Цели и задачи урока.
- сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы;
- продолжить формирование умения соотносить вербальную информацию со схематическим рисунком, анализировать учебный текст и составлять к нему план ответа; воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к своим органам чувств, прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.
Оборудование. Учебник: О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. 3 класс; картинки с изображением органов чувств; механическая линейка; продукты для опыта; карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
2. Повторение пройденного материала.
Учитель. Сначала вспомним материал предыдущих уроков, а помогут нам в этом загадки:
Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают.
Дети. Легкие
У. К какой системе организма относятся легкие?
Д. К системе органов дыхания.
У. Легкие – это главный орган дыхания. Какие еще органы составляют систему дыхания?
Д. Носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
У.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Д. Сердце.
У. К какой системе организма относится сердце?
Д. К кровеносной системе.
У. Какие органы составляют кровеносную систему?
Д. Сердце и кровеносные сосуды.
У.
По реке бежит вода,
Очень красная она,
По ней кораблики плывут,
Кислород, пищу нам везут,
От микробов защищают,
И как могут помогают.
Д. Кровь.
У. Что входит в состав крови?
Д. Плазма – жидкость крови, которая несет питательные вещества; в крови есть белые кровяные тельца – лейкоциты и красные кровяные тельца – эритроциты.
У. Итак, мы с вами начали изучение раздела “Человек и его здоровье. Организм человека” Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать строение своего организма.
3. Работа над новым материалом.
У. Сегодня мы с вами продолжим изучение организма человека. А оценки у нас сегодня будут в виде сердечек, которые мы подсчитаем в конце урока.
У. Скажите, с помощью чего человек получает информацию об окружающем мире?
Д. С помощью органов чувств.
У. Правильно, роль информаторов выполняют наши органы чувств. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о них, об их гигиене и узнаем много нового.
У. У человека есть 5 основных чувств. Назовите их.
Д. Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
У. Орган зрения – это глаза, орган слуха - уши, орган обоняния – нос, орган вкуса – вкусовые рецепторы, расположенные на языке,
А осязание осуществляется при помощи кожи.
а) Орган зрения.
У. Как вы думаете, какой орган чувств дает нам наибольшую информацию об окружающем нас мире? Загадка вам поможет дать правильный ответ:
Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.
Д. Глаза.
У. Правильно, орган зрения. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Д. Прекрасные, ясные, чистые, веселые.
Показ строения органа глаза
У. Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
Д. Цветовое колечко.
У. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужку покрывает тонкая оболочка, через которую проходит цветовой луч – это роговица. Она никогда не меняет ни позиции, ни формы. Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Глаз устроен из очень нежных тканей. Глаза хорошо защищены. Как?
Д. Веки, ресницы защищают их.
У. Что еще оберегает глаза? Загадка поможет вам:
Под мостом – мостищем
Под соболем – соболищем
Два соболька разыгрались.
Д. Брови и глаза
У. Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
Когда глаза устали, выполняйте следующие упражнения:
Гимнастика для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз.
Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца.
Медленно приближайте его к кончику носа, а затем отводите обратно.
Повторите 5 раз.
4. Посмотрите в окно 1 минуту.
Игра “Как беречь зрение”
Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, а что вредно:
- Читать лежа
- Смотреть на яркий свет
- Смотреть близко телевизор
- Оберегать глаза от ударов
- Промывать глаза по утрам
- Тереть глаза грязными руками
- Читать при хорошем освещении
- Читать в транспорте
- Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце
- Употреблять в пищу растительные продукты (морковь, лук, петрушку, помидоры)
б) Орган слуха.
У. Следующий по значимости орган чувств – это орган слуха, который тоже дает важную информацию о мире вокруг нас.
Игра “Опознай предмет по звуку”
1 человек с завязанными глазами опознает предмет по звуку.
Скрип двери, хлопок, пение птиц, и т. д.
У. Чтобы продемонстрировать механизм работы органа слуха, мы проделаем следующий опыт:
Опыт. Прижмите к столу механическую линейку, отогните край линейки и заставьте ее колебаться. Двигайте линейку, чтобы то большая, то меньшая ее часть находилась над столом. Прислушайтесь к высоте звуков, которые издает линейка.
Вывод. Звуки издают колеблющиеся тела. Передает колебания воздух и без него мы не смогли бы услышать друг друга.
Работа с текстом. Откройте учебник и рассмотрите рисунок на странице 46.
У. Колебания воздуха передаются барабанной перепонке, а затем слуховым косточкам.
Чтение текста на стр. 46-47 по одному предложению.
У. Как вы думаете, каким бы был мир без звуков?
У. Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?
Д. Не ковырять в ушах острыми предметами, избегать сильных и резких звуков, если возникнет боль, немедленно обращаться к врачу.
в) Органы вкуса и обоняния.
У. Кислый, горький, сладкий, соленый - эти четыре вкуса различает язык. Нос различает сотни запахов. Эти рецепторы отвечают за наши вкусовые ощущения.
Показ картинки (язык).
У. Бугорки, маленькие органы вкуса, находятся по краям языка. Их насчитывают около 3 тысяч. Каждая часть языка специализируется на каком- то одном вкусе. Но язык служит также для того, чтобы определить структуру, теплоту, прочность и сочность продуктов. Нос и язык связаны друг с другом, что позволяет нам чувствовать запах того, что мы едим. Запах продуктов легко проникает изо рта в нос. Рецепторы, расположенные в носовой полости, очень чувствительны к тысячам разных запахов. Именно они передают информацию о запахах в мозг.
Опыт. “Угощение для языка”.
У. Проведем опыт. Нам понадобится: нож, платок, морковка, яблоко, картошка, сыр.
1. Нарежем продукты кубиками одинакового размера.
2. Завяжем глаза 1 человеку и скажем ему, чтобы он зажал нос руками и дышал только ртом.
3. Теперь мы будем давать ему по кусочку каждого продукта и узнаем, сможет ли он определить, где какой продукт?
Вывод.
У.Чувствовал ли ты запах того, что ел?
Д. Да.
У.Значит, мы с вами показали на примере этого опыта, что нос и язык связаны друг с другом.
г) Орган осязания.
У. Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.
4. Работа по учебнику.
У. Рассмотрите рисунок на стр. 49.
У. Что использует мальчик для распознавания дыни и арбуза?
Д. Осязание и обоняние.
У. Размер, форму, гладкость мальчик сможет узнать, ощупывая плоды руками, а без помощи глаз он не сможет узнать о цвете плодов. Так же слепым людям помогают распознавать окружающие предметы их руки. А теперь мы попробуем распознать предметы с помощью осязания и обоняния.
1 ученик с закрытыми глазами распознает 2-3 предмета.
5. Работа в группах.
Каждой группе дается задание на карточках.
1. Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния?
2. Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?
3. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?
Через 1 минуту 1 представитель от команды отвечает на заданный вопрос.
Варианты ответов.
1. Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.
2. Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.
3. Музыканты, охотники, пограничники.
6. Итог и выставление оценок.
У. Подведем итог. С помощью каких органов человек получает информацию об окружающем нас мире?
Какие правила надо соблюдать, чтобы органы чувств остались здоровыми?
Кому понравился урок?
Кто считает, что он работал хорошо? Кто считает, что сегодня он был недостаточно активен?
А теперь поднимите свои сердечки. Кто получил сердечки, всем 5.
7. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 42 – 49.