Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знание о написании безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, развивать умение проверять написание, устанавливать написание, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
  • развивать орфографическую зоркость, помять, внимание, речь учащихся;
  • воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, любовь и интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point (Приложение 1), таблица “Окончания имён прилагательных”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, таблица для рефлексии.

Эскиз оформления доски.

Ход урок

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Введение в урок

(Приложение 1, слайд №1)

Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле – Знаний.  
2. Проверка домашнего задания А начинаем мы путешествие с проверки домашнего задания. Сейчас мы проверим, готовы ли вы отправиться в путь!

Проверка по вариантам.

1 в. Прочитать прилагательные, указать окончание, падеж.

2 в. Прочитать два прилагательных

(сигнальные карточки – фронтальная проверка).

- Молодцы, вы справились с заданием хорошо, а теперь мы можем отправиться в путь! Путешествовать мы будем вот на этом замечательном корабле.

- Кто за приключения?
- Все без исключения!
Давай поднимем парус
И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось
Еще немало стран,
Пока, что неоткрытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало-
Смелее у штурвала!

Ученики работают по вариантам, указывают падеж, окончание.

С помощью сигнальных карточек находят ошибки.

3. Чистописание

(слайд №2)

В бортовых журналах запишите, какого числа и какого месяца вы отправляетесь в плавание. А отправляемся мы из порта “Чистописание”.

1.объяснение учителем написания элементов букв.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках.

Прописать в воздухе – лЛл ЛлЛ мМм МмМ.

Слушаем внимательно, пишем красиво!

Соединения – ло Лу ле мо му ме

Слова - море, лодка, матрос, палуба, штурвал.

– Из порта нам, путь открыт к земле – знаний. Вперёд!

Ученики записывают дату, прописывают элементы букв, соединения, слова.
4.Словарная работа

(слайды №3, 4)

- Вот мы уже в море “Словарных слов” и думаем о нашем путешествии. Приготовьте карточки с гласными буквами, во время чтения слова поднимайте нужную букву, а затем записывайте слово. (Введение новых слов - расстояние километр).

– Проверьте:

Быстро, весело, хорошо, погода.

Проверка. С новыми словами составьте предложение.

Во время чтения слов ученики поднимают карточки с нужными буквами, записывают слова. С одним из новых слов составляют предложения.
5.Введение в тему:

(слайд №5, 6)

Мы приближаемся к острову Прилагательных и продолжим работу над правописанием окончаний имен прилагательных женского рода, чтобы правильно употреблять в речи и на письме имена прилагательные женского рода.  
6. Повторение - Вспомните что вам известно об имени прилагательном.

- Что такое прилагательное?

- С какой частью речи связано?

-Как изменяются имена прилагательные?

- Какие падежные окончания имеют прил. ж.р.?

- На какие вопросы отвечают прил. ж.р. в И.п. и какие имеют окончания? Вывод – таблица:

И.п. какая? – ая, - яя

Р.п. какой?

Д.п. какой? – ой, -ей.

Т.п. какой?

П.п. какой?

В.п. какую? – ую, - юю.

Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают вывод, знакомятся с таблицей.
7. Закрепление

(слайд №7)

1) Работа по карточкам (склонение словосочетаний синяя лента, спелая вишня) – САМОСТОЯТЕЛЬНО!

2) Проверка – пользуясь таблицей, проверьте, обменявшись тетрадями.

- Есть ли ошибки – поднимите сигнальные карточки.

Ученики работают по карточкам, проверку выполняют, обменявшись тетрадями, ошибки показывают с помощью сигнальных карточек.
8.Физминутка

(слайд №8)

А теперь мы отдохнем, физминутку проведём.
Штормы и ветры нам не страшны.
Ждут берега нас далёкой страны.
Пусть бури и ветры с тобой, верный друг!
И помощь протянут тебе сотни рук.
1, 2, 3 – мы сегодня моряки!
На носочки поднялись
И достали неба высь.
Руки вниз мы опустили -
Искупались в море синем.
Повернитесь, улыбнитесь
И за парты вновь садитесь.

Ученик в морской форме проводит физминутку.
9.Письмо по памяти

(слайды №9, 10, 11)

- На нашем пути остров Поэзии.

Белеет парус одинокий

В тумане море голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

- Кто автор этих строк? М.Лермонтов.

- А теперь прочитайте сами и запишите по памяти.

- Кто уже написал – найдите прилагательные – подчеркните.

Найдите прилагательное женского рода. Какое окончание имеет это прилагательное? Разберите слово по составу.

Самостоятельная работа. Ученик пишут по памяти четверостишие, подчёркивают прилагательные.

 

 

 

 

 

 

Разбирают слово по составу.

10.Проверка

(слайд №12)

Разберите одно предложение по членам. Ученики разбирают предложение.
11.Работа с предложением

(слайд №13)

- Наше путешествие продолжается.

Давайте запишем в тетради, как оно проходит. Приготовьтесь к комментированному письму.

По морю плывёт быстрый корабль. Сильный ветер гонит большую волну. Солнышко спряталось за лёгкую тучку. (Последнее предложение под диктовку учителя). Над морем летают белые чайки.

 
12.Комментированное письмо.

(слайд №13)

- И вот видна земля. Сейчас важно проявить своё творчество. Выполните задание по вариантам:

I вариант- работа по таблице, выбрать прилагательное.

II вариант- работа по карточкам, подобрать прилагательные к существительным.

Вывод: для чего нужны прилагательные? (Чтобы украсить речь).

Ученики пишут с комментированием, последнее предложение под диктовку учителя.
13. Творческая работа.

(слайды №14, 15)

Вы справились с заданиями и вот уже перед нами земля Знаний. С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней.

Наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждёт вас впереди! По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придёте к земле Знаний!

Ученики работают по карточкам по вариантам, проявляя творчество, делают вывод.
14. Итог урока    
15. Домашнее задание

(слайд №16)

16. Рефлексия

(слайд №17)

Задание даётся на карточках по вариантам.

I вариант- исправить ошибки.

II вариант- дописать предложения.

1.На уроке

- я узнал…

- я научился…

- мне понравилось…

2. Мое настроение...

Ученики заканчивают предложения своими словами.