ЧТЕНИЕ:
Тема: В. Гаршин “Лягушка-путешественница”.
Цель: Совершенствовать навыки чтения учащимися, продолжить работу по обучению учащихся выразительному чтению, оживить в памяти учащихся непосредственные наблюдения за природой и использовать их в качестве своеобразной наглядной опоры при чтении.
МАТЕМАТИКА:
Тема: Математические выражения, включающие более, чем одно действие.
Цель: Обобщение знания учащимися о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Закреплять умение решать задачи, проверить усвоение таблицы умножения и деления.
РУССКИЙ ЯЗЫК:
Тема: Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в коре слова и на конце слова.
Цель: Развитие орфографической зоркости, умение выделять корень в слове. Формирование умения находить и проверять орфограмму с проверяемыми парными согласными на конце и в корне слова.
Ребята! Вы любите путешествовать? А в какое время года вам больше всего нравится путешествовать, (осенью) Почему?
- Примерные ответы: (буйство золотого наряда деревьев, сердце наполнено какой-то щемящей грустью, пустеют поля, недавно шумевшие спелыми колосьями, печальный крик улетающих птиц и т.д.)
Обобщение: Вот видите сколько изменений в природе несет с собой осень. Изображению осени посвящено очень много разных произведений и живописи и литературе. (чтение стихов учащимися об осени, чтение собственных стихов учащихся, беседа о живописи по картине “осень в лесу”).
А кто из вас видел, как осенью летят гуси, утки, лебеди?
Куда осенью улетают птицы?
Почему они отправляются в такие дальние и опасные перелеты?
Все ли птицы улетают в теплые края? Почему?
А чем занимаются люди?
(у людей меньше хлопот, окончены полевые работы).
Вот однажды в прекрасное осеннее утро дед говорит бабе: “Старуха испеки мне колобок”(рассказывается сказка до слов... пожила старуха колобок на окошко).
Колобок полежал, полежал на окошке, скучно ему стало. Скатился он с окошка, докатился до ворот, а ворота заперты. Поможем колобку. (Да!)
Запишите число, вид работы, когда мы встретились с Колобком.
Какую геометрическую фигуру напоминает форма ворот? (прямоугольник).
Начертите в тетради прямоугольник длинна которого 6 см., ширина 2 см. найдите периметр.
Внутри прямоугольника образуйте квадрат. Что знаете о квадрате?
Что знаете о прямоугольнике?
Как найти периметр квадрата? А площадь? (запишите решение).
как найти площадь прямоугольника? (запишите решение).
Ребята, а ворота волшебные, на них что-то написано.
- Сказочная разминка:
(выражения читаются по разному. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, найдите частное чисел... и т.д.)
9x3, 27:9, 56-26, 43+6, 115-5, 142+7, 470-50, 230+60, 7x8, 54:6
(учащиеся знают разряды и порядок сложения и вычитания в пределах сотни - опережение).
- Ворота открылись. Вот и Колобок. Он приглашает нас в путешествие в осенний лес. Согласны?
А с каким необычным путешественником мы вчера познакомились? (лягушка-путешественница).
Что необычного было в ее путешествии?
Какой было погода в этот день? Опишите.
Как можно характеризовать лягушку в начале?
Давайте вместе с лягушкой совершим это увлекательное путешествие. И Колобка возьмем с собой.
- мы продолжаем раздел, который называется...
(проверка домашнего задания В. Гаршин “Лягушка- путешественница”.)
Вместе с Колобком мы идее дальше в лес. Навстречу Заяц - определите род существительного, число, дайте кличку зайцу.
Как пишутся клички животных. Это имена собственные или нарицательные ?
Одушевленные или неодушевленные?
- Заяц огорчен, он не может справиться с домашним заданием, а ему пора бежать в лесную школу. Поможем.
Назовите компоненты при сложении , вычитании, умножении, делении.
Назовите четные числа, нечетные.
Показ числа 609. Скольки значное число?
Сколько в нем сотен? Единиц? Десятков?
Зайка говорит, что во всем должен быть порядок, и особенно в математике.
- Решите примеры:
43+9х (20-17) 8+6:2-9 32+ (70-25) - 26 6+8 -36:9 50- (48+12) : 10 36+27: (18:2) самостоятельная работа 21:7+Зх9 24-4x3+9 2 столбика.
Зайка благодарит вас за помощь. Угостите его. Что брали в путешествие для лесных друзей? Что дадим зайке? (морковь) - столько звуков, букв, гласных, согласных?
- Как проверить парные согласные на конце слова?
Навстречу идет медведь. Дайте кличку.
- Выделите голосом парную согласную в этом слове.
Колобок, Колобок, я тебя съем. Испугался Колобок. Давайте поможем Колобку. Медведь очень зол, он не может правильно написать свое название. Медведь- имя собственное или нарицательное?
Как будет существительное медведь во множественном числе?
Так как же правильно написать слово Медведь?
- Запишите в своих дневниках наблюдений число и вид работы, (рабочие тетради).
ЧИСТОПИСАНИЕ:
Словарная работа: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА
- устанавливается значение предметов
- проговаривание хором, индивидуально
- определяется количество слогов, звуков, букв, ударная гласная
- произношение всех звуков по порядку
- установление разницы в произношении и написании
- составления словосочетаний и предложений
- установить имена: собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, к какой части речи они относятся, на какой вопрос отвечают.
- определить склонения, род, падеж (дети уже знакомы с этими темами, опережающее обучение).
- при помощи суффиксов - очк-, -к-, образуйте новые слова от слова МАЛИНА
- разберите по составу
- выпишите из словаря знакомые слова, обозначающие растения и животных (если уже слов много, указываю какие), допишите новые, изученные сегодня слова МЕДВЕДЬ, МАЛИНА.
- запишите слова в тетрадь (или словарь) и запомните написание этих слов.
- Комментированное письмо: Давайте опишем сегодняшний осенний день (составьте предложения по теме, составьте из предложений текст).
Запишите: Хорош ясный осенний, немножко холодный день. Веревка, словно в сказке. Низкое солнце греет редко. По лесной дорожке весело шагают ребятишки.
Найдите 3 предложение. Разберите по членам предложения.
Выберите слова из текста с парными звонкими. Подберите проверочные слова. Слова береза, дорожка, холодный- разберите по составу.
Назовите части слова?
Что входит в основу слова?
Какие слова проверяли? Как проверить парные согласные на конце и в корне слова? Приведите примеры.
- В 1 предложении укажите падеж существительного и связанного с ним прилагательного (опережающее обучение).
Как проверить слова с парными согласными на конце и в корне слова?
Все слова можно проверять?
Запишите: земляника, ягода, яблоко, картофель, капуста, картина, малина, однажды, осина.
Работа над словами:
Земляника — определите род, число, склонение. Докажите, почему 1 склонение? (опережающее обучение).
Яблоко, картофель - определите род, число, склонение. Докажите.
- Что особенно любит медведь. Он благодарит вас за помощь. (1-2 учащихся сообщают интересные сведения о медведе).
А лес манит своей неповторимой красотой все дальше и дальше. Вдруг на встречу белка. Колобок- Колобок, я тебя съем.
- Может белка съесть Колобка?
Чем питается белка? Дайте кличку.
Белочка трудится над задачей и у нее пока не получается. Поможем. Мы знаем, что белка никогда не прячет грибы и ягоды в одно дупло.
Игра “Белка и грибы” (по таблице умножения).
- Задача: у белки было в дупле грибов больше 17, но меньше 24. Сколько грибов могло быть в дупле у белки.
Белочке очень понравилось с вами решать задачи. Решите еще. (задача № 4 стр. 64 - самостоятельно, задача №3 стр.64 - коллективно)
Белочка благодарит вас. (на грибке примеры, учащиеся решают самостоятельно).
Навстречу волк. Колобок, Колобок я тебя съем. Может волк съесть Колобка? Почему? Чем питаются волки? К какой группе относятся такие животные? (к хищникам).
Поможем Колобку. А нас волк не тронет? Почему?
Помогите волку выучить таблицу умножения. А вы знаете?
Запишите: Игра “Веселый поезд”.
3x2x3:2x7:9x4:7x6:3x5:4x2
Проверка.
Ребята! У волка трудное домашнее задание. Он забыл как проверить написание парных согласных на конце и в корне слова.
Поможем.
Из чего состоит наша речь?
Что выражает предложение?
Какие слова нужно проверять?
Как проверить слова с парными согласными на конце и в корне слова? (выполняется упражнение 16 1и 2 часть).
Волк благодарит вас за помощь.
Колобок, Колобок, осторожнее. Впереди лиса! Но ведь с ним верные друзья, он не боится опасности.
- Колобок, Колобок, я тебя съем. Может лиса съесть Колобка. Давайте ее перехитрим. Что любит слушать лиса? (сказки). Вот мы и расскажем ей сказку. А какую? (Лягушка- путешественница).
- Ну лиса слушай сказку.
- Мы продолжаем раздел который называется (продолжают учащиеся) “Литературный сказки” Всеволод Гаршин “Лягушка-путешественница” - тема урока.
Словарная работа: вам дальше встретятся такие непонятные слова и выражения: лягушачье достоинство, лупоглазая голова, три тысячи верст, присутствие духа, местные лягушки. Разбираем с участием учащихся.
Первоначальное чтение сказки учителем.
- вопросы по восприятию сказки.
- что особенно понравилось?
- на что обратили внимание?
- чтение цепочкой (сильные ученики)
(отработка выразительного чтения) приложение таблица выразительного чтения.
Учимся читать выразительно
Готовясь к выразительному чтению текста, разметь его условными знаками, которые помогут тебе в трудных случаях правильно прочитать текст:
Например:
“Постой,-
Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора.
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вокруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста”.
“Как расставить знаки смотри в графической версии”
- Что видела лягушка под собой?
(и до слов... добрые утки обещали ей лететь пониже)
В данной части найдите слова с парными согласными на конце и в корне слова.
Какие слова нужно проверить? Как?
Выборочное чтение.
Какой способ передвижения придумала лягушка? (беседа о трудности перелета птиц)
Цель уток? (перелет)
Помощь человека во время перелета.
Цель путешествия лягушки?
Что из этого вышло - пересказ.
Как можно характеризовать лягушку сейчас? (легкомыслие)
А в жизни люди бывают легкомысленными?
Подберите слова близкие по смыслу к слову легкомыслие.
Какими качествами должен обладать человек?
Самостоятельное чтение.
Достигла ли лягушка своей цели?
Если бы достигла она цели, была бы она счастлива в чужой стране? (ответы разные) - обобщение учителем.
Чему учит сказка? (находчивости, смелости и в то же время эта сказка учит ко всему подходить обдуманно).
Лисе очень понравилась сказка. Продолжим путешествие с лисой.
Ребята, а как вы думаете мы достигли цели нашего путешествия в отличии от лягушки?
Что нового мы узнали сегодня?
На доске: на листе ватмана красочная усадьба в лесу. От дома тропинка уводящая в лес, на которой и встречаются ранее описанные герои. На нижней части окна прорезь, куда и помещается Колобок (на ножке), сделаны прорези и при встрече с каждым из героев, куда и вставляется Колобок. Ворота приклеены таким образом, что они могут открываться.