Урок-путешествие по математике в 3-м классе "Закрепление табличных случаев умножения и деления"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить навыки табличного умножения и деления.
  2. Воспитывать аккуратность, работать над развитием внимания.
  3. Развивать логическое мышление.

Оборудование: Пазлы с буквами, таблички с названием станций, картинки с изображением сказочных героев, плакат с пустой таблицей, плакат с математическими выражениями, магнитофон, кассета с песней “Голубой вагон”.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинается урок. Я рада вас видеть и готова с вами работать. - Встали все ровненько и тихонечко садимся.

- “О математика земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой!”

- Математика - это мир чисел, с которыми мы сталкиваемся регулярно не только в школе, но и в повседневной жизни. Связь между числами мы наблюдаем, изучая таблицу умножения.

- Сегодня мы с вами начнём урок не как обычно.

- Поднимите руку, кто любит складывать пазлы. (Дети. Кто любит, поднимает руку).

- В начале урока я предлагаю вам сложить пазлы.

2. Сообщение темы урока.

На доске: Карточки с буквами вывешены вразброс.

У М Н О Ж Е Н И Е

- У нас должно получиться слово (дети по одному выходят к доске и складывают пазлы).

- Читаем хором, какое слово сложилось. Сегодня на уроке мы с вами будем повторять таблицу умножения.

- А повторять мы её будем, путешествуя по станциям на поезде.

- Представьте, что мы с вами находимся в вагоне поезда. Садитесь поудобнее. Наш поезд трогается: Чух-чух-чух… (движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).

3. Устный счет.

- Мы с вами прибываем на станцию ВНИМАЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).

- На этой станции нам надо выполнить задание, но быть очень внимательными и не попасть в ловушку.

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

- Произнесите хором числа, записанные на доске.

- Нужно обвести в кружок числа, которые делятся на 2 (один ученик у доски).

- Произнесите только эти числа (дети называют обведенные в кружок числа).

- Как называются эти числа? (Дети отвечают: Четные).

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Продолжаем наше путешествие и отправляемся дальше в путь: Чух-чух-чух…(движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).

4. Упражнение на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

- Мы с вами прибываем на станцию РИСОВАЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).

- На этой станции мы будем рисовать. Приготовьте две пасты – зелёную и чёрную.

Задание выполняется в тетради.

  1. Нарисуйте 8 кружков зелёного цвета, ниже в 2 раза меньше чёрного цвета;
  2. Нарисуйте 3 квадрата зелёного цвета, ниже в 2 раза больше чёрного цвета;

- Что означает в два раза больше или в два раза меньше? (Дети отвечают, что в два раза больше значит нужно умножить на 2, а в два раза меньше - значит разделить на 2).

- Давайте проверим, сколько кружков черного цвета вы нарисовали в первом случае. Объясните свой ответ. (Дети: Мы нарисовали 4 кружка, потому что 8:2=4).

- А сколько квадратов черного цвета вы нарисовали во втором случае? Объясните свой ответ. (Дети: Мы нарисовали 6 квадратов, потому что 3*2=6).

- Замечательно! Задание выполнено, верно.

- А мы продолжаем путешествовать, и отправляемся дальше в путь: Чух-чух-чух…(движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).

5. Самостоятельная работа.

- Вижу название следующей станции РЕШАЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).

- На этой станции живёт сказочный герой. Попробуйте отгадать кто он такой, отгадав загадку:

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

- Дети: лук.

- Нас встречает необычный лук, а герой литературного произведения (на доску вывешивается картинка с изображением Чипполино) (рис.1). Кто он? (Дети:Чипполино).

Задание на доске: запишите выражения в тетрадь и решите их.

img1.jpg (10145 bytes)

3 * 5 = Х

21 : 3 = Д

6 * 3 = Н

27 : 3 = О

8 * 3 = И

12 : 3 = Т

9 : 3 = О

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Один у доски).

- А сейчас запишите маркером ответы в таблицу в порядке возрастания. Перенесите соответствующие буквы. (На доску вывешивается пустая таблица). (рис.2)

img2.jpg (2973 bytes)

- Читаем хором слово, которое получилось. (Получилось слово - отдохни).

- Мы с Чипполино за вас рады. Вы правильно сосчитали и составили слово. А теперь давайте немножко отдохнём.

6. Физминутка.

- Загудел паровоз и вагончики повёз.

Паровоз кричит: “Дуду, я иду, иду, иду”

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

7. Деформированное упражнение.

- Мы прибыли на следующую станцию под названием ВПИСАЛИЯ (Вывешивается на доску карточка с названием станции).

- На этой станции нас приветствует Незнайка.

На доске: рисунок с изображением Незнайки (рис.3) и выражения с окнами.

img3.jpg (10943 bytes)

- Почему этого героя так прозвали? (Дети: потому что он многого не знает и делает ошибки).

- Правильно. Наш герой попал опять в трудную ситуацию. Незнайка не знает, какие числа ему вписать в пустые окна. Мы же не можем оставить его в беде. Давайте ему поможем.

- Запишите эти выражения в тетрадь, а вместо пропусков впишите нужное число.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его. (Идёт взаимопроверка в паре).

- Давайте впишем недостающие числа на доске. (Один у доски на оценку)

- Мы выручили Незнайку и помогли ему справиться с заданием. Он вас за это благодарит. А вы садитесь поудобнее ведь наше путешествие ещё не закончилось.

- Отправляемся дальше в путь: Чух-чух-чух…(движение согнутыми в локтях руками, под магнитофонное исполнение песни “Голубой вагон”).

8. Коллективная работа.

- На нашем пути ещё одна станция – ПРОВЕРЯЛИЯ. (Вывешивается на доску карточка с названием станции).

- И вас ожидает ещё один сказочный герой, а кто он такой вы легко догадаетесь:

У отца был мальчик странный
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это?...

- Дети: Буратино.

- На этой станции вам предлагается найти ошибки, которые допустил Буратино, решая примеры.

На доске: рисунок с изображением Буратино (рис.4) и плакат с математическими выражениями (ученики выходят по одному и исправляют ошибки маркером).

img4.jpg (7969 bytes)

45 : 5 = 6

5 * 3 = 15

30 : 6 = 4

5 * 5 = 20

10 : 5 = 2

5 * 7 = 28

40 : 8 = 4

4 * 5 = 21

- Какой Буратино не внимательный. Сколько же он допустил ошибок! Я очень рада, что вы легко справились с этим заданием.

9. Итог урока.

- Вот наше путешествие и закончилось.

- Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие?

- А на какой станции вы хотели бы ещё побывать? (Дети высказывают свои мнения).

- Чем мы занимались сегодня на уроке? (Дети: Повторяли таблицу умножения).

10. Домашнее задание.

3 3 3 = 0 , 3 , 6 , 30 , 36 .

- Между тремя тройками необходимо расставить математические знаки ( + , - , : , * )так, чтобы получились выражения с разными значениями этих выражений.

Ответы:

3 - 3 * 3 = 0 3 + 3 – 3 = 3 33 + 3 = 36
3 * 3 – 3 = 6 33 – 3 = 30