Цели:
1. Развитие у детей художественно-эстетических и речевых способностей замечать, понимать, переживать красоту поэтического слова.
2. Умение включать в свою речь эстетические элементы.
3. Активизация творческой (образной) памяти.
4. Обучение детей созданию своего собственного художественного творчества.
5. Научить детей вводить образное слово, используя поэтическую речь в собственных художественных мини-текстах.
Ход урока
1. Оргмомент
- Постепенно осень поселилась в наших садах, парках, дворах. А русские поэты очень любили осеннее время года и воспевали его в своих стихах.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие же поэты воспевали красоту осени? (А. Твардовский, И. Бунин, А. Пушкин, А. Майков. ) - Какой необычный герой в стихотворении А. Майкова “Осенние листья”?
(Необычный герой – листья, они как живые кружат, вопят, кричат. )
- Как называется этот художественный приём? (Олицетворение. )
Олицетворить – выразить, представить в образе живого существа.
Олицетворение – это перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённый предмет. (Словарь русского языка С. И. Ожегова. )
- Прочитайте, подтвердите словами из стихотворения. (Дети читают 1 четверостишие).
- А кто не слышит тревоги листьев? (Не слышит тревоги их царственный лес…)
- Какие художественные приёмы ещё использует автор? (Эпитеты).
- А. Майков услышал такую речь листьев и записал её в стихотворении. А вы о чём слышали, когда падали листья? (Творческое задание – сочинение “О чём думали листья, падая с дерева”. )
- Чтение детьми сочинений. (Рисунок 4, рисунок5. )
- Какие прекрасные сочинения вы написали, наверно вы любите гулять, наслаждаться красотой, а осенью особенно красиво.
3. Погружение в урок.
- Давайте послушаем, что говорит об этом А. Барто. (Чтение учеником стихотворения).
- Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём.
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь.
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: “Постой!”
Я один: мне красотой
Поделиться не с кем.
- Чем поделился герой стихотворения? (О том, что одному в лесу или в парке неинтересно. )
- А почему? (Не с кем поделиться красотой. )
- А что значит “поделиться красотой”? (Хочется прогуляться с хорошим другом, мамой и вместе ощутить дивную красоту. )
4. Работа с художественными средствами.
- Иногда нас охватывает такой восторг, что и словами не выразить. Но у нас есть помощники, они нам уже помогали учиться рисовать словами-красками. Эти помощники – чудесные слова пришли к нам из стихов, они помогут нам, послушав ваши поэтические строки об осени нарисовать осенний пейзаж.
Осень.
Бесприютная | шагает в жёлтом пальтишке |
Шалунья | леса расцветила |
Глухая | поселит в нас покой |
Дождливая | шишки стряхивает с сосен |
Тихая | очарует |
Светлая | краски принесла |
Хмурая | румянит клёны |
Суровая |
- Какие слова в левом ряду? (Эпитеты. )
- Выберите слова, которые вам помогут выразить своё отношение, свою любовь к осени?
- А какие слова в правом ряду? (Олицетворение. ) Выберите из этого ряда слова, которые помогут вам в описании осеннего пейзажа. (Ответы детей. ) А почему выбрали это слово?
- Соедините эпитеты и олицетворения, добавив необходимые слова, чтобы получилось ваше описание осени. (Ребята выполняют задание с объяснением. )
5. Актуализация знаний.
- А теперь будем слушать и читать стихи А. Майкова, чтобы потом мы смогли поделиться красотой “осенних пейзажей”.
- Чтение стихотворения учеником.
А. Майков
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести,
Двойной глубокой колеёю
Идёшь – и нет конца пути.
Кругом пестреет лес зелёный
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист.
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И как ковёр, устлал дорогу.
Идёшь как будто по водам,-
Нога шумит, а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные спят…
- Как вы думаете каким самым ярким впечатлением одаривает нас осень? (Листопадом. )
- Как изобразил его поэт в своём стихотворении? (Бьёт тревогу, устлал ковром дорогу. )
- Поэты даже называют листопад “жёлтыми метелями”.
Заглянула осень в сад,
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
- А почему “жёлтые метели”? (Ответы детей. )
- А вы знаете, ребята, что Аполлон Майков родился в семье академика живописи, но не стал художником лишь из-за слабого зрения. Свой “живописный талант” он выразил в произведениях словесного искусства.
6. Знакомство со стихотворением А. Майкова “Осень”. Обмен впечатлениями.
- Продолжаем путешествие по осеннему лесу. Самостоятельное чтение стихотворения
А. Майкова “ Осень”. (Учебник З. И. Романовской “Живое слово” с. 94. )
- С той же тревогой пишет это стихотворение А. Майков, или вы слышите что-то новое?
- Кто поделится своими мыслями, чувствами? (Любо в лесу мне бежать!)
- А есть ли грустные мысли? (Герой в ожидании зимы. )
Чтение стихотворения. Постарайтесь передать смену настроений.
7. Презентация книги.
Сегодня у нас “Презентация книги”.
Ребята выполняли задание: оформили обложку, придумали название книге (рисунок1,2,3) и стихотворениям, подчеркнули понравившиеся слова и выражения, к каждому стихотворению нарисовали соответствующие пейзажи. (Рисунок 6,7,8)
- Поделитесь с нами, расскажите о своих книгах.
- Какими красками рисует осень И. Бунин?
- Что объединяет эти картины? Какое настроение? (Грусть. )
8. Итог:
- Мы увидели богатство осенней палитры в русской речи и поэзии, научились окрашивать свои мысли и чувства, одевать их в самые разные одежды – это поэтические слова и выражения.