Цели курса: Ознакомление с сетевыми технологиями, научиться настраивать компьютер на подключение к сети Интернет, научить пользоваться наиболее популярными службами, находить необходимую информацию с помощью поисковых систем.
Актуальность темы:
С развитием новых информационных и коммуникационных технологий все больше людей испытывает потребность в умении пользоваться возможностями сети Интернет в своей профессиональной деятельности и получать доступ к ее информационным ресурсам.
Сегодня уже почти не осталось сфер человеческой деятельности не затронутых сетью Интернет. Популярность сети постоянно растет в связи с увеличением ее информационной емкости, появлением новых служб и сервисов. Этим и обусловлена актуальность этого курса.
Содержание обучения и требования подготовки учащихся
История создания Интернет
Идея теории коммуникационных пакетов. Принципы работы сети APRAnet. Работа сети NSFnet. Протокол TCP/IP.
Учащиеся должны знать:
- Историю развития сети Интернет;
- Основную идею теории коммуникационных пакетов;
- Характеристику принципа работы сети ARPAnet;
- На каких принципах работает сеть NSFnet;
- Почему WWW называют всемирной паутиной.
Сетевые технологии
Компьютерные сети. Сервер. Клиент. Локальная сеть. Региональная сеть. Корпоративная сеть. Глобальная сеть. Учетная запись. Сетевая типология и ее виды. Функции протокола передачи данных.
Учащиеся должны знать:
- Понятие компьютерная сеть;
- Что представляет собой учетная запись (account);
- Понятие сетевая топология и ее типы.
- Функции протоколов передачи данных;
- Принцип децентрализованного управления Сетью.
Учащиеся должны уметь:
- Охарактеризовывать основные понятие сетевых технологии: сервер, клиент, локальная сеть, региональная сеть, корпоративная сеть, глобальная сеть;
- Различать сетевые топологии.
Адресация ресурсов Интернет
Адреса компьютеров. IP-адреса и DNS. Почтовые адреса. URL-адреса.
Учащиеся должны знать:
- Представление IP-адреса компьютера;
- Функции, выполняемые хост-компьютерами;
- Назначение серверов DNS;
- Структуры постового адреса;
- Способы доступа к информации.
Провайдер
Провайдер. Виды провайдеров. Цены и услуги. Провайдеры нашего региона. Выбор провайдера.
Учащиеся должны знать:
- Функцию провайдера;
- Виды провайдеров;
- Факторы учитывающиеся при выборе провайдера;
- Провайдеров своего региона.
Учащиеся должны уметь:
- Выбирать наиболее подходящего провайдера по ценам и перечню услуг.
Характеристика и конфигурация аппаратной части
Модем. Подключение модема к телефонной линии. Установка программного обеспечения модема.
Учащиеся должны знать:
- Функцию, выполняемую модемом;
- Показатели, характеризующие производительность модема;
- Назначение протоколов связи и коррекции ошибок;
- Типы модемов.
Учащиеся должны уметь:
- Устанавливать программное обеспечение модема;
- Подключать модем к телефонной линии;
- Определять характеристики модема.
Подключение сети Интернет
Установка удаленного доступа к сети. Установка протокола TCP/IP. Установка связи.
Учащиеся должны знать:
- Последовательность действий для запуска удаленного доступа к сети;
- Знать, как устанавливается протокол TCP\IP;
Учащиеся должны уметь:
- Настраивать компьютер на подключение к сети Internet через телефонную линию;
- Производить установку программы удаленного доступа к сети;
- Устанавливать протокол TCP\IP;
- Устанавливать связь с Internet;
Средства доступа к сети Интернет
Браузеры. Internet Explorer и принципы работы с ним.
Учащиеся должны знать:
- Понятие Web-страница;
- Функцию программ браузеров;
- Наиболее известные программы браузеры;
- Как запустить обозреватель Internet;
- Отличие режима работы on-line от автономного;
- Назначение основных кнопок на панели инструментов Internet Explorer;
- Как решается проблема воспроизведения на Web-страницах разнообразны объектов;
Учащиеся должны уметь:
- Запускать браузер;
- Настраивать панель инструментов;
- Работать со строкой адреса;
- Просматривать содержимое Web-страниц;
Работа с содержанием Web-страниц
Отображение Web-страницы. Сохранение Web-страниц. Печать Web-страниц. Загрузка файлов. Настройка работы обозревателя. Меню Избранное. Использование Журнала.
Учащиеся должны знать:
- Как сохранять Web-страницу на внешнем носителе;
- Как распечатывать содержимое Web-страницы;
- Как производить настройку свойств обозревателя;
- Для чего нужен пункт меню Избранное в Internet Explorer;
- Каково назначение средств Журнала.
Учащиеся должны уметь:
- Сохранять Web-страницу на внешнем носителе;
- Распечатывать содержимое Web-страницы;
- Загружать файлы из Internet;
- Производить настройку свойств обозревателя;
- Добавлять Web-страницы в Избранное;
- Очищать список Журнала.
Работа с электронной почтой
Служба электронной почты. Регистрация постового ящика на сервере. Работа с электронной почтой с помощью почтовой программы. Настройка программы Outlook Express и(или) The Bat. Работа с почтовой программой. Спам. Концепция безопасности сообщений.
Учащиеся должны знать:
- Преимущества электронной почты перед обычной;
- Как зарегистрировать почтовый ящик на сервере бесплатной почты;
- Назначение полей ввода Имя, Пароль, Подтверждение пароля;
- Программы, использующиеся для работы с электронной почтой;
- Отличия работы с почтой через Web-интерфейс от работы с почтовой программой;
- Основные элементы окна программы Outlook Express и(или) The Bat;
- Как забрать письма с почтового сервера;
- Как удалять и восстанавливать письма;
- Как создавать и отправлять сообщения;
- Отличия написания ответа от создания нового сообщения;
- Назначение адресной книги;
- Что такое спам и как с ним бороться;
- Способы защиты информации в электронных сообщениях.
Учащиеся должны уметь:
- Зарегистрировать почтовый ящик на сервере бесплатной почты;
- Программы, использующиеся для работы с электронной почтой;
- Использовать основные элементы окна программы Outlook Express и(или) The Bat;
- Забирать письма с почтового сервера;
- Удалять и восстанавливать письма;
- Создавать и отправлять сообщения;
- Добавлять в Адресную книгу информацию об индивидуальном адресате;
- Осуществлять поиск адресов с помощью службы каталогов Internet и в Адресной книге;
- Бороться со спамом;
Поиск информации в сети Интернет
Наиболее популярные поисковые службы. Критерии эффективности работы поисковой службы. Система поиска Яndex. Языки запросов.
Учащиеся должны знать:
- Две группы поисковых служб Internet;
- Наиболее распространенные поисковые системы;
- Критерии эффективности работы поисковой службы;
- Назначение расширенного поиска;
- Как осуществлять поиск в категориях;
- Параметры подписки на запрос;
- Для чего нужен Яндекс.Бар.
Учащиеся должны уметь:
- Осуществлять поиск информации в Яndex;
- Организовывать расширенный поиск;
- Осуществлять поиск в категориях;
- Оформлять подписку на запрос.
Общение
Гостевые книги и доски обсуждений. Чат.
Учащиеся должны знать:
- Для чего нужны гостевые книги и доски обсуждений;
- Что такое чат и его назначение;
- Отличие приватного способа обращения в чате от персонального;
- Организацию общения в Web-чате.
Учащиеся должны уметь:
- Помещать сообщения на доске обсуждений или в гостевой книге;
- Работать в чате.
Служба почтовых рассылок
Принципы работы службы постовых рассылок. Отказ от подписки.
Учащиеся должны знать:
- Принципы работы служб почтовых рассылок;
- Наиболее популярные адреса почтовых рассылок.
Учащиеся должны уметь:
- Оформлять подписку на рассылку;
- Отказываться от подписки.
Связь: телефон, факс и пейджер в одном
Регистрация виртуального телефона. Отправка сообщений на виртуальный телефон. Сообщение на пейджер и сотовый телефон.
Учащиеся должны знать:
- Основные возможности систем унифицированного обмена сообщениями;
- Принципы работы “виртуального телефона”;
- Технологию отправки сообщения на обычный и на “виртуальный телефон” с помощью системы Inter-VPost.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с виртуальным телефоном;
- Отправлять сообщения на обычный и на “виртуальный телефон” с помощью системы Inter-Vpost.
Безопасность в Интернет
Троян. Antiviral Tookit Pro. Dr. Web. Патчи и SSL. Меры предосторожности. Ввод паролей. Доступ к файлам и папкам. Межсетевые экраны.
Учащиеся должны знать:
- Что такое “трояны”;
- Назначение программы Antiviral Toolkit Pro;
- Для чего и в настройках браузерах отключать возможность выполнения скриптов;
- Назначение патчей и Secure Sockets Layer (SSL);
- Меры предосторожности следует предпринимать при работе с электронной почтой;
- Способы составления паролей;
- Назначение межсетевых экранов (файерволы).
Учащиеся должны уметь:
- Работать с программой Antiviral Toolkit Pro;
- Отключать возможность выполнения скриптов в настройках браузера;
- Открывать и отключать доступ к файлам и папкам компьютера.
Компьютерная поддержка.
- Microsoft Windows;
- Internet Explorer;
- Outlook Express;
- The Bat;
- Antiviral Toolkit Pro;
- Dr. Web;
- Inter-VPost.
Рекомендуемая литература
- Вильховченко С.Д. Модем 96. Выбор, настройка и использование. Сопутствующий справочник по телекоммуникациям. - М.: ABF.
- Глушаков С.В., Ломотъко Д.В., Мельников И.В. Работа в сети Internet: Учебный курс. - Харьков: Фолио; М.: ACT, 2000.
- Москвитин Ю. Почтовый ящик или корзина для мусора? // Планета Internet. - 2000. - №38.- С. 50-51.
- Соломенчук В. Интернет: краткий курс. - СПб: Питер, 2000.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - М.; Лаборатория базовых знаний, 1998.