Урок математики в 5-м классе "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Форма урока – дидактическая игра.

Цели урока:

  • обобщение, умение решать уравнения разными способами;
  • развитие математического и общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти;
  • воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуре.

Ход урока

I этап. Разминка (устный счет)

а) Вычислите устно, записывая только ответ на листок

9•3 49?7 8•4 54?6 7•6 9•6 72?8 54?6 81?9

б) На доске записаны уравнения с ошибкой. Найди ошибку в решении уравнения.

х+14=25 34-х=17 х-18=25
х=25-14 х=34+17 х=25-18
х=10 х=51 х=7

в) “Собери орехи”. Рисунок на доске.

На орехах написаны номера уравнений. Их нужно положить в корзину с ответом.

1) х+13=20 4) 21-х=12
2) х+12=27 5) 14-х=6
3) 18 - х=12 6) х - 8=2

6

7

15

10

8

9

г) два слабоуспевающих у работают с такими же карточками, как и предыдущее задание;

е) два средних ученика решают тест с выбором ответов

ТЕСТ

1) Как найти неизвестное слагаемое?

a) Из уменьшаемого вычесть разность;
b) Из суммы вычесть известное слагаемое;
c) Не знаю.

2) Как найти неизвестное уменьшаемое?

a) Из разности вычесть вычитаемое;
b) К разности прибавить вычитаемое;
c) Не знаю.

3) В уравнении 128 - х=35 неизвестно:

a) Уменьшаемое;
b) Вычитаемое;
c) Разность.

4) Решите уравнение х + 12=20:

a) Х=32;
b) Х=8;
c) Не знаю.

5) Вычисли 10?0

a) 0;
b) 10;
c) Нельзя.

6) У Коли а марок, а у Толи на 5 марок больше. Сколько марок у Толи?

a) 5-а;
b) а+5;
c) а-5.

7) Расстояние S км, скорость автомобиля 60 км/ч. Найдите время движения.

a) 60•S;
b) S?60;
c) 60?S.

II этап. Устная фронтальная работа.

1) Прочитайте выражение:

а) (4+х) -5;

б) 41+(5+х) ;

в) 17-(х-4) ;

г) 31-(14+х) .

2) Укажите букву, под которой записано уравнение:

а) 4+2=6;

б) 4+х;

в) 4+х=2;

г) 41+(5-х) ;

д) 3х+15.

3) Что такое уравнение? Что значит решить уравнение?

4) Решить уравнение:

а) х+17=31

б) 25-х=13

5) Назови неизвестные компоненты уравнения:

а) (4+х) -5=3;

б) (14-х) +8=13.

III этап. Работа с учебником

Решение с комментированием №366(б) , а в это время двое учащихся решают самостоятельно у доски №369(а, в) .

Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с места №368(б) .

IV этап. Исторический экскурс.

Кто и когда придумал первые уравнения? Представим себе, что первобытная мама сорвала с дерева 12 яблок, чтобы каждому из своих четырех детей. Вероятно, она не умела считать не только до 12, но идо 4, и уж несомненно не умела делить 12 на 4. Но яблоки она поделила, наверно дав сначала каждому по одному яблоку, потом еще по одному, потом еще и еще и оказалось, что яблок нет.

Ответить на этот вопрос невозможно! Задачи, приводящие к решению простейших уравнений, люди решали на основе здравого смысла. Еще 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых не был похож на современные. Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант (III в) .

“Он уйму всяких разрешил проблем.
И засухи предсказывал и ливни.
Поистине его познанья дивны”

Большой вклад внес среднеазиатский ученый Мухаммед аль Хорезми (IX век) . Многие математики занимались решением уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните самостоятельную работу.

V этап. Самостоятельная работа.

1) Реши уравнение: 343-х=128;

2) Реши уравнение: 40-(х+8) =18;

3) Составь по рисунку уравнение и реши его:

4) Реши уравнение: (Х-35) +12=212.

Итак, вы узнали это имя- Виет. Франсуа Виет жил в XVI веке. Он внес большой вклад в изучение различных проблем математики, астрономии, ввел буквенные обозначения в уравнении. Более подробно познакомитесь с Виетом в 8 классе.

Громкую славу Ф.Виет получил при короле Генрихе III во время франко-испанской войны.

Испанские инквизиторы изобрели сложную тайнопись, благодаря которой они вели переписку с врагами Генриха III даже в самой Франции. Никто не мог найти шифр. Тогда обратились к Виету. Виет нашел решение за две недели непрерывной работы ключ к шифру, после чего Франция стала неожиданно выигрывать у Испании одно сражение за другим.

Будучи уверенными, в том, что шифр разгадать невозможно, обвинили Виета в связи с дьяволом и приговорили к сожжению на костре. К счастью, он не был выдан инквизиторам и вошел в историю как великий математик.

VI этап. Подведение итогов.

VII этап. Домашнее задание.