Учитель начальных классов очень часто сталкивается со многими проблемами. Одна из них – это невнимательные дети. Перед учителем встаёт вопрос: что делать?, как помочь ребёнку? С таким и же вопросами обращаются к педагогу и родители. И зачастую учитель не может что-то посоветовать родителям, т.к. он сам не знает, что делать.
Так как по второму образованию я педагог-психолог, я постаралась разработать некоторые игры и упражнения для развития внимания и памяти.
Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степени его направленности на объект и сосредоточение на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для осуществления определённого акта деятельности или общения.
Характеристика внимания.
- Объём внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов за 30 секунд).
- Распределение внимания (возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности).
- Переключение внимания (скорость произвольного переноса внимания одного предмета на другой).
- Концентрация внимания (степень сосредоточения на объекте).
- Устойчивость внимания (длительность концентрации).
Упражнение № 1. "Кто быстрее?"
Цель: выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий варьируется от возраста (15 мин.)
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем величина этих показателей меньше, тем выше успешность.
При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Упражнение № 2. " Корректура"
Цель: развитие концентрации внимания.
Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.
Игра № 3. "Канон"
Цель: развитие волевого внимания.
Звучит музыка Ф. Бургмюллера "Кавалькада". Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребёнок. На второй такт – второй, на третий – третий. Когда правую руку поднимут все дети, они по порядку начинают поднимать левую руку и т. д.
Игра № 4. "Зеваки"
Цель: развитие волевого внимания.
Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.
Игра № 5. "Буквы алфавита"
Цель: развитие внимания.
Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
Память – высшая психическая функция. Это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Виды памяти.
- Двигательная ( позы, жесты)
- Эмоциональная
- Образная (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая)
- Словесно-логическая.
От характера деятельности
- Произвольная (сознательно поставленная цель)
- Непроизвольная (бессознательно поставленная цель)
По способу запоминания
- Механическая
- Смысловая
По продолжительности запоминания и воспроизведения
- Кратковременная
- Долговременная
- Оперативная
Игра № 1. "Повтори за мной"
Цель: развитие моторно-слуховой памяти.
Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм.
Затем ведущий спрашивает детей "Верно ли…?"
Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию
Игра № 2. "Слушай и исполняй"
Цель: развитие памяти и внимания.
Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.
№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.
Игра № 3." Кто что сделает?"
Цель: развитие наблюдательности, восприятия, памяти.
Из группы детей выбираются 3 – 4 ребёнка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети зрители. 2 – 3 выбранных ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Игра поводится под весёлую музыку.
Игра № 4. "Тень"
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются двое. Остальные – "зрители". Один ребёнок – "путник", а другой – его "тень".
"Путник" идёт, выполняя различные движения, а "тень" старается точно их повторить.
Внимание и память.
Упражнения для развития внимания и памяти.
Игра № 1. "Исчезнувший предмет"
Цель: развитие памяти, внимания.
На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.
Игра № 2. "Сосед, подними руку".
Цель: развитие памяти, внимания.
Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Игра № 3. "Летит – не летит".
Цель: развитие внимания, памяти.
Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.
Игра № 4. "Зеркало"
Цель: развитие внимания, памяти.
Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.
Игра № 5. "Разведчики"
Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.
Из группы детей выбираются "разведчик" и "командир". Остальные – "отряд". Стулья в комнате расставлены хаотично. "Разведчик" проходит между стульями с разных сторон. "Командир" наблюдает за действиями "разведчика". Затем он проводит "отряд" по тому пути, который был ему указан "разведчиком".