Программа объединения декоративно-прикладного творчества "Декоративные поделки" (изделия из древесины)

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.

Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.

Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природоматериалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д.

Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами.

Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.

Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её.

Выпиливание и резьба, работа на токарных станках по дереву – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе.

Выпиливание – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием.

Художественное выпиливание – это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, готовность трудиться, на воспитание чувства красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на приобщении к культуре, рационально использовать свободное время учащихся.

Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.

Токарная обработка древесины – работа направлена на отношение учащихся к трудовой деятельности, на потребность в труде, нравственное воспитание школьников, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности, самоорганизацию, самостоятельность, самооценку.

Учитывая, что при токарной обработке богаче раскрываются декоративные свойства древесины, создаётся возможность использования древесины широко распространённых пород деревьев, имеющих невыразительную текстуру, а также обрезанных весной ветвей плодовых деревьев, отходов при переработке древесины на предприятиях.

В учебных мастерских обычно имеется 2-4 токарных станка СТД, поэтому количество учащихся в объединении должно быть не более 5-7 человек.

Изучая токарное дело, дети знакомятся и с различными видами отделки точёных поверхностей – выжиганием, аппликацией, резьбой и др.

Резьба по дереву – национальный вид искусства для многих народов нашей страны. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Такие занятия – это сочетание труда мастера по деревообработке с искусством художника, создающего новые декоративные образцы.

Учащиеся осваивают наиболее простые виды резьбы по дереву – контурную и геометрическую (трёхгранно-выемчатую). Эти виды резных работ не требуют сложных инструментов, редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом.

Занятия контурной, трёхгранно-выемчатой резьбой играют также существенную роль в патриотическом воспитании учащихся, так как позволяют приобщить их к художественным традициям своего края, народов нашей страны, воспитать у них чувство гордости за свой талантливый народ.

В целях развития фантазии, воображения учащихся целесообразно предложить им дополнять геометрические узоры деталями по собственному предложению.

Натуральные образцы не должны лишь копироваться учащимися, так как это ведёт к воспитанию безынициативных стилистов. С первых занятий следует стимулировать творческий подход к выполнению изделий – опора на важный принцип народного искусства – работу по методу творческого варьирования типовых композиций. Интеллектуальное развитие ребёнка происходит не как усвоение чужого опыта, а как естественная модернизация их собственного опыта, как самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития. Труд не выступает как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, творческий подход к изготовлению изделий. Такой подход способствует развитию у детей творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост работ учащихся.

Настоящая программа составлена в соответствии с новой программой по трудовому обучению, где предусматривается расширение политехнического кругозора учащихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике, к конструированию различных технических устройств, к стремлению овладеть навыками работы в той или иной отрасли, шире познакомиться с творческими возможностями различных массовых рабочих профессий.

В её основу положена технология свободного воспитания. Программа делает акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, учащийся реализует позицию субъекта, идея к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Обучаемый имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.

Мастер-педагог – для учащегося, а не обучаемый для мастера. В работе характерно сотрудничество педагога со школьниками, сотворчество, совместный поиск.

Цель данной программы:

  • создание условий, обеспечивающих независимый выбор школьником поступков, способов, деятельности, творческих возможностей;
  • воспитание созидательных качеств;
  • раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребёнке.

При планировании работы на учебный год упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только “через руки”. С первых дней занятий учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала следует так же формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним.

Объединение “Декоративные поделки” первого года занятий комплектуется из учащихся 5-6 классов (7-9 учащихся).

Задачи этого года обучения:

  • расширение политехнического кругозора;
  • опираясь на школьную программу, введение технического моделирования;
  • формулирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий / первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем и учатся работать по чертежу/;
  • правильное употребление технических терминов и использование их в работе;
  • предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;
  • создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок и выходов на природу;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
  • прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитание культуры труда и эстетическое просвещение.

Для учащихся первого года занятий рекомендуется использовать групповую /фронтальную/ форму организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения руководителя относятся ко всем обучаемым, и воспринимается ими одновременно, причём знания не даются, а выстраиваются и каждый учащийся имеет возможность к достижению цели своим путём.

Программа второго года занятий строится и служит непосредственным продолжением программы для начинающих. Комплектуется из учащихся 5-7 классов (по 5-7 школьников в звене), уже обладающих знаниями и навыками в объёме программы первого года занятий под руководством педагога или самостоятельно полученных дома, школе.

Задачи года обучения:

  • развитие пространственного мышления;
  • создание условий для свободного воспитания и обучения, для реализации позиции субъекта;
  • использование личного примера педагога в творческом подходе к решению проблем;
  • дальнейшее расширение и углубление знаний в области технологии;
  • удовлетворение интересов школьников к работе и развитие его до сознания потребности;
  • создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;
  • помогать детям, в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
  • добиваться от учащихся качественного изготовления и отделки, как самой детали, так и всего изделия в целом;
  • ознакомление с основами конструирования и моделирования;
  • продолжение формирования умений и навыков работы с различными материалами;
  • продолжение занятий, как с ручными инструментами, так и на станках;
  • проведение учащимися самопроверки и самооценки своего изделия.

Планируя практические работы обучаемых второго года занятий, необходимо иметь в виду, что не обязательно изготовлять все работы, указанные в примерном тематическом плане и программе. Достаточно в течение учебного года изготовить одну-две сложные вещи.

В занятиях рекомендуется использовать сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы.

Наиболее подготовленные учащиеся первого и второго годов занятий могут участвовать в районных и городских выставках.

Объединение третьего года обучения. Он комплектуется из учащихся 6-9 классов (по 3-5 школьников в звене), уже активно занимавшихся в этом объединении и прошедших тестирование в конце второго года.

Программа третьего года обогащается элементами профессиональной подготовки, деятельность обучаемых – творческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных учащимися знаний и навыков.

Задачи этого года обучения:

  • уважение права обучаемого быть не похожим на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность, творчество;
  • создание условий для гармонического сочетание интеллектуального, эстетического, практически-трудового аспектов образования;
  • ставка на самостоятельность, самодеятельность кружковцев, обеспечение сотрудничества в работе.

Рекомендуется использовать индивидуальную форму работы с использованием своих – творческих – проектов. Учащиеся сами, с учётом увлечений и потребностей определяют конструкции, над которыми они будут работать в течение всего учебного года. Это уже творчески самостоятельная группа, в которой руководитель выполняет роль главным образом технического консультанта, старшего товарища.

Программа составлена на основе опыта учебно-воспитательного процесса, с методами решения творческих задач и рассчитана на три года обучения.

Деятельность объединения “Декоративные поделки” носит поисковый характер. На занятиях руководитель предлагает детям ситуации, выдвигает задачи, которые решаются в ходе работы самостоятельно. При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы и соблюдать принцип добровольности.

На 1 год занятий отводится

  • 144 учебных часа, 4 часа в неделю /2 по 2/;

  • на 2 год – 216 уч.часов, 6 часов в неделю /3 по 2 или 2 по 3/;

  • на 3 год – 324 уч.часов, 9 часов в неделю /3 по3/.

По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ.

Теоретическую работу с обучающимися лучше ограничить краткими беседами /не более 10-15 минут/ и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность, что как видно из самого названия объединения – “Декоративные поделки”. Она состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу.

Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. /См. Приложение 3/

Особое место в работе объединения занимают экскурсии. Они служат развитию познавательного интереса детей, являются средством общения, позволяют выбрать объекты для работы.

Одним из показателей успеха в работе является участие обучаемых в различных выставках и беседах, конкурсах и соревнованиях. Руководитель объединения обязан заранее познакомиться с планом массовых мероприятий, а в группах целесообразно обсудить возможность участия в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. /См. Приложение 4/

По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы за год и анализирует успехи и неудачи каждого члена объединения, вносит предложения, но не навязывает их. Лучшие работы представляются на отчётную выставку изделий. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими школьниками. /См. Приложение 5/

Учитывается: - возраст воспитанника;

- общественная значимость поделки;

- художественная ценность изделия;

- качество исполнения данного предмета;

- элементы творчества в работе, самостоятельность.

Для успешного выполнения целей и задач, поставленных в плане учебно-воспитательной работы, необходимо использовать такую систему знаний, которая обеспечила бы достижения их с наибольшим эффектом.

Из двух систем занятий – рецептурно-подражательной (репродуктивной) и познавательно-творческой – вторая система более эффективна. Однако надо не забыть, что при проведении занятий на творческой основе всегда присутствует воспроизводящий труд, который сочетается с трудом творческим.

Это и понятно, так как немыслимо творчество без знаний и навыков. Следовательно, знания и навыки – необходимое условие для творчества, а труд, воспроизводящий и творческий, неразрывно связаны друг с другом. Однако в младших группах обучения будет преобладать труд воспроизводящий.

Творчество детей надо развивать постепенно. В группах младшего возраста главное внимание обращается на привитие знаний, умений и навыков и по мере их приобретения у ребят появятся возможность создания изделия, которому свойственна новизна.

В ходе выполнения данной программы объединения учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения:

  • представление о современных производствах;
  • проявление любви к природе, бережного отношения к ней;
  • интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;
  • проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность;
  • умение различать целлюлозно-бумажные, текстильные, дерево- и металлообрабатывающие, машиностроительные, химические материалы;
  • умение определять основные свойства ткани, дерева, металла, пластмассы, полуфабрикатов;
  • определять в машине двигатель, передаточные механизмы, представлять устройство станка;
  • работать по чертежу и технологической карте;
  • работать различными ручными и чертёжными инструментами;
  • знание приёмы работы с этими орудиями труда;
  • умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;
  • умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;
  • стремление к художественной ценности изделия;
  • осуществление технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;
  • умение находить поиск путём преодоления трудностей;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;
  • конструирование, изготовление поделки для выставок;
  • проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения. /См. Приложение 6/

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  • итоговой - проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Сроки выполнения программы динамичны, что обеспечивается возможностями учреждения дополнительного образования, возможной материальной поддержки объединения её членами, местными условиями.

Руководитель объединения в зависимости от этого может вносить в программу изменения:

  • Сокращать или увеличивать объём материала по отдельным темам;
  • Включать дополнительные теоретические сведения и практические работы.

П Л А Н
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА “ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОДЕЛКИ”

№ по порядку

Разделы

Кол-во часов по году обучения

1 год

2 год

3 год

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Организационный период (до 10 дней)

Вводное занятие

Художественное выпиливание

Художественная обработка древесины

Комбинация древесных материалов

Начальное моделирование

Азбука геометрической резьбы

Принципы токарной обработки деталей из древесины

Творческая работа

Экскурсии

Выставки, соревнования и беседы

Заключительное занятие

-

2

78

16

16

12

-

-

-

6

12

2

-

3

66

-

-

-

9

24

84

12

15

3

-

3

-

-

-

-

-

-

273

118

27

3

И т о г о :

144

216

324

ПЕРВЫЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Примерный тематический план

Тема

Количество часов

всего

теоретические занятия

практические занятия

1. Организационный период (до 10 дней)

2. Вводное занятие

3. Художественное выпиливание

4. Художественная обработка древесины

5. Комбинация древесных материалов

6. Начальное моделирование

7. Экскурсии

8. Выставки, соревнования и беседы

9. Заключительное занятие

-

2

78

16

16

12

6

12

2

-

2

4

2

2

2

3

-

2

-

-

74

14

14

10

3

12

-

Итого:

144

17

127

Примерный теоретический материал

1. Набор звена. Запись в объединение 1-го года начинают с 1 сентября, т.е. после возвращения школьников с каникул. В целях пропаганды и наглядности содержания работы в мастерской, т.е. там, где проводится запись, руководитель организует небольшую выставку изделий обучаемых. Запись проводится в часы, указанные в объявлении. Прежде чем записать новичка, руководитель беседует с ним. Эта беседа должна протекать примерно по такому плану: возраст, класс, успеваемость, местожительство; в какие кружки записался, в каких занимался (занимается), сколько времени, почему бросил, зачем идёт в объединение и т.д.. Записав новичка, надо не только устно сообщить ему день и время первого занятия, но и вручить ему карточку (уведомление), в которой написаны наименование объединения, дни и часы занятий, а также фамилия, имя и отчество руководителя.

2. Вводное занятие. Организационный момент. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в этом объединении.

3. Художественное выпиливание. Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.

4. Художественная обработка древесины. Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.

5. Комбинация древесных материалов. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов. Виды и способы соединений.

6. Начальное моделирование. Общее представление о процессе создания машин /этапы/. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках.

7. Экскурсии. Сезонные выходы в лес с рассказом о породах и пороках древесины. Текстура и прочность породы. Жизнь леса и их обитателей в различные сезоны года.

8. Выставки, соревнования и беседы. Праздник первых своих изделий. Выставки тематические и плановые. Игры и соревнования на знание терминов, приёмов работы. Беседы и устные журналы по тематике народных промыслов, по истории родного края, по культуре труда и поведения.

9. Заключительное занятие. Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ по 1-му году занятий.

  • Знать виды пород древесины, их свойства
  • Уметь работать с ручными инструментами, знать их назначение
  • Знать способы соединений деталей
  • Знать назначение отделки древесины, приёмы работы
  • Знать свойства фанеры, её разновидности
  • Структура ДСП и оргалита, приёмы работы с ними
  • Правила безопасности работы с ручным инструментом
  • Уметь переводить рисунок через копировальную бумагу и по шаблону
  • Иметь представление о контуре и силуэте
  • Знать и уметь работать с чертёжными инструментами
  • Иметь навыки по работе с технологиями по сборке и обработке красками и лаками
  • Иметь понятие о развёртке и выкройке

 ВТОРОЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Примерный тематический план

Тема

Количество часов

всего

теоретические занятия

практические занятия

1.Организационный период ( до 10 дней)

2. Вводное занятие

3. Художественное выпиливание

4. Азбука геометрической резьбы

5. Принципы токарной обработки деталей из древесины

6. Творческая работа

7. Экскурсии

8. Выставки, соревнования и беседы

9. Заключительное занятие

-

3

66

9

24

84

12

15

3

-

3

3

3

5

-

6

-

3

-

-

63

6

19

84

6

15

-

Итого:

216

23

193

Примерный теоретический материал

1. Набор звена. При комплектовании объединения 2-го года занятий важно определить количество обучаемых, которые продолжили занятия в новом учебном году. Проводится и новый набор учащихся, уже обладающих знаниями и навыками, соответствующими объёму первого года занятий, полученных самостоятельно или по курсу школьной программы. Новый набор производит педагог, посещая школьников во время их работы в школьных мастерских и знакомясь с их умениями и навыками в работе.

2. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда. О требованиях к качеству изготовления изделий. Общие правила электробезопасности. Противопожарные правила.

3. Художественное выпиливание. Технический рисунок, чертёж, эскиз. Масштаб. Копирование изображения. Техническая документация. Цвет, форма, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Припуск на торцевание и усушку. Способы отделки поверхности. Народные промыслы. Экология и экономика природных ресурсов.

4. Азбука геометрической резьбы. Народные промыслы России. Орнамент, как основа украшения изделий. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании различных элементов и спокойном их равновесии. Узор в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике. Узор из круглых и прямолинейных форм; узор из геометрических, растительных и животных форм. Декоративная переработка узоров. Составление узора.

5. Принципы токарной обработки деталей из древесины. Породы и пороки древесины. Заготовка материала. Работы на токарном станке по дереву. Устройство станка и техника безопасности при работе на нём. Токарные резцы. Технология точения. Способы и приёмы отделочных работ. Художественное оформление изделия.

6. Творческая работа. Практическая работа по выбору учащегося. Выполняется по интересующей теме, но с обязательным участием изделия /изделий/ в конкурсе-выставке.

7. Экскурсии. Запланированные выходы в лес, где сочетаются теоретические сведения и заготовка материалов к работе объединения.

8. Выставки, соревнования и беседы. Тематические, календарные показы достижений учащихся; происходит обмен опыта работы; выявление новых объектов для работы. Беседы и устные журналы по тематике народных промыслов родного края, о профессиях родителей и знакомых.

9. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Рекомендации по работе. Тестирование. Награждение лучших. Перспективы работы ребят в новом учебном году.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ по 2-му году занятий

  • Изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей
  • Знать технологию соединения деталей
  • Уметь эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами
  • Уметь составить композиции из отдельных элементов, объединяя их общим сюжетом
  • Иметь навыки в самостоятельном планировании работы
  • Выполнять творческие работы для городских и районных выставок
  • Знать и уметь работать с техническим рисунком и чертежом изделия
  • Уметь пользоваться масштабом для увеличения или уменьшения размера детали
  • Знать устройство и технику безопасности при работе на токарном станке по дереву
  • Иметь навыки по технологии точения
  • Составлять орнамент
  • Иметь навыки по технологии резьбы

ТЕСТИРОВАНИЕ

Выдаётся учащимся на заключительном занятии с последующим разбором его вместе с обучаемой группой. /Тест см. Приложение 2/

ТРЕТИЙ ГОД ЗАНЯТИЙ

Программа третьего года занятий может быть составлена руководителем с участием и обсуждением его на общем собрании группы.

Содержание занятий в этом году более полно учитывает индивидуальные интересы и наклонности школьников, проявлявшихся в ходе работы объединения на первом и втором году обучения.

Тематическое планирование занятий по этому году подаётся руководителем после общего собрания во время набора звена.

Примерный тематический план

Тема

Количество часов

всего

теоретические занятия

практические

занятия

1.Организационный период ( до 10 дней)

2. Вводное занятие

3. Творческая работа

4. Экскурсии

5. Выставки, соревнования и беседы

6. Заключительное занятие

-

3

273

18

27

3

-

2

12

10

6

-

-

1

261

8

21

3

Итого:

324

30

294

Примерный теоретический материал

1. Набор звена. При комплектовании объединения 3-го года занятий важно определить количество обучаемых, которые продолжили занятия в новом учебном году. Проводится набор учащихся, уже обладающих знаниями и навыками, соответствующими объёму первого и второго года занятий и успешно прошедших тестирование

2. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда. Общие правила электробезопасности. Противопожарные правила.

3. Творческая работа. Практическая работа по выбору учащегося. Выполняется по интересующей их теме, но с обязательным участием изделия /изделий/ в конкурсе-выставке.

4. Экскурсии. Запланированные выходы в лес, где сочетаются теоретические сведения и заготовка материалов к работе объединения.

5. Выставки, соревнования и беседы. Тематические, календарные показы достижений учащихся; происходит обмен опыта работой. Беседы и устные журналы по темам выбранных творческих работ с последующим их обсуждением.

6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Награждение лучших воспитанников.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ по 3-му году занятий

  • Изготавливать поделки, состоящие из мелких и сложных деталей
  • Уметь эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами
  • Умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность
  • Стремление к художественной ценности изделия
  • Уметь составить композиции из отдельных элементов, объединяя их общим сюжетом
  • Иметь навыки в самостоятельном планировании работы
  • Умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности
  • Выполнять творческие работы для городских и районных, областных выставок
  • Проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Литература для руководителя объединения

1. Абросимова А.А. и др. Художественная резьба по дереву: Учеб.Пособие. – М.:Выс.шк., 1984.

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат, 1997.

3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М.: Культура, 1986.

4. Баланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. – М.: Просвещение, 1981.

5. Белонин И.В. Технология точения древесины. –Школа и производство, 1973, №6.

6. Журавлёва А.П. и др.. Начальное техническое моделирование. – М.: Просвещение,1982.

7. Муравьёв Е.М., Молодцов М.П. Практикум в учебных мастерских. Учеб. Пособие. Ч.2. –М.: Просвещение, 1987.

8. Охрана труда: Учеб. Пособие./Сулла М.Б./. – М.: Просвещение, 1989.

9. Скильский Д.М. Техника выполнения резьбы и инкрустация. – Школа и производство, 1973, №3.

10. Техническое творчество учащихся: Программы для внешкольных и общеобразовательных школ. –М.: Просвещение, 1988.

Литература для обучаемых:

1. Журналы: “Техника-молодёжи”, “Моделист-конструктор”, “Сделай Сам”, “Левша”, “Горизонты техники”.

2. Энциклопедический словарь юного техника. (Всеобщая история) /Сост. Елманова Н.С., Савичёва Е.М. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Таблицы:

1. “Токарные работы по древесине” + “Соломка”

2. “Матрёшка” + “Хохлома”

3. “Чудеса из железа” + “Древесное кружево”

4. “Первая “Модель катера с резиномотором” + “Первая “Модель автомобиля”

5. “Силуэтные “Модели судов” + “Силуэтные “Модели автомобиля”

6. “Мозаика” + “Лучистая щепа”

7. “Маркетри” + “Мозаика из линолеума”

8. “Узоры разнотравья” + “Плетение из стружки”

Демонстрационные изделия: Применяемый на занятиях, выполнен руководителем объединения (как образец) и изделия учащихся (подаренные или оставленные в мастерской). Все изделия размещены на полках в застеклённых нишах.

Папки с технологией изготовления изделий: (+ возраст уч-ся)

1. “Спичечница декоративная” - 11-13 лет;

2. “Динамическая игрушка” - 11-12 лет;

3. “Железнодорожный состав” - 13-15 лет;

4. “Конструктор “Я построю дом” - 12-15 лет;

5. “Украшение “Орёл” - 12-15 лет;

6. “Шкатулка” - 11-13 лет;

7. “Сухарница” - 12-14 лет;

8. “Полочки” - 12-16 лет;

9. “Лампа настольная” - 14-16 лет;

10. “Декоративная тарелка” - 11-15 лет;

11. “Настольный футбол” - 12-14 лет;

12. “Бра” - 12-16 лет;

13. “Плафоны” - 12-16 лет;

14. “Дидактический, игровой материал для малышей” - 10-12 лет;

15. “Доска для резания продуктов” - 12-14 лет;

16. “Ёлочные изделия” - 12-14 лет;

17. “Подсвечники” - 12-15 лет;

18. “Рельефное выпиливание” - 13-16 лет;

19. “Шкатулка” - 14-16 лет;

20. “Календари” - 12-14 лет;

21. “Силуэтные машины” - 11-13 лет;

22. “Силуэтный водный транспорт” - 11-13 лет;

23. “Ваза” - 13-16 лет;

24. “Накинь кольца” - 10-13 лет;

25. “Весёлая рожица” - 10-12 лет;

26. “Петушок” - 10-12 лет;

27. “Кузнечик” - 11-13 лет;

28. “Скалки для лапши, скалки для дома” - 13-16 лет;

29. “Панно-картинка-поднос” - 13-16 лет;

30. “Фруктовница” - 12-14 лет;

31. “Конфетница” - 11-13 лет.

На стенах мастерской расположены стенды, знакомящие учащихся с породами древесины, устройством инструментов и приспособлений, способами соединения деталей из древесины; с инструкциями по технике безопасности при работе, как, в общем, с различными инструментами, так и с определённым видом работ, правилами поведения в мастерской.

Приложение 1

Приложение 7