Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени уровня его иллюстративности. Визуальная насыщенность делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Как показал мой опыт четырех лет разработок и использования компьютерных приложений к урокам, подобные сопровождения помогают достаточно успешно решать непростые педагогические задачи: наглядность материала, повышение качества обучения, повышение интереса к предмету. При этом изучение математики становится более доступным для детей с любыми особенностями восприятия информации. Предлагаю иллюстративное приложение к уроку по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме "Свойства функции у=tgx и ее график", выполненное в среде Power point (Приложение 1). Данное приложение подойдет к любому учебно-методическому комплекту и к любой форме проведения занятия.
Тема урока: "Свойства функции у=tgx и ее график"
Цели урока:
- повторить раннее изученные свойства функции у=tgx;
- научиться строить график функции у=tgx, используя данные свойства функции.
- определить остальные свойства функции с помощью ее графика
- научиться решать простейшие уравнения и неравенства с помощью графика функции.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский.
Задачи:
- актуализировать и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках с помощью использования визуально-экспериментальных образов (определение функции у=tgx, ее нечетность, периодичность);
- сформировать умение строить график функции у=tgx, используя известные свойства данной функции;
- сформировать умение с помощью графика определять основные свойства функции у=tgx;
- развивать интерес к предмету через использование возможностей современных технологий.
Оборудование: компьютер, доска, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
Учитель объявляет тему урока (слайд №1), цель урока(слайд №2). Далее поясняет актуальность данной темы: встречается на экзаменах, используется при изучении последующих тем алгебры.
Сл. №1 Сл. №2
II. Актуализация знаний учащихся.
Повторение изученных свойств и обоснование выбора промежутка для начального построения графика функции (слайд №3)
Сл.№3
III. Объяснение нового материала.
1. Проводится пошаговое доказательство возрастание функции на полуинтервале [0;/2). Каждый логический этап доказательства появляется при нажатии правой кнопки “мышки” (слайд №4)
Сл. №4
2. Выполняется построение графика функции на полуинтервале [0;/2). В таблице поочередно появляются аргументы функции и ее значения и, одновременно с ними, появляются точки графика. За тем идет построение самого графика и его симметричное отображение на (-/2;0] (слайд № 5).
Сл. №5
3. Обоснование построения графика функции на остальной области определения и завершение его чертежа (слайд № 6).
Сл. №6
4. Используя построенный график функции, определяются остальные свойства функции (слайд № 7 и слайд № 8).
Сл. №7 Сл. №8
5. Обобщение и повторение всех свойств функции (слайд № 9).
сл.№9
6. Практическое применение графика функции к решению уравнений и неравенств.
На слайдах №10 и №11 в интерактивном режиме разбираются задачи, которые показывают практическое применение свойств функции.
сл.№10 сл.№11
IV. Работа по теме.
Здесь каждый учитель может предложить свой набор материала для дальнейшей работы учащихся (согласно учебнику и методу обучения). Для удобства предлагается сл. №12, который содержит готовый чертеж графика функции у=tgx. Его можно дополнять в зависимости от условия задания, используя в режиме просмотра программы указатель.
сл.№12
V. Задание на дом.
VI. Итоги урока.