Праздник Царицы Осени

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  1. Создать условия для развития коммуникативных способностей школьников.
  2. Способствовать формированию положительной эмоциональной сферы в кругу общения.

Задачи:

1. Закрепить знания о времени года – осени, месяцах; о признаках и ассоциациях в рамках осенней темы (грибы, овощи, состояние природы)

2. а) Развивать и тренировать память (песни, загадки, стихи), двигательную активность школьников, эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения и чувства праздника).

б) Развивать задатки самоконтроля в поведении детей.

3. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей “ слушать и слышать” и действовать (играть) по правилам.

Предварительная работа:

Распределение ролей по коммуникативным способностям учащихся, разучивание песен, стихов, частушек,танцев, подбор музыкального сопровождения, праздничное оформление зала, подготовка моделей одежды, изготовление костюмов, шапочек, имитирующих грибы и овощи.

Оборудование:

Костюмы глашатых, месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь), инопланетянина, наряды для танцев с зонтиками и парада моделей, шапочки, имитирующие грибы и овощи, свитки с текстом приглашений, чемоданчик с овощами, зонты, реквизит для соревнований.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит песня об осени. Зал украшен букетами из осенних листьев и цветов, нарисованными деревьями с прикрепленными засушенными листьями и шарами).

Осень:

Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете.
Приветливо осень стучится в окошко,
Сегодня мы поиграем немножко.

В день осенний рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать
Милые друзья!
С вами познакомиться хочу я поскорей.
Осенью зовут меня, люблю я всех друзей!
А ваши имена узнаю сразу все.
Ну-ка, вместе. Раз, два, три,
Свое имя назови!

(В этот момент вбегают 3 глашатая в нарядных желто- красных костюмах, шапочках (беретах с перьями). В руках у них свитки.)

1-й глашатай (разворачивая свиток):

- Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Царица – Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на праздник!

2-й глашатай (разворачивая свиток):

- Внимание! Внимание!

Всем Ванюшкам и Катюшкам!
Всем Андрюшкам и Танюшкам!
Всем Иришкам и Мишкам!
Всем Коленькам и Оленькам!
Всем Светкам и прочим деткам!

Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!

3-й глашатай:

- Внимание! Внимание! На празднике будет сама Царица – Осень и три ее сына-Царевича: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь (Оглядывается). Да вот они и сами! Встречайте!

(Звучит торжественная музыка. Три месяца представляются и знакомят со своими помощниками).

Сентябрь:

Я, старый сын Осени -
Щедрый Сентябрь
Каждой зверушке
Подарок припас:
Белке – орешки,
Зайке – капусту,
Ежу-непоседе -
Грибы про запас.

Сентябрь: Эй, команда, выходи, все, что можешь, покажи!

(Выходят дети, изображающие грибы. Они идут по кругу и исполняют “Марш грибов”.)

Раз-два, раз-два, три – ребятушки, вперед!
Все с дороги, прочь с дороги!
Наш грибной отряд идет!
Вот и мы! Встречаем солнце
Разноцветных шляпок ряд.
Дружно вылезли и утром
Все мы вышли на парад!
Раз-два, раз-два,
Три – ребятушки, вперед!
Прочь с дороги, все с дороги
Наш грибной отряд идет!

Царевич Сентябрь (довольный):

- Вот, матушка, видишь, какие у меня помощники!

Царица Осень: Да, грибы-то хорошие. Да как разобраться какие съедобные, а какие нет?

Грибы:

1. Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.

2. Только ты не поддавайся
И пониже наклоняйся!
Раз поганки здесь растут,
Значит белый тоже тут.

З. А под елкой, а под елкой
Кто-то спрятался в иголках -
В темной шляпе набекрень
Боровик укрылся в тень.

4. А лисички и волнушки -
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод.
Кто увидит – тот возьмет.

5. А веселые ребята –
Тонконогие опята,
Притаились возле пня
И кричат: “Ищи меня!”

Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес,
Это чудо из чудес!

В этот момент в дверях слышится какой-то шум. Раздается голос.

Инопланетянин: Земля! Земля! Вызываю землю! Земляне отзовитесь! Я прибыл с мирными целями. Отзовитесь, я прибыл с планеты Марс!

Появляется инопланетянин с чемоданом в руках, в котором что-то стучит и громыхает. Увидев много людей, он удивляется.

- Я приветствую вас, жители Земли! (отдает салют) К нам на планету попал чемодан (кейс), и он очень страшно себя ведет: постоянно шумит и падает на пол. Спектральный анализ кейса подтвердил наши предположения, что эта вещь – земная. (Показывает чемодан).

Сентябрь (радостно): Да, да – это мой чемоданчик. Я так спешил на праздник, что случайно оставил его в межгалактическом пространстве. Спасибо вам большое (берет чемодан).

Инопланетянин собирается уходить, но внезапно останавливается.

- Простите за любопытство, вы не могли бы сказать, что там все время стучит и шумит?

Сентябрь: Да, конечно, мне и самом интересно (открывает чемодан, и оттуда высыпаются разгоряченные спором овощи. На сцену выходят дети, берут каждый свой овощ).

Осень:

Кажется, я поняла в чем тут дело.
Довольно много лет назад
В одной деревне милой
Был огород, а рядом – сад,
Росли в нем груши, сливы.
И фрукты с овощами там
Под солнцем созревали.
Как были овощи дружны.
На грядках веселились.
Но вот заспорили они,
И все переменилось.

Горох:

Хотя я маленький совсем,
Но полезен людям всем
Сладенький мальчишка.

Свекла:

Вот так хвастунишка!
Я полезнее тебя,
Нужна свекла для борща
И для винегрета.
Слаще свеклы нету!

Капуста:

Ты, свекла, помолчи!
Из капусты варим щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!

Огурец:

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
На зубах хрустит, хрустит,
Я могу вас угостить!

Редис:

Румяная редиска я,
Меня все люди знают.
Зачем вы хвалите себя?
Ведь скромность украшает.

Морковь:

Если часто есть морковку,
Будешь сильным, будешь ловким.
Витамином “А” известна,
Людям многим я полезна.

Помидор:

Ты, морковка, несешь бред.
Помидору равных нет.
Ты попробуй сок томатный
Витаминный он, приятный.

Картофель:

Возражаю я тебе,
Каждый день я на столе.
Очень людям нужен я.
Хоть и с виду скромен я.

Лук:

Вы встретите меня везде:
В салате, соусе, борще.
Я блюду каждому дружок –
Простой зелененький лучок.

Инопланетянин:

Вы все овощи важны,
Людям очень вы нужны.
В каждом польза есть для вас.
О чем узнали вы сейчас.
Ну а мне пора прощаться,
На планету возвращаться.
Ждут меня еще дела.
До свиданья, детвора!

Инопланетянин обнимается с овощами. Прощается и улетает на свою планету.

Осень: А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь Золотой! Покажи свои уменья и представь свои творенья!

Октябрь:

Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть это
Улетает наше лето!

Выходи, моя удалая команда, покажите на что мы способны.

(Выходят девочки, исполняют песню “Пусть бегут неуклюже второклашки по лужам”.)

Осень: Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне тоже очень понравились. (Обращается к Царевичу Ноябрю). А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный.

Ноябрь: Уже не представлю, чем, матушка тебя порадовать. Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень.

Земля остыла, улетели птицы,
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом и первым белым снегом
Ноябрь укрывает голый сад.
Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.

(Обращается ко всем детям.)

- Помогите мне повеселить матушку. Вы согласны мне помочь?

Дети (хором): Согласны!

Ноябрь: Хорошо, тогда разделимся на две команды. Девочки будут изображать ветер, а мальчики – дождь, который стучит по крыше.

- Эй, вы, помощники, удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети: Кап, кап, кап.

Ноябрь: А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): -У-У-У-У!

Ноябрь: – Молодцы! А теперь все вместе!

(Дети имитируют звуки дождя и ветра одновременно.)

Ноябрь: – Похоже, еще как похоже! Спасибо!

В круг выбегают девочки и мальчики и исполняют “Танец с зонтиком”. Во время этого ” танца Ноябрь открывает свой большой зонт и держит его над головой Царицы Осени. Танец окончен и в зал вбегают девочки в белых платьицах.

Глашатай (достает шарфы и завязывает): Ой, вот уже и снежинки!

Осень: Ну, хватит, сынок Ноябрь! А то ты нас совсем заморозишь! Да и рано еще! Зима-сестричка только-только валеночки белые примеряет, шубу и рукавички пушистые из сундука достает. Значит, что пока ей не время! Еще поцарствуем мы с вами, детки! (Немного помолчав). Да хорошо мы с вами сегодня попраздновали, повеселились на славу!

Сентябрь: Как, матушка, повеселились? Нешто конец празднику?

Октябрь: Да какой же это праздник без состязаний – соревнований?

Ноябрь: Дозволь, матушка, продолжить наш праздник.

Осень: – Я не против, но нужно и у гостей спросить. (Обращается к детям) Гости мои дорогие, может вы устали?

Дети (хором): Нет!

Осень: Так, значит, продолжим веселиться?

Дети (хором): Да!

Осень (обращается к сыновьям): Давайте, сынки, устраивайте состязания-соревнования”.

Три царевича делят детей на две команды, раздав дубовые и клиновые листочки. Команды должны выбрать капитанов и придумать осеннее название.

Конкурсы

1. Нарисовано дерево, на нем прикреплены молодильные яблочки.

Задание: Каждая команда должна собрать как можно больше яблок. А чтобы было быстрее раздаются по паре волшебных башмаков – скороходов (пустые пластиковые бутылки с прорезями для ног).

2. “Собери изображения”.

Раздаются нарисованные картинки с овощами и фруктами, разрезанные на 8 частей с добавлением лишних деталей.

3. “Кто быстрее”.

Команды по сигналу должны перенести желуди из одной емкости в другую. Команда, справившаяся первой, считается победителем.

4. “Черный ящик”.

Определить по тексту, что находиться в сундуке.

Наверное, еще первобытному человеку было интересно, как он выглядит, для этого он использовал лужицу воды. Затем придумал небольшой бронзовый кружок, который полировал с одной стороны. Современный вид этого предмета изобрели мастера древней Венеции: они на стеклянную поверхность нанесли слой металла. Способ держался в строгой тайне, даже мастера жили на острове, куда посторонний не мог попасть. Тому, кто покидал остров, грозила смерть. Этим предметом украшали богатые дворцы и дома, а бедным он был не по карману, т. к. стоил очень дорого. Сейчас этот предмет есть в каждом доме. О чем идет речь?

5. “Закончи пословицу”.

Задание: Я вам по очереди буду говорит начало пословиц, а вы их закончите.

  • Семь раз отмерь ...
  • Без труда...
  • Дареному коню ...
  • Один в поле ...
  • С кем поведешься ...
  • Слово не воробей ...
  • Лучше синица в руках ...
  • Не имей 100 рублей ...
  • Любишь кататься
  • Поспешишь ...

6. “Конкурс капитанов”.

- Эй, я! Рубаха новая и голова содовая!

Надо же соображать, конкурс капитанов начинать!

Какие буквы странные ...

Совсем, как иностранные ...

7. Парад сказочного дома моделей.

Вручение призов (яблок).

Осень: Закончился конкурс, Закончилась встреча. Настал расставания час. Мы все чуть устали, но нас согревали Улыбки и блеск ваших глаз. До свиданья, друзья! ДО СВИДАНЬЯ! ДО СВИДАНЬЯ! До новых встреч!

Литература

  1. Шевелев В. Серебро или золото. Изд.: Детская литература. М., 1981.
  2. Ночевник Н.В. Общение: наука и искусство. Изд.: 2 изд. “Знание” М., 1980.
  3. Клюева Н.В., Косаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер – коммуникабельность. Изд.: Академия развития, Ярославль, 1997.