Цели:
- Закрепить навыки табличного умножения и деления.
- Воспитывать аккуратность, работать над развитием внимания.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование: Пазлы с буквами, таблички с названием станций, картинки с изображением сказочных героев, плакат с пустой таблицей, плакат с математическими выражениями, магнитофон, кассета с песней “Голубой вагон”.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинается урок. Я рада вас видеть и готова с вами работать. - Встали все ровненько и тихонечко садимся.
- “О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой!”
- Математика - это мир чисел, с которыми мы сталкиваемся регулярно не только в школе, но и в повседневной жизни. Связь между числами мы наблюдаем, изучая таблицу умножения.
- Сегодня мы с вами начнём урок не как обычно.
- Поднимите руку, кто любит складывать пазлы. (Дети. Кто любит, поднимает руку).
- В начале урока я предлагаю вам сложить пазлы.
2. Сообщение темы урока.
На доске: Карточки с буквами вывешены вразброс.
У М Н О Ж Е Н И Е
- У нас должно получиться слово (дети по одному выходят к доске и складывают пазлы).
- Читаем хором, какое слово сложилось. Сегодня на уроке мы с вами будем повторять таблицу умножения.
- А повторять мы её будем, путешествуя по станциям на поезде.
- Представьте, что мы с вами находимся в вагоне поезда. Садитесь поудобнее. Наш поезд трогается: Чух-чух-чух… (движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).
3. Устный счет.
- Мы с вами прибываем на станцию ВНИМАЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).
- На этой станции нам надо выполнить задание, но быть очень внимательными и не попасть в ловушку.
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
- Произнесите хором числа, записанные на доске.
- Нужно обвести в кружок числа, которые делятся на 2 (один ученик у доски).
- Произнесите только эти числа (дети называют обведенные в кружок числа).
- Как называются эти числа? (Дети отвечают: Четные).
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Продолжаем наше путешествие и отправляемся дальше в путь: Чух-чух-чух…(движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).
4. Упражнение на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
- Мы с вами прибываем на станцию РИСОВАЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).
- На этой станции мы будем рисовать. Приготовьте две пасты – зелёную и чёрную.
Задание выполняется в тетради.
- Нарисуйте 8 кружков зелёного цвета, ниже в 2 раза меньше чёрного цвета;
- Нарисуйте 3 квадрата зелёного цвета, ниже в 2 раза больше чёрного цвета;
- Что означает в два раза больше или в два раза меньше? (Дети отвечают, что в два раза больше значит нужно умножить на 2, а в два раза меньше - значит разделить на 2).
- Давайте проверим, сколько кружков черного цвета вы нарисовали в первом случае. Объясните свой ответ. (Дети: Мы нарисовали 4 кружка, потому что 8:2=4).
- А сколько квадратов черного цвета вы нарисовали во втором случае? Объясните свой ответ. (Дети: Мы нарисовали 6 квадратов, потому что 3*2=6).
- Замечательно! Задание выполнено, верно.
- А мы продолжаем путешествовать, и отправляемся дальше в путь: Чух-чух-чух…(движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).
5. Самостоятельная работа.
- Вижу название следующей станции РЕШАЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).
- На этой станции живёт сказочный герой. Попробуйте отгадать кто он такой, отгадав загадку:
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
- Дети: лук.
- Нас встречает необычный лук, а герой литературного произведения (на доску вывешивается картинка с изображением Чипполино) (рис.1). Кто он? (Дети:Чипполино).
Задание на доске: запишите выражения в тетрадь и решите их.
3 * 5 = Х 21 : 3 = Д 6 * 3 = Н |
27 : 3 = О 8 * 3 = И 12 : 3 = Т |
9 : 3 = О |
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Один у доски).
- А сейчас запишите маркером ответы в таблицу в порядке возрастания. Перенесите соответствующие буквы. (На доску вывешивается пустая таблица). (рис.2)
- Читаем хором слово, которое получилось. (Получилось слово - отдохни).
- Мы с Чипполино за вас рады. Вы правильно сосчитали и составили слово. А теперь давайте немножко отдохнём.
6. Физминутка.
- Загудел паровоз и вагончики повёз.
Паровоз кричит: “Дуду, я иду, иду, иду”
Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.
7. Деформированное упражнение.
- Мы прибыли на следующую станцию под названием ВПИСАЛИЯ (Вывешивается на доску карточка с названием станции).
- На этой станции нас приветствует Незнайка.
На доске: рисунок с изображением Незнайки (рис.3) и выражения с окнами.
- Почему этого героя так прозвали? (Дети: потому что он многого не знает и делает ошибки).
- Правильно. Наш герой попал опять в трудную ситуацию. Незнайка не знает, какие числа ему вписать в пустые окна. Мы же не можем оставить его в беде. Давайте ему поможем.
- Запишите эти выражения в тетрадь, а вместо пропусков впишите нужное число.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его. (Идёт взаимопроверка в паре).
- Давайте впишем недостающие числа на доске. (Один у доски на оценку)
- Мы выручили Незнайку и помогли ему справиться с заданием. Он вас за это благодарит. А вы садитесь поудобнее ведь наше путешествие ещё не закончилось.
- Отправляемся дальше в путь: Чух-чух-чух…(движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).
8. Коллективная работа.
- На нашем пути ещё одна станция – ПРОВЕРЯЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).
- И вас ожидает ещё один сказочный герой, а кто он такой вы легко догадаетесь:
У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это?...
- Дети: Буратино.
- На этой станции вам предлагается найти ошибки, которые допустил Буратино, решая примеры.
На доске: рисунок с изображением Буратино (рис.4) и плакат с математическими выражениями (ученики выходят по одному и исправляют ошибки маркером).
45 : 5 = 6 5 * 3 = 15 30 : 6 = 4 |
5 * 5 = 20 10 : 5 = 2 5 * 7 = 28 |
40 : 8 = 4 4 * 5 = 21 |
- Какой Буратино не внимательный. Сколько же он допустил ошибок! Я очень рада, что вы легко справились с этим заданием.
9. Итог урока.
- Вот наше путешествие и закончилось.
- Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие?
- А на какой станции вы хотели бы ещё побывать? (Дети высказывают свои мнения).
- Чем мы занимались сегодня на уроке? (Дети: Повторяли таблицу умножения).
10. Домашнее задание.
3 3 3 = 0 , 3 , 6 , 30 , 36 .
- Между тремя тройками необходимо расставить математические знаки ( + , - , : , * )так, чтобы получились выражения с разными значениями этих выражений.
Ответы:
3 - 3 * 3 = 0 3 + 3 – 3 = 3 33 + 3 = 36 3 * 3 – 3 = 6 33 – 3 = 30