“Когда ребята поймут связь
математики
с другими отраслями знаний,математика оживет,
будет увлекать, из трудного предмета
превратится в отрасль знания”
Н.К.Крупская.
Подготовка к уроку.
Индивидуальное задание: подобрать нестандартные задачи на вычисление площади плоской фигуры различного уровня сложности и способов решения.
Цели урока.
- Проверить знания теории.
- Систематизировать подходы к решению задач различного уровня сложности, обратить внимание учащихся на выбор различных способов решения.
- С помощью знаний по информатике повысить: эффективность обучения, математическую грамотность, рациональное использование учебного времени.
- Развивать логическое мышление, расширять кругозор, повышать математическую культуру, навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
- Уметь самостоятельно работать, говорить и слушать, быть постоянно занятым каким-либо полезным делом.
Тип урока.
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Выбор метода обучения.
Эвристический и исследовательский.
Структура урока.
1) Вводное слово учителя.
2) Экскурс в теорию.
3) Решение нестандартных задач, различного уровня сложности и способов решения, при вычислении площади плоской фигуры.
4) Проверка знаний по математике и информатике, для вычисления площади плоской фигуры (проверочная работа).
5) Итог урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель математики: Ребята! Сегодня у нас с вами необычный и нетрадиционный урок. Необычен он тем, что у нас много гостей на уроке, которых мы приветствуем. А нетрадиционен он потому, что это будет интегрированный урок математики и информатики.
На уроке мы с вами обобщим знания по вычислению площади плоской фигуры не только с помощью математики, но и информатики.
План урока таков:
- Мы совершим небольшой экскурс в теорию.
- Рассмотрим решение тех нестандартных задач на вычисление площади плоской фигуры различного уровня сложности и способов решения, которые вы должны были подготовить.
- Проведем проверочную работу.
- И подведем итоги нашего урока.
Напоминаю, чтобы не забывали себя оценивать. Оценочный лист лежит у каждого на парте см. в Приложении 1. (Папка приложений)
2. Экскурс в теорию.
Учитель информатики: Ребята! Включите компьютер и найдите задание по адресу D:\задание 11 класс\pril2-1.pps нечетные номера компьютеров и D:\задание 11 класс\pril2-2.pps четные номера компьютеров. В этих заданиях всем учащимся предлагается, используя определенный интеграл, записать формулы для вычисления площадей фигур, заштрихованных на рисунке. Всего четыре варианта см. в Приложении 2-1; Приложение 2-2. На выполнение задания дается 10 минут. Затем дети, оценивая себя, ставят себе оценку в оценочный лист. После этого ответы см. в Приложении 3, проектируются с помощью мультимедиа проектора на экран и учителя математики и информатики ставят свои оценки в оценочный лист.
3. Решение нестандартных задач, различного уровня сложности и способов решения, при вычислении площади плоской фигуры.
Решение задач у доски делают заранее подготовившиеся ученики, остальные записывают решение в тетрадь.
1 ученик:
Задача. При каких значениях а площадь фигуры, ограниченной линиями у = х2, у = 0, х = а, равна 9?
Математическое решение задачи:
а) Выполним схематический чертеж (рисунок 1)
Рис.1
б) Вычислим площадь фигуры, ограниченной параболой у = х2, осью ох и прямой х = а:
в) Так как площадь по условию равна 9, то а3/3=9 , а3= 27, а = 3. Ответ: а = 3.
Решение задачи с помощью компьютера на языке VisualBasic: (программа 1). Для открытия этого файла нужно установить программу VisualBasic 6.0.
2 ученик:
Задача. Определите все значения k, при которых прямая у = kх делит площадь фигуры, ограниченной параболой у = ах – х2 (а > 0) и осью абсцисс, пополам.
Математическое решение задачи:
4. Проверочная работа.
Учитель информатики: Ребята! Вам предлагается проверочная работа, где нужно выполнить задания решив их на компьютере (составить программу) и решить математическим способом. Сопоставить результаты и сделать выводы. Задуматься над следующими вопросами, на которые нужно ответить.
- Можно ли задания, решенные математическим способом проверить с помощью компьютера?
- Насколько интересней, удобней выполнять решение заданий с помощью ЭВМ?
- Позволяет ли решение подобных задач быстрее, лучше, наглядней понять и разобраться в алгоритме решения как математическим, так и компьютерным способом?
В проверочной работе четыре варианта, в каждом варианте по два задания:
- По готовому чертежу найти площадь заштрихованной фигуры;
- Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями, см. в Приложении 4.
На выполнение проверочной работы дается 20 минут. После, дети оценивают себя, ставя оценки в оценочный лист. Затем учителя собирают оценочные листы и выставляют свои оценки, пока ученики сверяют свои ответы с ответами которые находятся на компьютере по адресу D:\задание 11 класс\Ответы\ pril5.doc которые копируются во время выполнения задания учащимися, см. в Приложении 5.
5. Подведение итогов.
Учитель информатики: Что нового было на уроке?
Учитель математики: В какой момент на уроке было наиболее интересно?
Учитель информатики: Способствуют ли знания по информатике эффективности обучения и более рационального использования времени для решения математических задач?
Учитель математики: Нужно ли проводить подобные уроки?
Раздаются оценочные листы, где выставлены оценки. Ученики подсчитывают средний балл по математике и информатике. Эти оценки выставляются в журнал.
Список литературы
- Аверьянов Д.И., Звавич Л.И., Шляпочкин Л.Я. Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: Выпуски 1, 2, 3. – М.: Школа – Пресс,1993, 1994, 1995.
- Вавилов В.В. и др. Задачи по математике: Начала анализа. – М.: Наука, 1999.
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – 3-е изд. – М.: Просвешение, 1993.
- Саанян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. задачи по алгебре и началам анализа для 10–11 классов. – М.: Просвещение, 1990.
- Сканави М.И. Полный сборник решений задач для поступающих в ввуз. Группа повышенной сложности. – М.: Альянс-В; Мн.:ООО “Хорвест”, 1999.
- Крейг Дж. К., Уэбб Дж. Microsoft Basic 6.0. Мастерская разработчика/Пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Издательского-торгового дома “Русская Редакция”, 2001.
- Н. Д. Угринович „Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование“, Москва, Школьная пресса 2002 г.
- Н. Д. Угринович, „Информатика и информационные технологии 10–11 класс“, Москва, Бином. Лаборатория Знаний 2003 г.