Тип: итоговый урок.
Форма проведения: урок-игра.
Цели:
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, совершенствовать навыки самостоятельной работы.
- Тренировать учащихся в нахождении “опасных мест”, их классификации.
- Учить работать в группах, вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к родному языку через творчество А. С. Пушкина.
Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, проекционный экран, Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. “К тайнам нашего языка”. 2 класс. Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы – Смоленск, 2003 (Программа “Гармония”), Толковые словари С. И. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Дорогие ребята!
Приглашаю вас путешествовать.
Знанья свои совершенствовать!
- Надеюсь, что вы теперь не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы с вами это докажем.
II. Мобилизующее начало.
- На чем нам предстоит путешествовать?
(На доске рисунки кораблей с буквами гласных и согласных звуков).
- Что везут наши фрегаты? Сформулируйте мне тему урока.
На доске опорное слово:
Решаем…(дети договаривают)
- Решаем орфографические задачи в корне слова.
- Давайте попытаемся поставить цели нашего урока:
На доске опорные слова:
Учиться…
Доказывать…
Дети формулируют цели:
1. Учиться находить “опасные места” в корне.
2. Доказывать выбор букв в корнях слов.
Учитель:
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
- Давайте ребята, вспомним наш план.
Учащиеся рассказывают правила, как узнать букву в корнях слов – названий предметов, в словах – названиях действий, в названиях признаков предметов.
- План готов, казалось, можно и отправляться. Но вот без чего мореходам в пути не обойтись? Отгадайте:
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
Она мореходам бывает нужна,
Помощник и друг им всегда!
(Компас)
- Составим из стрелки букву движения и в путь.
III. Минута чистописания.
На доске открывается:
Кк
компас, корабль, камбуз, кок, кубрик, капитан
- Что обозначают эти слова?
Давайте выберем и мы в своих группах капитанов ( в каждой группе дети выбирают капитанов). А теперь обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова.
Учащиеся в группах работают со словарем. Каждая группа объясняет по одному слову.
Компас – прибор для ориентирования по сторонам горизонта.
Капитан- командир судна.
Кубрик – помещение для матросов.
Камбуз – корабельная кухня.
Кок – повар.
Затем дети записывают слова.
Для ознакомления предлагаю детям еще некоторые слова, используемые моряками:
Штиль – тихая погода на море;
Штурвал – рулевое колесо;
Штурман – специалист по вождению судов;
Якорь – металлический стержень с лапами на цепи, отпускаемый на дно для удержания судна.
- Все эти слова, ребята, были заимствованы из Голландии. В Россию их привез Петр I.
IV. Работа по теме урока.
- Отгадайте строчки:
“ Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывет себе в волнах
На раздутых парусах…”
Дети отвечают, что это строчки А. С. Пушкина, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.
- А вот перед нами и остров. Чтобы вступить на землю этого острова, нужно потрудиться.
На проекционном экране появляется текст с “опасными местами”. Один ученик работает у доски, вставляя красным маркером пропущенные буквы. Устно он должен объяснить написание слов.
Остро* на м*ре л*жит,
Гра* на острове ст*ит.
Все остальные дети работают на индивидуальных карточках, вставляя, пропущенные буквы и дописывают проверочные слова.
Под *кном Гвидон с*дит,
Молча на м*ре глядит.
И в лазоревой д*ли
П*казались к*рабли.
С башни кня*ь Гвидон сб*гает,
Д*рогих г*стей встр*чает.
Гости умные м*лчат.
Затем дети обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Далее выслушивают объяснения ученика у доски, каким правилом пользовался он для проверки орфограмм.
- Объясните словосочетание “в лазоревой дали”. Если дети затрудняются, они обращаются к Толковому словарю (в голубой, лазурной дали).
V. Физкультминутка.
VI. – А теперь, ребята, давайте вспомним какие чудеса были в сказке А. С. Пушкина.
Дети называют.
Текст с “опасными местами” набран на компьютере и отображен на проекционном экране.
* * *
Белка песенки п*ет
И *решки все грызет,
А *решки не пр*стые,
Все скорлу*ки з*л*тые,
Ядра – чистый изумру*…
- Сформулируйте задания к тексту.
Дети предлагают:
Вставить пропущенные буквы.
Озаглавить текст.
Обращается внимание на новое словарное слово “орех”.
Учитель предлагает ещё одно задание: попытаться запомнить текст.
Древняя пословица права.
“Да, язык - великое богатство”.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся.
После предварительного разбора дети пишут отрывок по памяти.
VII. Работа с учебником.
Текст № 450 с. 152 учебника русского языка (М. С. Соловейчик)
Ребята читают задания.
Текст упражнения:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный?”И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет…Красно солнце отвечало:
“Я царевны не видало”.
… “Братец мой, -
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной”.
- Из какой еще сказки строчки? ( Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).
Даются задания по группам:
1-ой и 4-ой группам – выписать слова, в которых есть главные опасности письма с безударными гласными;
2-ой и 5-ой группам – с согласными, парными по глухости-звонкости;
3-ой и 6-ой группам – выписать слова с орфограммой: буква на месте непроизносимого согласного звука.
Рядом дети доказывают, что буквы выбраны правильно.
Работа каждой группы считается законченной, когда капитан проверит задание у каждого члена своей группы и скажет, что команда готова.
VIII. Игра “ Мы – учителя”.
Каждому ученику дается задание побыть в роли учителя: составить пять слов на листочках для своего соседа. Затем “учителя” меняются листами, оказываются в роли “учеников” и решают орфографические задачи. После чего осуществляется взаимопроверка.
IX. ИТОГ.
- Ну что ж, наше путешествие подходит к концу.
- Скажите, какие орфографические задачи мы уже научились решать?
- Мы научились справляться с “опасными местами” в корне слова.
Подводится итог всей игры. Отмечаются учащиеся, которые активно работали на уроке.
Х. Домашнее задание.
Найти строчки из книг А. С. Пушкина для своего товарища и записать на отдельном листе с пропусками орфограмм в корне слова.
Внести в словарик новое слово, изученное на уроке и запомнить его написание.