Ход урока
I. Организационный момент.
(приветствие детей и готовности учащихся к уроку).
У. Проверили, все ли аккуратно лежит на парте.
- Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
II. Минутка чистописания.
На доске написана строчная буква – л
У. Дайте характеристику звуку – л и букве – л
(ученики дают характеристику звуку л и букве л)
У. Строчная буква - л состоит из двух элементов. Пишется буква в один прием, без отрыва руки.
III. Словарная работа.
У. Отгадайте загадки, напишите отгадки.
(два ученика работают у доски, но так, чтобы их работа была недоступна для учеников класса и друг друга. Они пишут отгадки, ставят ударение, делят слова на слоги, подчеркивают орфограммы: заяц, лиса, медведь, дятел, собака).
1.
Зимой – белый, летом – серый.
2
Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,
В сарай попала – кур пересчитала.
А горлана – петуха унесла она в леса.
3
По чаще идет таежный хозяин –
Валежник ломает, пчел разоряет.
Что за зверь – кто отгадает?
4
Лучший лекарь он лесной,
Лечит клювом ствол больной,
В красном, ходит он, берете,
Вы узнали его, дети?
5
С хозяином дружит,
Сторожем служит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком.
У. Какой способ проверки существует при написании этих слов?
Д. Сверка со словарем.
IV. Коллективная работа.
У. Где живут перечисленные вами звери?
Д. В лесу.
У. Кто охраняет лес и жителей леса?
Д. Лесник.
У. Объясните значение слова лесник, с помощью однокоренного слова.
Д. Лесник – лес
У. Составьте предложение про лесника.
Д. Лесник – это сторож леса. Лесник охраняет лес.
(Запись предложений в тетради. Один ученик пишет на доске с комментированием. )
У. Назовите однокоренные слова в последнем предложении.
Д. Однокоренные слова “лесник - лес”.
У. Что еще можно сказать про эти два слова?
Д. Слово “лес” будет проверочным для слова “лесник”.
У. Назовите орфограмму.
Д. Орфограмма – безударная гласная буква “е” в корне слова.
У. Какую орфограмму вы еще заметили?
Д. Слово “лесник” будет проверочным словом для слова “лес”. Орфограмма – парная согласная в корне.
У. Вспомните правила, которым мы пользовались при нахождении орфограмм.
Д. Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная будет ударной. Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором буква парного согласного – окажется перед гласной.
V. Физкультминутка.
Лиса зарядку делает: прыгает, бегает,
Потянулась во весь рост и расправила свой хвост.
VI. Письмо по памяти.
Упражнение в написании слов с безударными гласными. Текст – на доске.
Полюбуйся, в…сна наступает,
Журавли к…р…ванном л…тят.
В ярком зол…те день ут…пает
И ручьи по …врагам шумят.
(И. Никитин)
У. В какой части слова пропущена буква?
Д. В корне.
У. Какой способ проверки будете применять при написании этих слов?
Д. Изменение числа: весна-весны. Подбор однокоренных слов: летят – полет, в золоте -позолоченный, утопает – топит. Проверка по словарю: караван, овраг.
(После проведенной подготовительной работы, дети пишут стихи по памяти. Данный тип работы будет проверяться учителем во время проверки тетрадей. )
VII. Работа с учебником (стр. 173 упр. 326)
(Учитель предлагает прочитать текст вслух одному ученику. )
У. Прочитайте текст. О чём говориться в тексте?
Д. О весне и о том, как радуются весне дети.
У. Озаглавьте текст. Найдите орфограммы. Спишите первый абзац.
(Проверка написанного текста в парах: один ученик читает проверочное слово, другой – проверяемое.)
VIII. Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь – “лесовички”!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
И налево – величаво,
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще…
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились: влево, вправо
Получается на славу!
IX. Упражнение, в написании слов с парными согласными (стр. 172, упр. 324)
(проверка написания слов по цепочке).
X. Самостоятельная работа по учебнику (стр. 173 упр. 325)
У. Спиши загадку по-особому. Там, где выбор букв можешь объяснить, пиши их и подчеркивай; где не можешь – оставляй “окошки”. Отгадку напиши по памятке. Сверь свою запись с записью в словаре, написанные буквы проверь. (Для работы отведено 5 минут)
XI. Домашнее задание.
У. выполните упражнение № 327, используя правила, которые нам помогали на уроке.
* Творческое задание для отдельной группы учащихся: составьте кроссворд из словарных слов, написанных в классе.
XII. Подведение итогов.
У. Наш урок подошел к концу. Какие правила вы вспомнили на уроке?
Д. Мы повторили способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слов. Спасибо за урок.
(Оценивание учителем работы учащихся на уроке.)