своими видел я глазами …” (Приложение 3). Ее можно найти на сайте www.lyceum2.bratsk.ru

Список литературы

  1. Дегтярева О.В. Своими видел я глазами. //Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 12.
  2. Некрасова Н.Н. Сценарии мероприятий о ВО войне. //Классный руководитель. – 2004. - № 8.
  3. Рязанов Г.Л. Новейшая история. – М., 1989г.
  4. Стрижова Н.З. Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла. // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 12.
  5. Терешко Л.В. Бухенвальдский набат. // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 12.
  6. Фомин А. Ради жизни на Земле. – М., 1970 г.
  7. Чуйков В.В., Рябов В.С. Великая Отечественная война. – М., 1987г.

Материалы Интернет

  1. www.konkurs.senat.org. – Узники Саласпилса
  2. www.vss1-school.narod.ru/letopus – Летопись славы
  3. www.conveyor.dos.nov.ru – Конвейер смерти