Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: интегрированный.
Тема урока: Мастера-переплетчики.
Цели урока:
1. Обучающие: раскрыть причину и значение начала книгопечатания, проникнуть в тайны переплетной работы.
2. Развивающие: умение высказывать свои мысли, культуру речи, внимание, творческие способности, аккуратность.
3.Воспитывающие: эстетический вкус, бережное отношение к книге, умение трудиться в группах.
Оборудование:
- Мультимедийная система.
- Выставка книг.
- Материал и инструменты для практической деятельности.
- Памятка для учащихся.
- Цветные магниты.
- Магнитофон.
- Дневник.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний:
- рукописные книги,
- изобретение книгопечатания,
- первый книгопечатник на Руси.
- Физкультминутка.
- Изучение нового материала.
- алгоритм волнения работы по созданию книги;
- выполнения задания по алгоритму.
- 6. Закрепление материала:
- презентация работ.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф: “Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии утешают, дома радуют, вне дома не мешают”.
Цицерон.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Ребята, подровнялись, посмотрите внимательно, все ли аккуратно лежит у вас на столах? Улыбнитесь, не волнуйтесь. Вы у меня замечательные, у нас с вами все получиться. Садитесь, пожалуйста.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Тема нашего урока “Мастера-переплетчики”. Сегодня мы вспомним, что собой представляла рукописная книга, когда и где впервые появилась первая печатная книга, и кто на Руси был первопечатником. А также на уроке вы самостоятельно попробуете силы в овладении профессией переплетчика. И наконец мы все вместе ответим на проблемный вопрос, “Какое значение имеет книгопечатание?”.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой материал использовали для создания первых рукописей?”.
Ответы детей:
Дети, рассказывая о папирусе, упоминают о свитках, вспоминают и о писчем материале из кожи – пергаменте (на экране показ слайдов).
Учитель: Пергаментных и папирусных книг не хватало, и пока писали на этих материалах, о массовом производстве книг не могло быть и речи. Рукописная книга стоила очень дорого, за нее отдавали цену, равную стоимости крестьянского двора.
А кто из вас, ребята, скажет, когда появилась славянская азбука и какое название она получила?
Ответы детей:
Дети говорят о славянской азбуке из 38 букв и ее создателях Кирилле и Мифодии.
Учитель: Рукописная книга не могла удовлетворить читательский спрос, поэтому необходимо было коренным образом изменить способ производства книг. Это было книгопечатание.
Ученик делает сообщение об изобретателе книгопечатания Иоганне Гутенберге:
Иоган Гутенберг родился где-то в самом конце XIV века в немецком городе Майнце. Происходил из среды богатых горожан. Его отец был контролер монетного двора. Сам Иоганн занимался ювелирным делом. Все свое состояние он вложил в изобретение – печатный станок с разборным шрифтом. В 1445 году вышел первый печатный лист из-под этого станка, а через несколько лет Гутенберг перелистывал страницы первой печатной книги “Сивиллина книга”.
Учитель: Кто же одним из первых в России выпустил книгу на русском языке?
Ответы детей:
Это был Иван Федоров, первый русский печатник.
Учитель: Иван Федоров долгое время жил в Москве. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. От немцев он узнал о печатных станках и буквах - литерах. И загорелся желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успеха! В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве Печатный двор, где впервые в России вышла первая печатная книга “Апостол”, которая по праву считается шедевром типографского искусства.
(рассказ сопровождается показом слайдов).
4.Физкультурная минутка.
5. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, мы с вами в нашей творческой мастерской. Мы вспомнили историю книгопечатания, поняли, что это очень нелегкий труд. Труд, который требует больших знаний, умений, главное - терпения. Давайте же и мы приложим свои старания, чтобы у нас получилась книга. Сегодня мы попробуем силы в переплетной работе. Предлагаю проследить, через руки скольких человек проходит рукопись, чтобы найти своего читателя. (Учитель берет книгу с выставки) Я открываю последнюю страницу книги, здесь мы видим фамилии людей, принимавших участие в ее создании. Кто может сказать “Какими профессиями должны овладеть создатели книг?”.
Ответы детей (сопровождаются появлением комментарий на экране):
Редактор - читает и обсуждает с автором как сделать книгу лучше, какие места переделать.
Художник – готовит к книге рисунки для более полного представления героев и событий книги.
Художественный редактор – выбирает лучшие рисунки.
Корректор – заботится о том, чтобы книга, была без ошибок.
Переплетчик – занимается переплетом напечатанных листов книги.
Учитель: Давайте послушаем отрывки из рассказа С.Я. Маршака “Как печатали вашу книгу”.
Дети читают отрывки.
Учитель: Девиз нашей сегодняшней деятельности, “Каков мастер такова и работа”.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Почему так говорят?
- А вы хотите стать хорошими мастерами?
Хороший мастер знает, в какой последовательности верстаются страницы. Вспомним и мы:
- как называется двойной лист между сторонами переплета и блоком книги (учитель показывает разворот книги) (форзац).
- а первая страница, на которой помещаются все данные издания? (титульный лист).
- кроме этого есть еще одна страничка, без которой мы не можем обойтись. Она помогает быстро найти нужную информацию в книге. О какой странице идет речь? (страница на которой печатается содержание)
Пора приступать к работе. Мне осталось напомнить вам, что необходимо сделать, чтобы создать нашу книгу (на экране появляются изображения этапов переплетной работы).
- Сделаем переплетную крышку из картона и ткани.
- Вырежем обложку и обклеим ею переплетную крышку
- Подготовим двойной лист – форзац.
- Приготовим блок, прошив страницы иголкой с ниткой.
- Вклеим блок в переплетную крышку, проклеив корешок книги марлей.
Открою вам секрет, чтобы книга была прочной ее необходимо положить под пресс на 10-12 часов.
Работу будем выполнять в группах. В каждой группе будет свой “мастер переплетчик”, готовый придти на помощь в трудную минуту. Напоминаю вам, ребята, о безопасном обращении с ножницами и иголкой. Помните, чтобы работу выполнить качественно, вы должны быть внимательными и помогать друг другу. Приступаем к работе, удачи!
(Дети работают, звучит спокойная музыка).
Учитель: Работа наша закончена, теперь вы обладатели чудо-книги, единственной в мире, тиражом 1 экземпляр.
6. Закрепление изученного.
Учитель: Ребята, поделитесь, о чем же книги, над созданием которых вы так хорошо потрудились. Предлагаю провести презентацию ваших изданий. Презентация – публичное представление работ. Посоветуйтесь, кто расскажет о содержании вашей книги.
(От каждой группы ученик рассказывает, что в книги вошли рассказы детей о профессиях их родителей, о том кем хотят стать сами ребята, и конечно о бережном отношении к книге).
Учитель: Спасибо за интересное представление ваших книг. Молодцы! Вы правильно сказали, что книгу надо беречь, Ведь книга – источник знаний. Посмотрите на доску, прочтите эпиграф, который я взяла к нашему уроку.
(Дети читают эпиграф и объясняют, как они его понимают).
Я приготовила для вас памятки о нашем уроке, в ней вы найдете правила правильного обращения с книгой, которые вам уже знакомы.
(Учитель раздает памятку, знакомит с ее содержанием. Памятка в приложении).
7. Итог работы.
Учитель: В начале урока был поставлен проблемный вопрос: Какое значение имеет книгопечатание? Кто смог из вас для себя решить эту проблему?
Ответы детей.
Учитель: “Каков мастер, такова и работа”. С этой пословицы началось творчество в нашей переплетной мастерской. Своим трудом вы постарались доказать, что вы хорошие мастера. Я предлагаю оценить свою работу вам самим. Пусть мастер-переплетчик каждой группы, после недолгого обсуждения в группе, возьмет столько фишек-магнитов, на какую оценку выполнена ваша работа и прикрепит к своей книге (схема на доске, ученик от группы прикрепляет магниты).
7. Домашнее задание.
Вспомнить десять любимых вами книг.
Рассказать своим родным о том, какой путь проходит книга, чтобы найти своего читателя.
Поделиться с родными впечатлением о сегодняшнем уроке.
Учитель: Закончить урок я хочу словами Томаса Карлейля “Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы”. Так пусть же вы всегда будете счастливыми людьми. Спасибо за урок.