Цели:
1) продолжить работу по закреплению данной темы; отрабатывать умение распознавать в словах безударные гласные, выделять корень и правильно подбирать проверочные слова; продолжить работу по развитию речи; расширить кругозор учащихся; заботиться о психическом и физическом состоянии учеников;
2) воспитывать любовь к природе; аккуратность;
3) развивать орфографическую зоркость, мышление, воображение, речевую активность.
Ход урока
1. Гимнастика в начале урока.
2. Организационный момент.
3. Орфографическая минутка.
Учитель: - Начнем урок с орфографической минутки. Встаньте.
св_стеть у_кий к_лючий ш_рокий к_ртина лес_ница площа_ка с_сновый
4. Работа в тетрадях.
Учитель: - Откройте тетради. Чтобы красиво писать, выполним гимнастику для пальчиков.
- Вспомните правила посадки при письме. Запишите число.
5. Постановка темы урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой “Правописание безударной гласной в корне слова”.
-Вспомните, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне?
6. Работа с тестом.
Учитель: - У вас у каждого на парте лежит тест. Как работать с тестами, вы знаете. Несколько заданий выполним вместе, затем будете работать самостоятельно.
Тест.
1. Написание каких безударных гласных требует проверки?
1) а | 4) е | 7) ю |
2) я | 5) е | 8) и |
3) о | 6) у | 9) ы |
2. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
1) тяжелый | 3) дорога | 5) колючий |
2) береза | 4) цветочная | 6) картофель |
3. В каких словах пишется буква а?
1) д…брота | 4) ст…рожить | 7) з…лотой |
2) хр…брец | 5) л…скать | 8) к…лосок |
3) охр…нять | 6) кр…снеть | 9) пов…р |
4. Укажи слова с буквой и.
1) ш…рстяной | 4) в…шневый | 7) п…сатель |
2) ж…лток | 5) ч…стота | 8) цв…тник |
3) уд…влять | 6) л…чить | 9) б…жать |
5. В какой строке все слова пишутся с буквой е?
1) в…сенний; св…стит; бл…дней;
2) в…черний; зв…здопад; осв…щение;
3) т…мнота; т…шина; т…нистый.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: - Кто выполнил, встаньте, закройте глаза и отдохните.
8. Проверка выполнения теста.
Учитель: - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки? Одну ошибку? Нужно быть внимательнее. Значит, будем еще работать над этой темой.
9. Работа с ребусом.
Учитель: - Я знаю, ребята, что вы очень любите отгадывать ребусы. Кстати, что такое ребус? Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: - В словаре Даля я нашла следующее определение “Ребус – это загадка в рисунке”. Какое же слово зашифровано здесь? ( Зима).
- Назовите безударный гласный.
- Составьте предложение со словом зима.
- Хорошие предложения, но мы с вами запишем такое.
Пришла зима в лесную чащу.
Учитель: - Проговорите это предложение орфографически правильно.
Записывают предложение с комментированием.
Учитель: - Выделите в словах корень и орфограммы.
10. Физминутка.
- Учитель: - Как вы думаете, зимой в лесу красиво? Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес. Послушайте произведение Чайковского “Январь”, отдохните, представьте, чтобы вы могли увидеть в зимнем лесу?
Учитель: - Какую же картину вы себе представили? Какие предложения мы с вами могли бы принести из леса со словами: пушистый наряд, снежинки ?
Одела она деревья в пушистый наряд.
Предложение записывают под диктовку.
Учитель: - Проговорите предложение шопотом.
- Какие орфограммы вам здесь встретились?
Тихо падают на землю снежинки.
У доски работает ученик, остальные записывают предложение в тетради.
11. Работа с деформированным предложением.
Учитель: - Но наши снежинки волшебные, на каждой из них слово. К сожалению, ветер раскидал снежинки и нужно собрать их в предложение.
ковром, снег, пушистым, лежит
Пушистым ковром лежит снег.
Учитель: - Запишите это предложение самостоятельно.
- Назовите слова с безударной гласной.
- Понравилось вам в лесу?
- Каким предложением можно это выразить?
Хорошо зимой в лесу!
Учитель: - Запишите предложение самостоятельно.
- Какое это предложение по интонации? ( Восклицательное).
- Прочитайте его выразительно.
- Найдите слово с безударной гласной е, и.
- В каком слове безударную гласную не проверяем?
12. Учитель: - Итак, давайте прочитаем, что же у нас получилось. ( Хором).
- Что это? ( Текст, рассказ)
- Докажите. ( Все предложения связаны по смыслу. Имеет основную мысль или тему).
- Как можно озаглавить наш рассказ? ( Зима в лесу. Зимний лес. Лес зимой).
13. Самостоятельная работа учащихся по карточкам.
Учитель: - А вот еще, какой рассказ я нашла о зимнем лесе. Но его уже написали не мы с вами, а известный русский писатель Соколов – Микитов, который очень тонко чувствовал природу и много писал о ней.
- Возьмите листочки. Прочитайте рассказ шопотом, подготовьтесь читать вслух.
Кр_ сив русский лес з_ мою! Поб_ лели п_ ля и луга. Льдом покрылась
р_ ка. Глубокие, чистые л_ жат под д_ ревьями сугробы. Над л_ сными тр_ пинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея ств_ лы м_ л_ дых б_ рез. На соснах л_ жат сн_ говые шубы. Кругом узоры птичьих сл_ дов. С в_ селым свистом перел_ тают с дерева на дерево стайки красногрудых сн_ гирей.
(И. Соколов-Микитов)
Учитель: - Понравился вам текст. Что такое арка? ( В переводе с латинского
означает дуга, т.е. это перекрытие в виде дуги).
Учитель: - Послушайте орфографическую задачу: вам нужно будет вставить пропущенные безударные гласные, устно подбирая проверочные слова.
15. Итог урока.
Учитель: - Все внимание на меня. Какую тему мы с вами закрепили сегодня на уроке?
- Как же проверить безударную гласную в корне?
- Какое настроение вызвал у вас урок?
- А какой этап урока вам понравился больше всего?
16. Оценивание.
Учитель: - Мне понравилось, как вы сегодня работали, и на память об этом уроке я подарю вам вот такие снежинки. Урок окончен.