Урок русского языка с использованием информационно-коммуникационной технологии

Разделы: Начальная школа


Тип: итоговый урок.

Форма проведения: урок-игра.

Цели:

  1. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  2. Тренировать учащихся в нахождении “опасных мест”, их классификации.
  3. Учить работать в группах, вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к родному языку через творчество А. С. Пушкина.

Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, проекционный экран, Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. “К тайнам нашего языка”. 2 класс. Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы – Смоленск, 2003 (Программа “Гармония”), Толковые словари С. И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята!

Приглашаю вас путешествовать.

Знанья свои совершенствовать!

- Надеюсь, что вы теперь не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодня мы с вами это докажем.

II. Мобилизующее начало.

- На чем нам предстоит путешествовать?

(На доске рисунки кораблей с буквами гласных и согласных звуков).

- Что везут наши фрегаты? Сформулируйте мне тему урока.

На доске опорное слово:

Решаем…(дети договаривают)

- Решаем орфографические задачи в корне слова.

- Давайте попытаемся поставить цели нашего урока:

На доске опорные слова:

Учиться…

Доказывать…

Дети формулируют цели:

1. Учиться находить “опасные места” в корне.

2. Доказывать выбор букв в корнях слов.

Учитель:

Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!

- Давайте ребята, вспомним наш план.

Учащиеся рассказывают правила, как узнать букву в корнях слов – названий предметов, в словах – названиях действий, в названиях признаков предметов.

- План готов, казалось, можно и отправляться. Но вот без чего мореходам в пути не обойтись? Отгадайте:

Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
Она мореходам бывает нужна,
Помощник и друг им всегда!

(Компас)

- Составим из стрелки букву движения и в путь.

III. Минута чистописания.

На доске открывается:

Кк

компас, корабль, камбуз, кок, кубрик, капитан

- Что обозначают эти слова?

Давайте выберем и мы в своих группах капитанов ( в каждой группе дети выбирают капитанов). А теперь обратимся к Толковому словарю С. И. Ожегова.

Учащиеся в группах работают со словарем. Каждая группа объясняет по одному слову.

Компас – прибор для ориентирования по сторонам горизонта.

Капитан- командир судна.

Кубрик – помещение для матросов.

Камбуз – корабельная кухня.

Кок – повар.

Затем дети записывают слова.

Для ознакомления предлагаю детям еще некоторые слова, используемые моряками:

Штиль – тихая погода на море;

Штурвал – рулевое колесо;

Штурман – специалист по вождению судов;

Якорь – металлический стержень с лапами на цепи, отпускаемый на дно для удержания судна.

- Все эти слова, ребята, были заимствованы из Голландии. В Россию их привез Петр I.

IV. Работа по теме урока.

- Отгадайте строчки:

“ Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он плывет себе в волнах
На раздутых парусах…”

Дети отвечают, что это строчки А. С. Пушкина, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”.

- А вот перед нами и остров. Чтобы вступить на землю этого острова, нужно потрудиться.

На проекционном экране появляется текст с “опасными местами”. Один ученик работает у доски, вставляя красным маркером пропущенные буквы. Устно он должен объяснить написание слов.

Остро* на м*ре л*жит,
Гра* на острове ст*ит.

Все остальные дети работают на индивидуальных карточках, вставляя, пропущенные буквы и дописывают проверочные слова.

Под *кном Гвидон с*дит,
Молча на м*ре глядит.
И в лазоревой д*ли
П*казались к*рабли.
С башни кня*ь Гвидон сб*гает,
Д*рогих г*стей встр*чает.
Гости умные м*лчат.

Затем дети обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Далее выслушивают объяснения ученика у доски, каким правилом пользовался он для проверки орфограмм.

- Объясните словосочетание “в лазоревой дали”. Если дети затрудняются, они обращаются к Толковому словарю (в голубой, лазурной дали).

V. Физкультминутка.

VI. – А теперь, ребята, давайте вспомним какие чудеса были в сказке А. С. Пушкина.

Дети называют.

Текст с “опасными местами” набран на компьютере и отображен на проекционном экране.

* * *

Белка песенки п*ет
И *решки все грызет,
А *решки не пр*стые,
Все скорлу*ки з*л*тые,
Ядра – чистый изумру*…

- Сформулируйте задания к тексту.

Дети предлагают:

Вставить пропущенные буквы.

Озаглавить текст.

Обращается внимание на новое словарное слово “орех”.

Учитель предлагает ещё одно задание: попытаться запомнить текст.

Древняя пословица права.

“Да, язык - великое богатство”.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся.

После предварительного разбора дети пишут отрывок по памяти.

VII. Работа с учебником.

Текст № 450 с. 152 учебника русского языка (М. С. Соловейчик)

Ребята читают задания.

Текст упражнения:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный?”

И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет…

Красно солнце отвечало:
“Я царевны не видало”.
… “Братец мой, -
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной”.

- Из какой еще сказки строчки? ( Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях).

Даются задания по группам:

1-ой и 4-ой группам – выписать слова, в которых есть главные опасности письма с безударными гласными;

2-ой и 5-ой группам – с согласными, парными по глухости-звонкости;

3-ой и 6-ой группам – выписать слова с орфограммой: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Рядом дети доказывают, что буквы выбраны правильно.

Работа каждой группы считается законченной, когда капитан проверит задание у каждого члена своей группы и скажет, что команда готова.

VIII. Игра “ Мы – учителя”.

Каждому ученику дается задание побыть в роли учителя: составить пять слов на листочках для своего соседа. Затем “учителя” меняются листами, оказываются в роли “учеников” и решают орфографические задачи. После чего осуществляется взаимопроверка.

IX. ИТОГ.

- Ну что ж, наше путешествие подходит к концу.

- Скажите, какие орфографические задачи мы уже научились решать?

- Мы научились справляться с “опасными местами” в корне слова.

Подводится итог всей игры. Отмечаются учащиеся, которые активно работали на уроке.

Х. Домашнее задание.

Найти строчки из книг А. С. Пушкина для своего товарища и записать на отдельном листе с пропусками орфограмм в корне слова.

Внести в словарик новое слово, изученное на уроке и запомнить его написание.