Форма урока – дидактическая игра.
Цели урока:
- обобщение, умение решать уравнения разными способами;
- развитие математического и общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти;
- воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуре.
Ход урока
I этап. Разминка (устный счет)
а) Вычислите устно, записывая только ответ на листок
9•3 | 49?7 | 8•4 | 54?6 | 7•6 | 9•6 | 72?8 | 54?6 | 81?9 |
б) На доске записаны уравнения с ошибкой. Найди ошибку в решении уравнения.
х+14=25 | 34-х=17 | х-18=25 |
х=25-14 | х=34+17 | х=25-18 |
х=10 | х=51 | х=7 |
в) “Собери орехи”. Рисунок на доске.
На орехах написаны номера уравнений. Их нужно положить в корзину с ответом.
1) х+13=20 | 4) 21-х=12 |
2) х+12=27 | 5) 14-х=6 |
3) 18 - х=12 | 6) х - 8=2 |
6 |
7 |
15 |
10 |
8 |
9 |
г) два слабоуспевающих у работают с такими же карточками, как и предыдущее задание;
е) два средних ученика решают тест с выбором ответов
ТЕСТ 1) Как найти неизвестное слагаемое?
2) Как найти неизвестное уменьшаемое?
3) В уравнении 128 - х=35 неизвестно:
4) Решите уравнение х + 12=20:
5) Вычисли 10?0
6) У Коли а марок, а у Толи на 5 марок больше. Сколько марок у Толи?
7) Расстояние S км, скорость автомобиля 60 км/ч. Найдите время движения.
|
II этап. Устная фронтальная работа.
1) Прочитайте выражение:
а) (4+х) -5;
б) 41+(5+х) ;
в) 17-(х-4) ;
г) 31-(14+х) .
2) Укажите букву, под которой записано уравнение:
а) 4+2=6;
б) 4+х;
в) 4+х=2;
г) 41+(5-х) ;
д) 3х+15.
3) Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?
4) Решить уравнение:
а) х+17=31
б) 25-х=13
5) Назови неизвестные компоненты уравнения:
а) (4+х) -5=3;
б) (14-х) +8=13.
III этап. Работа с учебником
Решение с комментированием №366(б) , а в это время двое учащихся решают самостоятельно у доски №369(а, в) .
Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с места №368(б) .
IV этап. Исторический экскурс.
Кто и когда придумал первые уравнения? Представим себе, что первобытная мама сорвала с дерева 12 яблок, чтобы каждому из своих четырех детей. Вероятно, она не умела считать не только до 12, но идо 4, и уж несомненно не умела делить 12 на 4. Но яблоки она поделила, наверно дав сначала каждому по одному яблоку, потом еще по одному, потом еще и еще и оказалось, что яблок нет.
Ответить на этот вопрос невозможно! Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла. Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III в) .
“Он уйму всяких разрешил проблем.
И засухи предсказывал и ливни.
Поистине его познанья дивны”
Большой вклад внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (IX век) . Многие математики занимались решением уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните самостоятельную работу.
V этап. Самостоятельная работа.
1) Реши уравнение: 343-х=128;
2) Реши уравнение: 40-(х+8) =18;
3) Составь по рисунку уравнение и реши его:
4) Реши уравнение: (Х-35) +12=212.
Итак, вы узнали это имя- Виет. Франсуа Виет жил в XVI веке. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, ввел буквенные обозначения в уравнении. Более подробно познакомитесь с Виетом в 8 классе.
Громкую славу Ф.Виет получил при короле Генрихе III во время франко-испанской войны.
Испанские инквизиторы изобрели сложную тайнопись, благодаря которой они вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции. Никто не мог найти шифр. Тогда обратились к Виету. Виет нашел решение за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего Франция стала неожиданно выигрывать у Испании одно сражение за другим.
Будучи уверенными, в том, что шифр разгадать невозможно, обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиторам и вошел в историю как великий математик.
VI этап. Подведение итогов.
VII этап. Домашнее задание.