Цели:
Образовательные:
- повторить работу с объектами в табличном редакторе;
- продолжить формирование умения строить графики функций и находить корни уравнения графическим способом с помощью электронных таблиц.
Развивающие:
- развивать у школьников теоретическое и логическое мышление;
- формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений;
- формировать умения работать в группе и индивидуально;
- научить учащихся применять современное программное обеспечение в решении математических задач.
Воспитательные:
- воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом;
- развитие творческой активности учащихся.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- файлы среды Excel;
- карточки с заданиями для компьютерного практикума;
- магнитная доска и магниты.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка задачи
(учащиеся заранее делятся на группы по 4 человека)
- Вы уже знаете, как ввести в ячейку электронной таблицы число, текст, как внести в него изменения. На предыдущем уроке мы учились составлять формулы и использовали их для выполнения необходимых расчётов.
Сегодня ваша задача: показать умения оперировать объектами табличного редактора Excel в процессе нахождения корней уравнения.
II. Актуализация опорных знаний
По ходу ответов учащихся на магнитной доске учитель выстраивает схему запуска приложения.
- Работа с любой программой начинается с её запуска.
1) - Какие способы запуска Excel вы знаете?
Ответ:
1. через пиктограмму на рабочем столе;
2. через кнопку Пуск.
- Опишите каждый из способов.
Ответ:
1. выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши на пиктограмме Excel;
2. щёлкнуть по кнопке “Пуск” —> выделить строку “Программы” —> щёлкнуть по строке Microsoft Office Excel.
- Итак, программа запустилась. Что мы увидим на экране монитора?
Ответ: пустую таблицу.
2) - Обратите внимание, у вас на столах лежат листочки с изображением окна табличного редактора (Приложение 1)
- В течение трёх минут каждой группе необходимо записать объекты данного окна.
Ответ:
строка заголовка, ячейки, кнопки управления окном, столбцы, строка меню, строки, панель инструментов, рабочий лист, поле Имя, вертикальная полоса прокрутки, строка формул, горизонтальная полоса прокрутки.
Проверка:
- Как вы справились с заданием, проверим следующим образом. Каждая группа по очереди будет называть записанный объект, а остальные – вычёркивают его из списка, если он там имеется. Если нет, то дописывают его к уже имеющимся объектам.
Учащиеся перечисляют объекты примерно 14 объектов
Каждая группа оценивает свою работу по следующим критериям:
Кол-во перечисленных объектов | 13 и более объектов | 11-12 объектов | 9-10 объектов | менее 10 объектов |
Баллы | 5 | 4 | 3 | 0 |
3) – А сейчас обратите внимание на экран (учитель открывает окно приложения Excel )
Перед вами всё то же окно процессора Excel.
- Какой объект я выделила?
- Меню Правка,
- Столбец,
- Строка,
- Ячейка.
- Назовите адрес этой ячейки.
- Как вы его определили?
Ответ: посмотрели в поле “Имя”.
- Какие типы данных можно внести в ячейку электронной таблицы?
Ответ: текст, число, формула.
- О чём нужно помнить при вводе в таблицу формулы?
Ответ: запись формулы начинается со знака “равно”.
- Ребята, сейчас вам предстоит выполнить практическую работу, в которой необходимо найти корни уравнения с помощью графиков функций.
Давайте вспомним алгоритм выполнения такого задания.
(один из учащихся записывает на доске алгоритм решения уравнения графически, известный из курса математики)
В качестве примера возьмём уравнение х2 = х + 3.
1) ввести функции у1 = х2 и у2 = х + 3;
2) построить графики эти функций;
3) определить абсциссу их точки пересечения.
Итак, мы повторили объекты окна процессора Excel, записали алгоритм решения уравнения графическим способом. Сейчас вам нужно будет грамотно применить свои умения и знания при выполнении практического задания.
- Пройдите за компьютеры.
III. Компьютерный практикум
На компьютерных столах лежат заранее заготовленные учителем карточки с заданиями (Приложение 2)
- Вам необходимо:
1) с помощью графиков функций найти корни уравнения;
2) перечислить объекты, с которыми работали в процессе выполнения задания.
Проверка: /учащиеся, сидя за компьютерами, дают ответы на поставленные в задании вопросы/
Вопросы:
- Какие корни уравнения вы нашли?
Ответ: 1-вариант х = 1,25;
2-вариант х = -0,125.
- У кого-то есть другие варианты ответа?
- Назовите объекты, с которыми вы работали?
- Ячейка,
- Строка формул,
- Диапазон ячеек,
- Меню “Вставка”,
- “Мастер диаграмм”,
- Легенда,
- Название диаграммы, …
- Поднимите руку, кто решил дополнительное задание. Давайте сравним результат вашей работы с правильным решением (Приложение 3)
/через проектор учитель показывает решение дополнительного задания, один ученик поясняет этапы его выполнения/
- Уравнение (3х-2)2-(3х-2)3=0 приведём к виду (3х-2)2=(3х-2)3.
- Введём функции у1=(3х-2)2 и у2=(3х-2)3. Решим исходное уравнение через построение графиков этих функций.
- Составили таблицу значений аргумента от -10 до 10. <Слайд2>
- В ячейку электронной таблицы ввели формулу нахождения значений функции у1. <Слайд3>
- Вычислили значения функции у1 для соответствующих значений аргумента. <Слайд4>
- В ячейку электронной таблицы ввели формулу нахождения значений функции у2. <Слайд5>
- Вычислили значения функции у2 для соответствующих значений аргумента. <Слайд6>
- С помощью “Мастера диаграмм” построили графики функций у1 и у2. <Слайды 6-9>
- Определили абсциссу точки пересечения графиков функций. Ответ: х=1.
IV. Итог урока
Подводя итог нашей сегодняшней работе, хочется отметить, что практически каждый из вас успешно выполнил поставленную в начале урока задачу. Вы показали, что умеете оперировать объектами табличного редактора, а это означает, что без особых затруднений сможете работать с любым другим приложением ОС Windows.
V. Домашнее задание
§ 10.3 п.10.3.1. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии” 10-11 класс.
Практическое задание: решить графически систему уравнений