Прожив сорок минут урока, пропустив их через себя, невольно задумываешься, почему учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Они не слышат вопроса, быстро устают, а поэтому часто отвлекаются на посторонние дела и в целом у них преобладают игровые интересы. Психологи отвечают на этот вопрос по-разному и чаще всего видят причину в незрелости мозговых структур, в социальной незрелости ученика, низкой мотивации учебной деятельности. Гораздо хуже, если названные трудности имеют генетическую природу или связаны с нарушениями центральной нервной системы.[3]
Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса. С чего можно начать? Хотя бы с того, что все ученики должны настроиться на работу, забыть на время про журнал с картинками или пирожок в портфеле. Говорят, что театр начинается с вешалки, и урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, дать установку на определённый вид учебной деятельности. Поэтому начало урока может быть нестандартным. Например, учитель просит всех выйти к доске, чтобы установить с детьми визуальный контакт. Или озвучить какой-нибудь парадокс: “Вы умеете ходить по воде? А хотите научиться?” Дальше пойдёт речь о трёх состояниях воды.
По ходу урока дети выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли ребёнок инструкцию. В противном случае учитель вынужден повторять сказанное, а это отвлекает весь класс, сбивает ритм работы. В данном случае педагог использует свой основной инструмент – голос, а точнее его громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает внимание. Ещё хорошо срабатывает провокация. Представим себе, какое удивление возникнет у детской аудитории, когда вместо привычных слов учитель вдруг скажет: “А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову”. А сам в это время прочитает вслух задачу или цепочку арифметических действий. Такая игра “День - ночь” хороша для устного счёта. И вот наступает “день” и дети говорят, что за число приснилось им во сне. Провокация хорошо срабатывает в воспитательных целях, если ученик отключился от работы, занят своими делами. В этом случае педагог приглашает такого ученика к себе и просит его занять учительское место: “Теперь ты попробуй быть учителем, а я стану учеником, сяду на твоё место, и буду рассматривать сотовый телефон”.
Педагогическая деятельность даёт возможность учителю проявить талант актёра. Учитель может перевоплощаться в любого литературного героя. Детям очень нравятся пародии на известных людей. Например, урок обобщения знаний по чтению можно провести в виде игры “Кто хочет стать отличником”. Из всех реквизитов понадобятся только очки, чтобы изобразить Максима Галкина и музыкальная заставка к популярной телепередаче. А в остальном – актёрский талант!
Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие, урок-суд, урок-концерт и т.д. Дети интуитивно тянутся к добру, поэтому оправданно в уроке появляется сюжет: дойти до избушки Бабы-Яги и спасти Иванушку, помочь птенчику добраться до гнезда, а Муравьишке в муравейник.
К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться.
Проблемные вопросы:
- Если у одного кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
- Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают?
Проблемная задача: сколько прямых углов может быть у многоугольника?
Проблемные задания:
- Сравни в разрезе капусту и луковицу. Найди сходство и различия.
- Рассмотри и потрогай веточки лиственницы и ели. Ответь, почему у лиственницы хвоя меняет окраску и опадает, а у ели нет. [2]
Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся. [1] Поэтому на уроках математики будут уместны задачи на экологическую тему или сказки о геометрических фигурах. На уроках окружающего мира, посвящённых обитателям моря, можно вспомнить русские народные сказки с участием рыб. Поскольку математика в начальной школе изначально является интегрированным курсом (сочетает знания арифметики, алгебры, геометрии, черчения, основ технологии), то на таких уроках школьники имеют возможность применить свои знания на практике, изготавливая по чертежу какое-либо изделие.
Нельзя не упомянуть то, что всегда привлекало внимание детей. Это яркие, красочные наглядные пособия (демонстрационные и индивидуальные). Школьники быстро откликаются на применение разных технических средств. А если речь заходит о компьютере, который сегодня есть почти у каждого дома, то интерес к уроку вызывается опосредованно. Вместе с этим применение ИКТ в начальной школе даёт возможность сделать обучение интересным, запоминающимся. Так мультимедийные презентации не только привлекают внимание, но и помогают вести урок чётко, доказательно.
Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта учителя и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей класса, помня об их педагогической эффективности и целесообразности.
Литература
- Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс / Под ред. Д.п.н. Л.А. Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – 240 с. – (Мастерская учителя).
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (часть 1: математика, природоведение). Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2004. – 151 с.
- Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с. – (Библиотека психолога образования).