Настоящая разработка представляет собой урок литературного чтения в 1 классе по теме: Г.Скребицкий “Мать”, составленный по программе “Начальная школа 21 век”, курс “Литературное чтение” (автор А.А.Ефросинина), программа и учебники авторского коллектива под руководством Н.Ф.Виноградовой.
Учебные задачи:
- Учить слышать произведения.
- Обогащать читательский опыт.
- Учить определять тему и жанр прослушанного произведения (наглядное моделирование).
- Учить выделять фамилию автора и заголовок, правильно называть произведение.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитывать чувство сопереживания героям произведения
Учебный материал: рассказ Г.Скребицкого “Мать”, выставка книг, модели, ? альбомного листа, цветные карандаши.
План урока.
1. Самоопределение к деятельности (мотивация) – создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность – “хочу” и выделение содержательной области – “могу”.
2. Актуализация. Работа с выставкой книг и моделями.
<Рисунок1> | <Рисунок2> | <Рисунок3> |
Учащиеся закрепляют первоначальные читательские знания и умения: находят и читают фамилии авторов и заголовки; по моделям определяют жанр и тему.
3. Первичное слушание (чтение учителем).
- Определите жанр произведения.
4. Моделирование обложки.
- Какого жанра произведение Вы услышали? Покажите на модели.
<Рисунок4>
Фамилия автора
Рассказ о животных
Заголовок
- Кто герои рассказа?
- Закрашиваем прямоугольник (коричневым).
- Подумайте, а как бы вы назвали этот рассказ?
- Давайте посмотрим, как назвал автор свой рассказ. (На доске: “Мать”).
- Найдите и прочитайте, кто написал этот рассказ. (На доске: Георгий Скребицкий).
Сообщение учителя: Г.Скребицкий был охотником и следопытом. Он учил детей наблюдать за природой, замечать происходящие в ней изменения.
- Как вы понимаете слово следопыт?
- Посмотрите на модели и скажите, над каким произведением мы сегодня работаем? (выслушиваются ответы учащихся).
Учитель: рассказ о животных Георгия Скребицкого “Мать”.
- Повторим хором.
5. Повторное слушание (хорошо читающими детьми).
- Ещё раз прочитаем текст, чтобы потом составить схематический план.
6. Составление схематического плана (на обратной стороне модели).
<Рисунок 5> | <Рисунок 6> |
7. Работа с текстом.
- Что вас удивило в рассказе?
- А не удивило ли вас поведение ежа?
- А что удивительного было в поведении ежа?
- А почему ёж так себя вёл? (предположения).
- А есть ли ответ в рассказе на вопрос: “Почему же так вёл себя ёж?”
- Прочитаем соответствующий отрывок, отвечающий на вопросы.
8. Упражнение в чтении.
- Так почему же ёж вёл себя так?
- Прочитаем соответствующий отрывок.
- Вернёмся к плану.
<Рисунок7>
9. Работа в рабочих тетрадях.
- Прочитайте, какие были ежата?
- Как ежиха защищала ежат?
10. Работа по учебнику.
- Что сказал охотник собаке? (одобрил, похвалил)
11. Итог урока.
- Встаньте, дети, подойдите ко мне. Сейчас появится новая книжка в нашей классной библиотеке.
- Вам хотелось бы дома кому-нибудь рассказать этот рассказ?
Учитель в течение урока следит за степенью усталости детей и при необходимости проводит “минуту релаксации”.
[1] Курс “Литературное чтение” (автор А.А.Ефросинина).
[2] Программа “Начальная школа 21 века”.
[3] Программа и учебники авторского коллектива под руководством Н.Ф.Виноградовой.