Интегрированный урок по окружающему миру и трудовому обучению "Мастера-переплетчики". 4-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный.

Тема урока: Мастера-переплетчики.

Цели урока:

1. Обучающие: раскрыть причину и значение начала книгопечатания, проникнуть в тайны переплетной работы.

2. Развивающие: умение высказывать свои мысли, культуру речи, внимание, творческие способности, аккуратность.

3.Воспитывающие: эстетический вкус, бережное отношение к книге, умение трудиться в группах.

Оборудование:

  • Мультимедийная система.
  • Выставка книг.
  • Материал и инструменты для практической деятельности.
  • Памятка для учащихся.
  • Цветные магниты.
  • Магнитофон.
  • Дневник.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Актуализация знаний:
    1. рукописные книги,
    2. изобретение книгопечатания,
    3. первый книгопечатник на Руси.
  4. Физкультминутка.
  5. Изучение нового материала.
    1. алгоритм волнения работы по созданию книги;
    2. выполнения задания по алгоритму.
  6. 6. Закрепление материала:
    1. презентация работ.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Эпиграф: “Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии утешают, дома радуют, вне дома не мешают”.

Цицерон.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, подровнялись, посмотрите внимательно, все ли аккуратно лежит у вас на столах? Улыбнитесь, не волнуйтесь. Вы у меня замечательные, у нас с вами все получиться. Садитесь, пожалуйста.

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Тема нашего урока “Мастера-переплетчики”. Сегодня мы вспомним, что собой представляла рукописная книга, когда и где впервые появилась первая печатная книга, и кто на Руси был первопечатником. А также на уроке вы самостоятельно попробуете силы в овладении профессией переплетчика. И наконец мы все вместе ответим на проблемный вопрос, “Какое значение имеет книгопечатание?”.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой материал использовали для создания первых рукописей?”.

Ответы детей:

Дети, рассказывая о папирусе, упоминают о свитках, вспоминают и о писчем материале из кожи – пергаменте (на экране показ слайдов).

Учитель: Пергаментных и папирусных книг не хватало, и пока писали на этих материалах, о массовом производстве книг не могло быть и речи. Рукописная книга стоила очень дорого, за нее отдавали цену, равную стоимости крестьянского двора.

А кто из вас, ребята, скажет, когда появилась славянская азбука и какое название она получила?

Ответы детей:

Дети говорят о славянской азбуке из 38 букв и ее создателях Кирилле и Мифодии.

Учитель: Рукописная книга не могла удовлетворить читательский спрос, поэтому необходимо было коренным образом изменить способ производства книг. Это было книгопечатание.

Ученик делает сообщение об изобретателе книгопечатания Иоганне Гутенберге:

Иоган Гутенберг родился где-то в самом конце XIV века в немецком городе Майнце. Происходил из среды богатых горожан. Его отец был контролер монетного двора. Сам Иоганн занимался ювелирным делом. Все свое состояние он вложил в изобретение – печатный станок с разборным шрифтом. В 1445 году вышел первый печатный лист из-под этого станка, а через несколько лет Гутенберг перелистывал страницы первой печатной книги “Сивиллина книга”.

Учитель: Кто же одним из первых в России выпустил книгу на русском языке?

Ответы детей:

Это был Иван Федоров, первый русский печатник.

Учитель: Иван Федоров долгое время жил в Москве. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. От немцев он узнал о печатных станках и буквах - литерах. И загорелся желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успеха! В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве Печатный двор, где впервые в России вышла первая печатная книга “Апостол”, которая по праву считается шедевром типографского искусства.

(рассказ сопровождается показом слайдов).

4.Физкультурная минутка.

5. Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы с вами в нашей творческой мастерской. Мы вспомнили историю книгопечатания, поняли, что это очень нелегкий труд. Труд, который требует больших знаний, умений, главное - терпения. Давайте же и мы приложим свои старания, чтобы у нас получилась книга. Сегодня мы попробуем силы в переплетной работе. Предлагаю проследить, через руки скольких человек проходит рукопись, чтобы найти своего читателя. (Учитель берет книгу с выставки) Я открываю последнюю страницу книги, здесь мы видим фамилии людей, принимавших участие в ее создании. Кто может сказать “Какими профессиями должны овладеть создатели книг?”.

Ответы детей (сопровождаются появлением комментарий на экране):

Редактор - читает и обсуждает с автором как сделать книгу лучше, какие места переделать.

Художник – готовит к книге рисунки для более полного представления героев и событий книги.

Художественный редактор – выбирает лучшие рисунки.

Корректор – заботится о том, чтобы книга, была без ошибок.

Переплетчик – занимается переплетом напечатанных листов книги.

Учитель: Давайте послушаем отрывки из рассказа С.Я. Маршака “Как печатали вашу книгу”.

Дети читают отрывки.

Учитель: Девиз нашей сегодняшней деятельности, “Каков мастер такова и работа”.

  • Как вы понимаете эту пословицу?
  • Почему так говорят?
  • А вы хотите стать хорошими мастерами?

Хороший мастер знает, в какой последовательности верстаются страницы. Вспомним и мы:

  • как называется двойной лист между сторонами переплета и блоком книги (учитель показывает разворот книги) (форзац).
  • а первая страница, на которой помещаются все данные издания? (титульный лист).
  • кроме этого есть еще одна страничка, без которой мы не можем обойтись. Она помогает быстро найти нужную информацию в книге. О какой странице идет речь? (страница на которой печатается содержание)

Пора приступать к работе. Мне осталось напомнить вам, что необходимо сделать, чтобы создать нашу книгу (на экране появляются изображения этапов переплетной работы).

  • Сделаем переплетную крышку из картона и ткани.
  • Вырежем обложку и обклеим ею переплетную крышку
  • Подготовим двойной лист – форзац.
  • Приготовим блок, прошив страницы иголкой с ниткой.
  • Вклеим блок в переплетную крышку, проклеив корешок книги марлей.

Открою вам секрет, чтобы книга была прочной ее необходимо положить под пресс на 10-12 часов.

Работу будем выполнять в группах. В каждой группе будет свой “мастер переплетчик”, готовый придти на помощь в трудную минуту. Напоминаю вам, ребята, о безопасном обращении с ножницами и иголкой. Помните, чтобы работу выполнить качественно, вы должны быть внимательными и помогать друг другу. Приступаем к работе, удачи!

(Дети работают, звучит спокойная музыка).

Учитель: Работа наша закончена, теперь вы обладатели чудо-книги, единственной в мире, тиражом 1 экземпляр.

6. Закрепление изученного.

Учитель: Ребята, поделитесь, о чем же книги, над созданием которых вы так хорошо потрудились. Предлагаю провести презентацию ваших изданий. Презентация – публичное представление работ. Посоветуйтесь, кто расскажет о содержании вашей книги.

(От каждой группы ученик рассказывает, что в книги вошли рассказы детей о профессиях их родителей, о том кем хотят стать сами ребята, и конечно о бережном отношении к книге).

Учитель: Спасибо за интересное представление ваших книг. Молодцы! Вы правильно сказали, что книгу надо беречь, Ведь книга – источник знаний. Посмотрите на доску, прочтите эпиграф, который я взяла к нашему уроку.

(Дети читают эпиграф и объясняют, как они его понимают).

Я приготовила для вас памятки о нашем уроке, в ней вы найдете правила правильного обращения с книгой, которые вам уже знакомы.

(Учитель раздает памятку, знакомит с ее содержанием. Памятка в приложении).

7. Итог работы.

Учитель: В начале урока был поставлен проблемный вопрос: Какое значение имеет книгопечатание? Кто смог из вас для себя решить эту проблему?

Ответы детей.

Учитель: “Каков мастер, такова и работа”. С этой пословицы началось творчество в нашей переплетной мастерской. Своим трудом вы постарались доказать, что вы хорошие мастера. Я предлагаю оценить свою работу вам самим. Пусть мастер-переплетчик каждой группы, после недолгого обсуждения в группе, возьмет столько фишек-магнитов, на какую оценку выполнена ваша работа и прикрепит к своей книге (схема на доске, ученик от группы прикрепляет магниты).

7. Домашнее задание.

Вспомнить десять любимых вами книг.

Рассказать своим родным о том, какой путь проходит книга, чтобы найти своего читателя.

Поделиться с родными впечатлением о сегодняшнем уроке.

Учитель: Закончить урок я хочу словами Томаса Карлейля “Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы”. Так пусть же вы всегда будете счастливыми людьми. Спасибо за урок.

Приложение