Интегрированное обучение в начальной школе (математика, чтение, русский язык), 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЧТЕНИЕ:

Тема: В. Гаршин “Лягушка-путешественница”.

Цель: Совершенствовать навыки чтения учащимися, продолжить работу по обучению учащихся выразительному чтению, оживить в памяти учащихся непосредственные наблюдения за природой и использовать их в качестве своеобразной наглядной опоры при чтении.

МАТЕМАТИКА:

Тема: Математические выражения, включающие более, чем одно действие.

Цель: Обобщение знания учащимися о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Закреплять умение решать задачи, проверить усвоение таблицы умножения и деления.

РУССКИЙ ЯЗЫК:

Тема: Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в коре слова и на конце слова.

Цель: Развитие орфографической зоркости, умение выделять корень в слове. Формирование умения находить и проверять орфограмму с проверяемыми парными согласными на конце и в корне слова.

Ребята! Вы любите путешествовать? А в какое время года вам больше всего нравится путешествовать, (осенью) Почему?

- Примерные ответы: (буйство золотого наряда деревьев, сердце наполнено какой-то щемящей грустью, пустеют поля, недавно шумевшие спелыми колосьями, печальный крик улетающих птиц и т.д.)

Обобщение: Вот видите сколько изменений в природе несет с собой осень. Изображению осени посвящено очень много разных произведений и живописи и литературе. (чтение стихов учащимися об осени, чтение собственных стихов учащихся, беседа о живописи по картине “осень в лесу”).

А кто из вас видел, как осенью летят гуси, утки, лебеди?

Куда осенью улетают птицы?

Почему они отправляются в такие дальние и опасные перелеты?

Все ли птицы улетают в теплые края? Почему?

А чем занимаются люди?

(у людей меньше хлопот, окончены полевые работы).

Вот однажды в прекрасное осеннее утро дед говорит бабе: “Старуха испеки мне колобок”(рассказывается сказка до слов... пожила старуха колобок на окошко).

Колобок полежал, полежал на окошке, скучно ему стало. Скатился он с окошка, докатился до ворот, а ворота заперты. Поможем колобку. (Да!)

Запишите число, вид работы, когда мы встретились с Колобком.

Какую геометрическую фигуру напоминает форма ворот? (прямоугольник).

Начертите в тетради прямоугольник длинна которого 6 см., ширина 2 см. найдите периметр.

Внутри прямоугольника образуйте квадрат. Что знаете о квадрате?

Что знаете о прямоугольнике?

Как найти периметр квадрата? А площадь? (запишите решение).

как найти площадь прямоугольника? (запишите решение).

Ребята, а ворота волшебные, на них что-то написано.

- Сказочная разминка:

(выражения читаются по разному. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, найдите частное чисел... и т.д.)

9x3, 27:9, 56-26, 43+6, 115-5, 142+7, 470-50, 230+60, 7x8, 54:6

(учащиеся знают разряды и порядок сложения и вычитания в пределах сотни - опережение).

- Ворота открылись. Вот и Колобок. Он приглашает нас в путешествие в осенний лес. Согласны?

А с каким необычным путешественником мы вчера познакомились? (лягушка-путешественница).

Что необычного было в ее путешествии?

Какой было погода в этот день? Опишите.

Как можно характеризовать лягушку в начале?

Давайте вместе с лягушкой совершим это увлекательное путешествие. И Колобка возьмем с собой.

- мы продолжаем раздел, который называется...

(проверка домашнего задания В. Гаршин “Лягушка- путешественница”.)

Вместе с Колобком мы идее дальше в лес. Навстречу Заяц - определите род существительного, число, дайте кличку зайцу.

Как пишутся клички животных. Это имена собственные или нарицательные ?

Одушевленные или неодушевленные?

- Заяц огорчен, он не может справиться с домашним заданием, а ему пора бежать в лесную школу. Поможем.

Назовите компоненты при сложении , вычитании, умножении, делении.

Назовите четные числа, нечетные.

Показ числа 609. Скольки значное число?

Сколько в нем сотен? Единиц? Десятков?

Зайка говорит, что во всем должен быть порядок, и особенно в математике.

- Решите примеры:

43+9х (20-17) 8+6:2-9
32+ (70-25) - 26 6+8 -36:9
50- (48+12) : 10 36+27: (18:2) самостоятельная работа
21:7+Зх9 24-4x3+9 2 столбика.

Зайка благодарит вас за помощь. Угостите его. Что брали в путешествие для лесных друзей? Что дадим зайке? (морковь) - столько звуков, букв, гласных, согласных?

- Как проверить парные согласные на конце слова?

Навстречу идет медведь. Дайте кличку.

- Выделите голосом парную согласную в этом слове.

Колобок, Колобок, я тебя съем. Испугался Колобок. Давайте поможем Колобку. Медведь очень зол, он не может правильно написать свое название. Медведь- имя собственное или нарицательное?

Как будет существительное медведь во множественном числе?

Так как же правильно написать слово Медведь?

- Запишите в своих дневниках наблюдений число и вид работы, (рабочие тетради).

ЧИСТОПИСАНИЕ:

Словарная работа: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА

  • устанавливается значение предметов
  • проговаривание хором, индивидуально
  • определяется количество слогов, звуков, букв, ударная гласная
  • произношение всех звуков по порядку
  • установление разницы в произношении и написании
  • составления словосочетаний и предложений
  • установить имена: собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, к какой части речи они относятся, на какой вопрос отвечают.
  • определить склонения, род, падеж (дети уже знакомы с этими темами, опережающее обучение).
  • при помощи суффиксов - очк-, -к-, образуйте новые слова от слова МАЛИНА
  • разберите по составу
  • выпишите из словаря знакомые слова, обозначающие растения и животных (если уже слов много, указываю какие), допишите новые, изученные сегодня слова МЕДВЕДЬ, МАЛИНА.
  • запишите слова в тетрадь (или словарь) и запомните написание этих слов.

- Комментированное письмо: Давайте опишем сегодняшний осенний день (составьте предложения по теме, составьте из предложений текст).

Запишите: Хорош ясный осенний, немножко холодный день. Веревка, словно в сказке. Низкое солнце греет редко. По лесной дорожке весело шагают ребятишки.

Найдите 3 предложение. Разберите по членам предложения.

Выберите слова из текста с парными звонкими. Подберите проверочные слова. Слова береза, дорожка, холодный- разберите по составу.

Назовите части слова?

Что входит в основу слова?

Какие слова проверяли? Как проверить парные согласные на конце и в корне слова? Приведите примеры.

- В 1 предложении укажите падеж существительного и связанного с ним прилагательного (опережающее обучение).

Как проверить слова с парными согласными на конце и в корне слова?

Все слова можно проверять?

Запишите: земляника, ягода, яблоко, картофель, капуста, картина, малина, однажды, осина.

Работа над словами:

Земляника — определите род, число, склонение. Докажите, почему 1 склонение? (опережающее обучение).

Яблоко, картофель - определите род, число, склонение. Докажите.

- Что особенно любит медведь. Он благодарит вас за помощь. (1-2 учащихся сообщают интересные сведения о медведе).

А лес манит своей неповторимой красотой все дальше и дальше. Вдруг на встречу белка. Колобок- Колобок, я тебя съем.

- Может белка съесть Колобка?

Чем питается белка? Дайте кличку.

Белочка трудится над задачей и у нее пока не получается. Поможем. Мы знаем, что белка никогда не прячет грибы и ягоды в одно дупло.

Игра “Белка и грибы” (по таблице умножения).

- Задача: у белки было в дупле грибов больше 17, но меньше 24. Сколько грибов могло быть в дупле у белки.

Белочке очень понравилось с вами решать задачи. Решите еще. (задача № 4 стр. 64 - самостоятельно, задача №3 стр.64 - коллективно)

Белочка благодарит вас. (на грибке примеры, учащиеся решают самостоятельно).

Навстречу волк. Колобок, Колобок я тебя съем. Может волк съесть Колобка? Почему? Чем питаются волки? К какой группе относятся такие животные? (к хищникам).

Поможем Колобку. А нас волк не тронет? Почему?

Помогите волку выучить таблицу умножения. А вы знаете?

Запишите: Игра “Веселый поезд”.

3x2x3:2x7:9x4:7x6:3x5:4x2

Проверка.

Ребята! У волка трудное домашнее задание. Он забыл как проверить написание парных согласных на конце и в корне слова.

Поможем.

Из чего состоит наша речь?

Что выражает предложение?

Какие слова нужно проверять?

Как проверить слова с парными согласными на конце и в корне слова? (выполняется упражнение 16 1и 2 часть).

Волк благодарит вас за помощь.

Колобок, Колобок, осторожнее. Впереди лиса! Но ведь с ним верные друзья, он не боится опасности.

- Колобок, Колобок, я тебя съем. Может лиса съесть Колобка. Давайте ее перехитрим. Что любит слушать лиса? (сказки). Вот мы и расскажем ей сказку. А какую? (Лягушка- путешественница).

- Ну лиса слушай сказку.

- Мы продолжаем раздел который называется (продолжают учащиеся) “Литературный сказки” Всеволод Гаршин “Лягушка-путешественница” - тема урока.

Словарная работа: вам дальше встретятся такие непонятные слова и выражения: лягушачье достоинство, лупоглазая голова, три тысячи верст, присутствие духа, местные лягушки. Разбираем с участием учащихся.

Первоначальное чтение сказки учителем.

  • вопросы по восприятию сказки.
  • что особенно понравилось?
  • на что обратили внимание?
  • чтение цепочкой (сильные ученики)

(отработка выразительного чтения) приложение таблица выразительного чтения.

Учимся читать выразительно

Готовясь к выразительному чтению текста, разметь его условными знаками, которые помогут тебе в трудных случаях правильно прочитать текст:

Например:

“Постой,-

Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора.
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вокруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста”.

Приложение

“Как расставить знаки смотри в графической версии”

- Что видела лягушка под собой?

(и до слов... добрые утки обещали ей лететь пониже)

В данной части найдите слова с парными согласными на конце и в корне слова.

Какие слова нужно проверить? Как?

Выборочное чтение.

Какой способ передвижения придумала лягушка? (беседа о трудности перелета птиц)

Цель уток? (перелет)

Помощь человека во время перелета.

Цель путешествия лягушки?

Что из этого вышло - пересказ.

Как можно характеризовать лягушку сейчас? (легкомыслие)

А в жизни люди бывают легкомысленными?

Подберите слова близкие по смыслу к слову легкомыслие.

Какими качествами должен обладать человек?

Самостоятельное чтение.

Достигла ли лягушка своей цели?

Если бы достигла она цели, была бы она счастлива в чужой стране? (ответы разные) - обобщение учителем.

Чему учит сказка? (находчивости, смелости и в то же время эта сказка учит ко всему подходить обдуманно).

Лисе очень понравилась сказка. Продолжим путешествие с лисой.

Ребята, а как вы думаете мы достигли цели нашего путешествия в отличии от лягушки?

Что нового мы узнали сегодня?

На доске: на листе ватмана красочная усадьба в лесу. От дома тропинка уводящая в лес, на которой и встречаются ранее описанные герои. На нижней части окна прорезь, куда и помещается Колобок (на ножке), сделаны прорези и при встрече с каждым из героев, куда и вставляется Колобок. Ворота приклеены таким образом, что они могут открываться.