Урок информатики в 10-м классе по теме "Построение графиков функций и графическое решение уравнений с использованием электронных таблиц"

Разделы: Информатика


Цели:

Образовательные:

  • повторить работу с объектами в табличном редакторе;
  • продолжить формирование умения строить графики функций и находить корни уравнения графическим способом с помощью электронных таблиц.

Развивающие:

  • развивать у школьников теоретическое и логическое мышление;
  • формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений;
  • формировать умения работать в группе и индивидуально;
  • научить учащихся применять современное программное обеспечение в решении математических задач.

Воспитательные:

  • воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом;
  • развитие творческой активности учащихся.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор;
  • файлы среды Excel;
  • карточки с заданиями для компьютерного практикума;
  • магнитная доска и магниты.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка задачи

(учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека)

- Вы уже знаете, как ввести в ячейку электронной таблицы число, текст, как внести в него изменения. На предыдущем уроке мы учились составлять формулы и использовали их для выполнения необходимых расчётов.

Сегодня ваша задача: показать умения оперировать объектами табличного редактора Excel в процессе нахождения корней уравнения.

II. Актуализация опорных знаний

По ходу ответов учащихся на магнитной доске учитель выстраивает схему запуска приложения.

- Работа с любой программой начинается с её запуска.

1) - Какие способы запуска Excel вы знаете?

Ответ:

1. через пиктограмму на рабочем столе;

2. через кнопку Пуск.

- Опишите каждый из способов.

Ответ:

1. выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши на пиктограмме Excel;

2. щёлкнуть по кнопке “Пуск” —> выделить строку “Программы” —> щёлкнуть по строке Microsoft Office Excel.

- Итак, программа запустилась. Что мы увидим на экране монитора?

Ответ: пустую таблицу.

2) - Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с изображением окна табличного редактора (Приложение 1)

- В течение трёх минут каждой группе необходимо записать объекты данного окна.

Ответ:

строка заголовка, ячейки,
кнопки управления окном, столбцы,
строка меню, строки,
панель инструментов, рабочий лист,
поле Имя, вертикальная полоса прокрутки,
строка формул, горизонтальная полоса прокрутки.

Проверка:

- Как вы справились с заданием, проверим следующим образом. Каждая группа по очереди будет называть записанный объект, а остальные – вычёркивают его из списка, если он там имеется. Если нет, то дописывают его к уже имеющимся объектам.

Учащиеся перечисляют объекты примерно 14 объектов

Каждая группа оценивает свою работу по следующим критериям:

Кол-во перечисленных объектов 13 и более объектов 11-12 объектов 9-10 объектов менее 10 объектов
Баллы 5 4 3 0

3) – А сейчас обратите внимание на экран (учитель открывает окно приложения Excel )

Перед вами всё то же окно процессора Excel.

- Какой объект я выделила?

  • Меню Правка,
  • Столбец,
  • Строка,
  • Ячейка.

- Назовите адрес этой ячейки.

- Как вы его определили?

Ответ: посмотрели в поле “Имя”.

- Какие типы данных можно внести в ячейку электронной таблицы?

Ответ: текст, число, формула.

- О чём нужно помнить при вводе в таблицу формулы?

Ответ: запись формулы начинается со знака “равно”.

- Ребята, сейчас вам предстоит выполнить практическую работу, в которой необходимо найти корни уравнения с помощью графиков функций.

Давайте вспомним алгоритм выполнения такого задания.

(один из учащихся записывает на доске алгоритм решения уравнения графически, известный из курса математики)

В качестве примера возьмём уравнение х2 = х + 3.

1) ввести функции у1 = х2 и у2 = х + 3;

2) построить графики эти функций;

3) определить абсциссу их точки пересечения.

Итак, мы повторили объекты окна процессора Excel, записали алгоритм решения уравнения графическим способом. Сейчас вам нужно будет грамотно применить свои умения и знания при выполнении практического задания.

- Пройдите за компьютеры.

III. Компьютерный практикум

На компьютерных столах лежат заранее заготовленные учителем карточки с заданиями (Приложение 2)

- Вам необходимо:

1) с помощью графиков функций найти корни уравнения;

2) перечислить объекты, с которыми работали в процессе выполнения задания.

Проверка: /учащиеся, сидя за компьютерами, дают ответы на поставленные в задании вопросы/

Вопросы:

- Какие корни уравнения вы нашли?

Ответ: 1-вариант х = 1,25;

2-вариант х = -0,125.

- У кого-то есть другие варианты ответа?

- Назовите объекты, с которыми вы работали?

  • Ячейка,
  • Строка формул,
  • Диапазон ячеек,
  • Меню “Вставка”,
  • “Мастер диаграмм”,
  • Легенда,
  • Название диаграммы, …

- Поднимите руку, кто решил дополнительное задание. Давайте сравним результат вашей работы с правильным решением (Приложение 3)

/через проектор учитель показывает решение дополнительного задания, один ученик поясняет этапы его выполнения/

  1. Уравнение (3х-2)2-(3х-2)3=0 приведём к виду (3х-2)2=(3х-2)3.
  2. Введём функции у1=(3х-2)2 и у2=(3х-2)3. Решим исходное уравнение через построение графиков этих функций.
  3. Составили таблицу значений аргумента от -10 до 10. <Слайд2>
  4. В ячейку электронной таблицы ввели формулу нахождения значений функции у1. <Слайд3>
  5. Вычислили значения функции у1 для соответствующих значений аргумента. <Слайд4>
  6. В ячейку электронной таблицы ввели формулу нахождения значений функции у2. <Слайд5>
  7. Вычислили значения функции у2 для соответствующих значений аргумента. <Слайд6>
  8. С помощью “Мастера диаграмм” построили графики функций у1 и у2. <Слайды 6-9>
  9. Определили абсциссу точки пересечения графиков функций. Ответ: х=1.

IV. Итог урока

Подводя итог нашей сегодняшней работе, хочется отметить, что практически каждый из вас успешно выполнил поставленную в начале урока задачу. Вы показали, что умеете оперировать объектами табличного редактора, а это означает, что без особых затруднений сможете работать с любым другим приложением ОС Windows.

V. Домашнее задание

§ 10.3 п.10.3.1. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии” 10-11 класс.

Практическое задание: решить графически систему уравнений