Интегрированное обучение в начальной школе (математика, чтение, русский язык), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


МАТЕМАТИКА:

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.

Цель: Систематизировать знание табличных случаев сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Продолжить работу к введению составных задач. Воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости.

РУССКИЙ ЯЗЫК:

Тема: Перенос слова.

Цель: развитие умения делить слово на слоги и переносить по слогам, формирование умения сравнивать слова, переносить слова с учетом особенностей слогов. Воспитательная цель общая - относящаяся к теме.

ЧТЕНИЕ:

Тема: “Два мороза” - сказка.

Цель: Оживить в памяти учащихся непосредственные наблюдения за природой и использовать их в качестве своеобразной наглядной опоры при чтении. Добиться яркости и цельности восприятия художественных образов, созданных с помощью слов. Вызвать чувство любви к родной природе, активное намерение оберегать ее.

Обострить восприимчивость учащихся к красоте природы, пробудить желание вглядываться в нее. Любоваться ею, совершенствовать навыки чтения.

На доске иллюстрация к сказке “Теремок”.

Пословица: “Худо тому, кто добра не делает никому”.

Начало урока: Самостоятельное чтение (5 минут).

Открывается обратная сторона доски. На доске иллюстрация к сказке “Теремок”.

Сегодня мы отправимся в путешествие в зеленый лес. Но прежде чем мы отправимся, давайте подумаем что возьмем с собой в путь.

Чтение пословицы.

Как понимаете смысл пословицы?

Подберите синонимы и антонимы к словам: худо, добро.

Что в пути нас будет сопровождать?

(доброта, умение работать, находчивость, вежливость, аккуратность и т.д.)

- Прежде чем отправимся. Давайте вспомним, а какие добрые дела вы уже успели сделать?

Назовите зимние месяцы:

Какое время года сейчас?

По каким признакам вы определили, что зима? (Работа по картине зима в лесу. Составление мини- сочинения).

Давайте запишем число, когда мы отправимся в путешествие и вид работы. Запишите в тетрадь текст сочинения, озаглавьте его. Проверка.

Проверка домашнего задания по чтению. Представьте зимнюю картину русской природы. С чем можно сравнить ее красоту? (со сказкой).

Назовите слова- сравнения зимнего леса (пни - словно гномики в снежных шапках, дуб- великан и т.д.).

Пословица: “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

Проверка домашнего задания - назовите действующие лица сказки.

Чтение сказки “Гуси-Лебеди” по ролям.

В чем заключается смысл сказки? Чему она учит?

Какая из пословиц подходит точно к этой сказке? (Худо тому, кто добра не делает никому).

Путь дальний. На чем отправимся в путь? Если в природе зима? (на лыжах).

Слово лыжи - ф/ анализ

Из чего состоят слова?

Сколько здесь букв, звуков, слогов?

Сколько звуков в 1 слоге? Во 2-ом?

Лыжи волшебные, они появляются только тогда, когда вы решите задачу. “В первый день турист прошел 5 км., во второй на 2 км. больше. Сколько км. он прошел за два дня?”

На сколько км. больше он прошел во второй день, чем в первый?

Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?

На чем мог путешествовать турист?

Почему не мог на поезде? Самолете? Машине? Ответы: (судя по расстоянию, он шел, а не ехал, не летел и т.д.) И так: турист шел на лыжах.

Какая орфограмма в слове лыжи?

Как перенести слово лыжи?

А вот и лыжи. В путь!

На столах учащихся лыжи, на лыжах записаны примеры.

Игра в пути “Кто быстрее”.

13-10+9 16-(8+8)
14-7+8 (2+9)-1
9+4-6 13-(2+5)
8+6-9 (18-10)+7

Проверка задания. Сравните:

9+6    11-5 12-8    9-5

Что получили равенство или неравенство?

Как получить равенство в 1 сравнении?

Физминутка “Лесные фантазии”.

Встаем, идем на лыжах (движение руками, ногами).

посмотрели на макушки елей.

Попробуем достать шишку не ели.

Посыпался снег, присели. Беседа с учащимися об охране природы.

И так в путь!

Внимание! Кого видите впереди? (белку)

Что вы ей приготовили?

Давайте поиграем с нею.

Игра “Белка и грибы”

9 6   7  
  8   3

- Задача;

Слово задача, разделите для переноса, как переносятся слова? Какая здесь еще орфограмма? (на доске запись задачи).

У белки было 11 шишек, а грибов на 6 меньше. Сколько всего шишек и грибов было у белки?

Сколько действий в задаче? Докажите.

А если бы в одно действие. Как бы стоял вопрос к задаче?

Сколько грибов у белки? Сколько шишек? На сколько шишек больше чем грибов? Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (запишите решение). В слове “ответ” - найдите ударную гласную, подчеркните только гласные. Сколько согласных звуков?

Что знаете о Ь знаке?

Что показывает Ь знак в слове больше?

Разделите для переноса.

Как переносятся слова с Ь знаком?

Поехали дальше.

Кто нас встречает? (заяц)

Давайте с ним поиграем. Игра “угадай число”. (17)

(учащимся показывается карточка с ответом, а на обратной стороне пример. Называют все случаи получения числа, пока не отгадают. Если отгадали сразу, прошу назвать другие случаи получения данного числа).

- Понравилась игра. Давайте запишем когда мы встретили белку и зайца (открываются тетради по русскому языку, записывается число, вид работы).

ЧИСТОПИСАНИЕ:

- Назовите первый звук в слове белка, в слове заяц?

Пишем:

белка заяц зима

Разделите для переноса эти слова.

Определите ударные гласные в словах.

Как определить сколько слогов в слове?

Подчеркните в слове белка гласные, в слове заяц- согласные буквы. Назовите их.

-Как проверить безударные гласные?

Проверьте слово зима.

Из этих слов выберите одушевленные предметы.

На какой вопрос они отвечают?

В каком числе мы их употребляем?

А как во множественном?

Дайте кличку белке и зайцу.

Как пишутся клички животных?

Составьте предложения о белке, о зайце.

И так мы видим впереди домик.

Что за чудо? Кто в нем живет?

Давайте познакомимся поближе. Ворота заперты. А вот и записка. Сказочная разминка. Попробуем (работа в тетрадях по математике).

9+2, 8+8, 15-8, 8+2, 14-7, 7-5, 13-5 и т.д.

(записываются только ответы) На доске записаны ответы и каждый ответ закрыт соответствующей буквой как проверяли первый пример букву переворачиваю лицом к классу и так до конца. Читаем слово:

М О Л О Д ЦЫ - цифры остались под буквами.
11 7 7 8 Могут быть слова: умницы, хорошо и т.д.
16 10 2

Чудо! Ворота открылись. Нас встречает Комар-пискун. Он хочет поиграть с нами.

- Физминутка.

Посмотрели, куда полетел Комар-Пискун? (влево, вправо, вверх, вниз - смотрят).

Поднимите руки вверх, может кому-нибудь он сядет на пальчик, (поднимают руки вверх, в стороны). Комар спрятался в теремок. Холодно ему.

Кто прилетел потом? (Муха-Горюха). Она принесла Вам интересное задание.(на столах лежат красочные открытки с пейзажем зимы. К открытке приклеен лист бумаги с вопросами:

Какое время года наступило?

Как в лесу? (тихо)

Какой стоит день ? (ясный, морозный)

Какое небо? (светлое, лазурное, голубое)

Чем покрыты деревья?

Озаглавьте текст. Запишите ответы на вопросы самостоятельно. Прочтите свое сочинение (читают 2-3 ученика).

Комментированное письмо:

Наступила зима. Лежит пушистый снег. На речке лед.

На доске деформированное предложение.

В, Маша, лес, Оля, идут, и

Из чего состоит наша речь? Что выражает предложение?

Слова играют с вами в прятки. Найдите каждому слову свое место. Запишите.

Пишут: Маша и Оля идут в лес. (самостоятельно).

Какие орфограммы встретились?

Под диктовку далее: Хорошо в лесу!

Какое предложение по цели высказывания?

Какой знак поставите в конце предложения?

А вот и Комар- Пискун он хочет знать понравился ли Вам теремок.

А какие геометрические фигуры использовали при строительстве теремка? (ответы учащихся)

Когда строили теремок, что делали? (работали) Как назвать строителей этого теремка (рабочие).

Словарная работа: Слова (работа, рабочий)

(выяснение лексического значения слова, подбор родственных слов, перенос).

  • рассматривание карточки изучаемого предмета (рабочий)
  • что делает рабочий? (работает)
  • от какого слова образовалось это слово? (работа)
  • установление значения этого слова
  • проговаривание хором, индивидуально
  • определение количества слогов, звуков, букв, гласных, согласных, выделение ударного слога, звука.
  • установление разницы в произношении и написании этих слов.
  • составление словосочетаний, предложений
  • развитие слуховой памяти, зрительной, моторной памяти.
  • запишите в тетрадь или словарь эти слова и запомните их написание.

Вернитесь к тексту. Найдите слова: наступила, лежит, пушистый. Разделите их для переноса. Как переносятся слова?

А вот скачет Лягушка- Квакушка. Скорее помогите ей.

Очень холодно. Ведь лягушки спят зимой, (беседа кто как зиму встречает).

Письмо по памяти:

Трещат морозы (специальные таблицы с набором предложений, несколько предложений или одно из них показывается на учащимся от 5 до 12 сек. в зависимости от сложности. Дети читают про себя и записывают как запомнили. Обратить внимание на правильное чтение текста).

Разделите каждое из слов для переноса.

Прочтите (читают 3-4 человека).

На какие орфограммы обратили внимание?

Как переносятся слова? - вывод.

Прискакал зайчик-Попрыгайчик, помогите справиться ему с заданием. (упражнение 14 - выберите слова с Ь знаком, разделите их для переноса.)

Как переносятся слова с Ь знаком?

Что показывает Ь знак в слове пальцы, семья, конь?

Прискакал Волк- Волчище со своей загадкой.

Без окон, без дверей, полна горница людей. (ответы: огурец, яблоко, груша, гранат, баклажан, ответы обобщаются. Почему вы так думаете, что эти слова подходят к отгадке? Докажите).

- Мы продолжаем раздел, который называется: (ответ учащихся) - “Устное народное творчество”.

Что входит в этот раздел? (ответы).

Какие сказки прочли в этом разделе?

Какая из сказок больше всего понравилась?

Что особенно понравилось?

Чему учат сказки?

Отгадайте загадку:

Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (мороз).

Словарная работа.- (повтор словарных слов - устно).

Какие еще словарные слова вы знаете?

Сообщается тема урока и цель.

Словарная работа: В этой сказке вам встречается такие непонятные слова и выражения: живо, авось, шапка худая, кряхтит, ежится, кутается, пробрал, насквозь, купец.

К разбору ряда слов привлекаются учащиеся - выяснив смысл слов и выражений, учитель читает сказку.

На что обратили внимание?

Что чувствовали?

Понравилась ли вам сказка?

Что особенно понравилось, запомнилось?

Выборочное чтение.

Кто гулял по лесу?

Как звали Морозов?

За кем побежал Мороз Красный нос?

А Мороз Синий Нос? Отработка выразительного чтения.

Чтение цепочкой.

Что нового узнали о Морозе?

Краткий пересказ.

О чем рассказал Мороз Синий Нос ?

А Мороз Синий Нос?

- В данном отрывке (указывает учитель) выберите слова, которые нельзя перенести. Почему? Докажите.

Выберите несколько слов, которые можно перенести. Почему? Докажите.

Как переносятся слова?

А слова с разделительным Ь знаком?

Слова с Ь знаком?

Слова с буквой И ?

Чему учит сказка?

Прочтите пословицу, читают: “Худо тому, кто добра не делает никому”.

К какой части сказки можно отнести эту пословицу?

Что мы брали в путешествие? (доброту, вежливость и т.д.).

Пригодились ли они вам в пути?

Представьте себя на минутку “Морозам”.

Как бы вы поступили с купцом? А с дровосеком? Почему?

А как бы вы хотели чтобы поступили с вами эти Морозы?

Какими качествами должен обладать человек?

А какие качества в вас уже есть?

А вот и Медведь идет. Обычно что делает зимой Медведь?

Но это же сказка. Вот он и проснулся. Разделите это слово для переноса.

Как переносятся слова?

Сем закончилась сказка “Теремок”?

А как вы думаете Медведь сейчас может раздавить Теремок? (нет) Почему?

Читается пословица: “Худо тому, кто добра не делает никому”. Обобщение ответов учащимися учителем.