Цели урока:
- закрепить знание о написании безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, развивать умение проверять написание, устанавливать написание, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
- развивать орфографическую зоркость, помять, внимание, речь учащихся;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, любовь и интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point (Приложение 1), таблица “Окончания имён прилагательных”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, таблица для рефлексии.
Эскиз оформления доски.
Ход урок
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Введение в урок (Приложение 1, слайд №1) |
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле – Знаний. | |
2. Проверка домашнего задания | А начинаем мы путешествие с
проверки домашнего задания. Сейчас мы проверим,
готовы ли вы отправиться в путь! Проверка по вариантам. 1 в. Прочитать прилагательные, указать окончание, падеж. 2 в. Прочитать два прилагательных (сигнальные карточки – фронтальная проверка). - Молодцы, вы справились с заданием хорошо, а теперь мы можем отправиться в путь! Путешествовать мы будем вот на этом замечательном корабле.
|
Ученики работают по вариантам,
указывают падеж, окончание. С помощью сигнальных карточек находят ошибки. |
3. Чистописание (слайд №2) |
В бортовых журналах запишите,
какого числа и какого месяца вы отправляетесь в
плавание. А отправляемся мы из порта
“Чистописание”. 1.объяснение учителем написания элементов букв. Небольшое волнение на море, как в этих строчках. Прописать в воздухе – лЛл ЛлЛ мМм МмМ. Слушаем внимательно, пишем красиво! Соединения – ло Лу ле мо му ме Слова - море, лодка, матрос, палуба, штурвал. – Из порта нам, путь открыт к земле – знаний. Вперёд! |
Ученики записывают дату, прописывают элементы букв, соединения, слова. |
4.Словарная работа (слайды №3, 4) |
- Вот мы уже в море “Словарных
слов” и думаем о нашем путешествии. Приготовьте
карточки с гласными буквами, во время чтения
слова поднимайте нужную букву, а затем
записывайте слово. (Введение новых слов -
расстояние километр). – Проверьте: Быстро, весело, хорошо, погода. Проверка. С новыми словами составьте предложение. |
Во время чтения слов ученики поднимают карточки с нужными буквами, записывают слова. С одним из новых слов составляют предложения. |
5.Введение в тему: (слайд №5, 6) |
Мы приближаемся к острову Прилагательных и продолжим работу над правописанием окончаний имен прилагательных женского рода, чтобы правильно употреблять в речи и на письме имена прилагательные женского рода. | |
6. Повторение | - Вспомните что вам известно об
имени прилагательном. - Что такое прилагательное? - С какой частью речи связано? -Как изменяются имена прилагательные? - Какие падежные окончания имеют прил. ж.р.? - На какие вопросы отвечают прил. ж.р. в И.п. и какие имеют окончания? Вывод – таблица: И.п. какая? – ая, - яя Р.п. какой? Д.п. какой? – ой, -ей. Т.п. какой? П.п. какой? В.п. какую? – ую, - юю. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают вывод, знакомятся с таблицей. |
7. Закрепление (слайд №7) |
1) Работа по карточкам (склонение
словосочетаний синяя лента, спелая вишня) –
САМОСТОЯТЕЛЬНО! 2) Проверка – пользуясь таблицей, проверьте, обменявшись тетрадями. - Есть ли ошибки – поднимите сигнальные карточки. |
Ученики работают по карточкам, проверку выполняют, обменявшись тетрадями, ошибки показывают с помощью сигнальных карточек. |
8.Физминутка (слайд №8) |
|
Ученик в морской форме проводит физминутку. |
9.Письмо по памяти (слайды №9, 10, 11) |
- На нашем пути остров Поэзии. Белеет парус одинокий В тумане море голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. - Кто автор этих строк? М.Лермонтов. - А теперь прочитайте сами и запишите по памяти. - Кто уже написал – найдите прилагательные – подчеркните. Найдите прилагательное женского рода. Какое окончание имеет это прилагательное? Разберите слово по составу. |
Самостоятельная
работа. Ученик пишут по памяти четверостишие,
подчёркивают прилагательные.
Разбирают слово по составу. |
10.Проверка (слайд №12) |
Разберите одно предложение по членам. | Ученики разбирают предложение. |
11.Работа с предложением (слайд №13) |
- Наше путешествие продолжается. Давайте запишем в тетради, как оно проходит. Приготовьтесь к комментированному письму. По морю плывёт быстрый корабль. Сильный ветер гонит большую волну. Солнышко спряталось за лёгкую тучку. (Последнее предложение под диктовку учителя). Над морем летают белые чайки. |
|
12.Комментированное письмо. (слайд №13) |
- И вот видна земля. Сейчас важно
проявить своё творчество. Выполните задание по
вариантам: I вариант- работа по таблице, выбрать прилагательное. II вариант- работа по карточкам, подобрать прилагательные к существительным. Вывод: для чего нужны прилагательные? (Чтобы украсить речь). |
Ученики пишут с комментированием, последнее предложение под диктовку учителя. |
13. Творческая работа. (слайды №14, 15) |
Вы справились с заданиями и вот
уже перед нами земля Знаний. С каждым уроком, с
каждой новой книгой мы приближаемся к ней. Наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждёт вас впереди! По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придёте к земле Знаний! |
Ученики работают по карточкам по вариантам, проявляя творчество, делают вывод. |
14. Итог урока | ||
15. Домашнее задание (слайд №16) 16. Рефлексия (слайд №17) |
Задание даётся на карточках по
вариантам. I вариант- исправить ошибки. II вариант- дописать предложения. 1.На уроке - я узнал… - я научился… - мне понравилось… 2. Мое настроение... |
Ученики заканчивают предложения своими словами. |