Цели урока: систематизировать и обобщить изученный в курсе алгебры материал о решении уравнений вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен, степень которого выше второй, а также уравнений, которые сводятся к указанному виду; повторить темы: операции над многочленами от одной переменной, разложение многочлена на множители, квадратные уравнения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания к данному уроку:
Выяcнить, выполнено ли полностью домашнее задание, ответить на вопросы учащихся, собрать решения домашнего задания на проверку.
Тема: Квадратные уравнения.
№ 1. Решить уравнение:
а) х2 + 12х – 64 = 0;
б) х2 – | х | = 0;
в) 1 – = – .
№ 2. Определить, при каких значениях параметра а уравнение (2+а)х2 + 6ах + 4а + 1 = 0 имеет два равных корня.
№ 3. Сократить дробь:
а) ;
б) .
№ 4. Не решая уравнение х+ Зх – 15 = 0 найдите:
а) сумму квадратов его корней;
б) сумму кубов его корней.
№ 5. На какое натуральное число надо разделить 73, чтобы частное было на 3 больше делителя, а остаток на 7 меньше частного?
Ответы:
№ 1.
а) –16 и 4;
б) –1; 0 и 1;
в) –9 и 2.
№ 2. –0,2 и 2.
№ 3.
а) ;
б) .
№ 4.
а) 39;
б) –162.
№ 5. на 7.
II. Рассмотреть методы решения уравнений высших степеней.
Метод разложения на множители.
Пусть нужно решить уравнение Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен степени п›2. Предположим, что нам удалось разложить многочлен на множители: Р(х) =Р(х) • Р(х) • …• Р(х), где Р(х), Р(х), …,Р(х) – многочлены более низкой степени, чем п. Тогда уравнение Р(х) = 0 примет вид Р(х) • Р(х) • …• Р(х) = 0, а потому оно равносильно совокупности уравнений Р(х) = 0, Р(х) = 0, …, Р(х) = 0.
Пример 1. x+ 2x+ 3x + 6 = 0 x(x + 2) + 3(x + 2) = 0 (x + 2)(x+ 3) = 0 x = –2.
Пример 2. x+ 4 x– 24 = 0. Целый корень, если он существует, является делителем свободного члена. Методом подбора находим корень уравнения 2. Значит, многочлен x+ 4 x– 24 делится без остатка на (х – 2). При делении получим многочлен x+ 6x + 12.
x+ 4 x– 24 = 0 (х – 2)(x+ 6x + 12) = 0 x = 2.
Двое учащихся у доски выполняют аналогичные задания:
а) найти среднее арифметическое корней уравнения x+ x– 4x – 4 = 0 (ответ: –);
б) решить уравнение 2 x+ 3x– 28 = 0 (ответ: 2).
Остальные учащиеся класса выполняют в тетрадях задание № 1 самостоятельной работы, тексты которой у них на партах.
Метод введения новой переменной.
Для пояснения сущности этого метода рассмотрим следующий пример.
х– 10х+ 9 = 0 – биквадратное уравнение. Заменим х переменной t. Получим уравнение t– 10t + 9 = 0, корнями которого являются числа 1 и 9. Значит, корнями исходного уравнения являются числа ±1 и ±3.
Этот метод может применяться для решения многих уравнений.
Пример 1. (х– 3х)+ 3(х– 3х) – 28 = 0. Замена: t = х– 3х.
Ответ: –1 и 4.
Пример 2. (х – 1)(х – 2)(х – 3)(х – 4) = 3. Перемножим первый с четвёртым, а второй с третьим множителем в левой части уравнения. Получим (х– 5х + 4)(х– 5х + 6) = 3. Замена: t = х– 5х + 4.
Ответ: и .
Пример 3. (х – 9)(х – 3)(х + 6)(х + 2) = 56х. Перемножим первый с четвёртым, а второй с третьим множителем в левой части уравнения.
Получим (х– 7х – 18)(х+ 3х – 18) = 56х. Разделим обе части уравнения на хне равное 0.
Получим: (х – – 7)(х – + 3) = 56. Замена: t = х – .
Ответ: –9; ; 2 и .
Пример 4. х– 5х+ 4х+ 5х + 1 = 0. Разделим обе части уравнения на хне равное 0.
Получим: х– 5х + 4 + + = 0 х+ – 5(х – ) + 4 = 0. Замена: t = х – . Тогда х+ = t+ 2.
Ответ: ; 1 –; 1 + и .
Двое учащихся у доски выполняют аналогичные задания:
а) решить уравнение (х + 6)(х + 7)(х + 9)(х + 10) = 10 (ответ –8 ± ) ;
б) решить уравнение x+ – 8(х – ) = 4 (ответ: ± и 4 ± 3).
Остальные учащиеся класса выполняют в тетрадях задание № 2 самостоятельной работы, тексты которой у них на партах.
Отыскание дробных корней уравнений с целыми коэффициентами.
До сих пор методом подбора мы отыскивали только целочисленные корни уравнений. Сейчас рассмотрим примеры отыскания дробных корней. В основе этих приёмов лежит следующая теорема:
Если приведённое уравнение с целыми коэффициентами имеет рациональный корень, то этот корень обязательно является целым числом.
Доказательство. Возьмём для простоты уравнение третьей степени x+bx+cx+в = 0, где b, c, d - целые числа. Пусть r =- рациональный корень уравнения, - несократимая дробь. Подставим r = в уравнение: + + + d= 0. Умножим обе части уравнения на qне равно 0. Получим: p+ bpq + cpq+ dq = 0 p = q(-bp-cpq-dq).
Значит, p делится на q, но p и q – взаимно простые числа. Следовательно, q = 1, то есть r = p – целое число.
Аналогично доказательство проводится для уравнения произвольной степени.
Что и требовалось доказать.
Эта теорема используется следующим образом: если дано не приведённое уравнение с целыми коэффициентами, то с помощью специально подобранной подстановки его преобразуют в приведённое. Затем находят целый корень приведённого уравнения, а с его помощью – остальные корни. Возвращаются к исходной переменной, находят корни данного уравнения.
Пример 1. 21х + х – 5х – 1 = 0. Уравнения со свободным членом, равным ±1, легко преобразуется в приведённое с помощью почленного деления на х в старшей степени и заменой = t.
21 + – – = 0 21 + t - 5 t - t = 0 t+ 5 t- t- 21 = 0 (t+ 3)(t+2 t – 7) = 0.
Ответ: –; ; .
Пример 2. 4х – 10 х + 14х – 5 = 0. Домножим обе части уравнения на 2. Получим: 8х – 20 х + 28х – 10 = 0. Замена: t = 2х.
t– 5t+ 14t – 10 = 0 (t – 1)(t– 4t + 10) = 0. Ответ: .
Двое учащихся у доски выполняют аналогичные задания:
а) решить уравнение 8х + 10 х + х – 1 = 0 (ответ –1; –; ) ;
б) решить уравнение 4х – 16 х + 17х – 3 = 0 (ответ: ; ; ).
Остальные учащиеся класса выполняют в тетрадях задание № 3 самостоятельной работы, тексты которой у них на партах.
III. Самопроверка самостоятельной работы.
На доску вывешиваются ответы заданий самостоятельной работы. Учащиеся суммируют баллы за верно выполненные задания, выставляют оценки.
IV. Домашнее задание.
Тема: Уравнения высших степеней.
1. Решить уравнение, разлагая левую часть на множители:
а) 3х3 – 7х2 – 7х + 3 = 0;
б) (2z + 3)3 + (z – 1)3 – 27z3 – 8 = 0;
в) х3 – 4х2 + х + 6 = 0.
2. Решить уравнение методом введения новой переменной:
а) (х2 – 3х + 1) (х2 – 3х + 3) = 3;
б) 16х (х + 1) (х + 2) (х + 3) = 9;
в) + + 4 = 0;
г) x+ + x + = 4;
д) 6х4 – 35х3 + 62х2 – 35х + 6 = 0;
е) (х+6) (х + 4) (х2– 5х + 6) = 40х2;
ж) 8х3 + 16х – 9 = 0;
з)10х3– 3х2– 2х+1=0.
Ответы:
№ 1.
а) –1; ; 3.
б) –; –; 3.
в) –1; 2; 3.
№ 2.
а) 0; 3.
б) –1,5; –1,5±.
в) –5; –1±; 1.
г) –1,5±; 1.
д) ; ; 2; 3.
е) –2; 6; –4,5±.
ж) 0,5.
з) – 0,5.
Текст самостоятельной работы.
I вариант.
№ 1.
а) Найти среднее арифметическое корней уравнения 3х4 + х3 – 12х2 – 4х = 0;
б) Решить уравнение х3 – 6х2 + 9х – 4 =0.
№ 2. Решить уравнение:
а) (х – 3)(х – 4)(х – 7)(х – 8) = 60;
б) 7(х + ) – 2(х+ ) = 9.
№ 3. Решить уравнение 10х3 – 3х2 – 2х + 1 =0.
II вариант.
№ 1.
а) Найти среднее арифметическое корней уравнения 3х + 5х2 – х3 = 15;
б) Решить уравнение х3 + 3х2 + 4х – 8 =0.
№ 2. Решить уравнение: а) х(х + 1)(х + 2)(х + 3) = 48;
б) Найти целые корни уравнения (6 – х)(х – 2)(х + 3)(х + 9) = 24х.
№ 3. Решить уравнение 21х3 – х2 + х – 1 =0.
III вариант.
№ 1.
а) Решить уравнение х3 – 3х2 + 3х – 9 = 0;
б) Найти среднее арифметическое корней уравнения
х3 – х2 – 10х – 8 =0.
№ 2. Решить уравнение:
а) (х – 1)(х – 2)(х – 3)(х – 4) = ;
б) Найти целые корни уравнения (х + 3)(6 – х)(х – 2)(х + 4) + 126х = 0.
№ 3. Решить уравнение 2х3 + 3х2 + 2х – 2 =0.
IV вариант.
№ 1.
а) Найти среднее арифметическое корней уравнения
х3 + 2х2 – 5х – 10 = 0;
б) Решить уравнение 3х3 – 7х2 – 18 =0.
№ 2. Решить уравнение:
а) х(х + 1)(х – 1)(х – 2) = –;
б) Найти целые корни уравнения (х + 4)(2 – х)(х + 5)(10 – х) + 54х = 0.
№ 3. Решить уравнение 4х3 – 9х2 + 6х – 1 =0.
О Т В Е Т Ы
№ варианта | № 1 | № 2 | № 3 7 баллов |
||
а) 2 балла | б) 3 балла | а) 5 баллов | б) 6 баллов | ||
I | – | 1 и 4 | 2 и 9 | 0,5 и 2 | – |
II | 1 | –± | –6 и 3 | ||
III | 3 | 2,5 и 2,5± | –12 и –1 | 0,5 | |
IV | – | 3 | ± и ± | 4 и 5 | и 1 |
О Ц Е Н К И:
- “5” - 20–23 балла;
- “4” - 16–19 баллов;
- “3” - 12–15 баллов.