Повторительно-обобщающий урок по теме: "Жизнь первобытных людей"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф на доске:

Пусть предок жизнью жил
полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел горшка слепить из глины,
Боялся духов, выдуманных им.

(В.Берестов)

Цели урока:

  1. Закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества.
  2. Закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой.
  3. Привить учащимся любовь к художественной литературе.
  4. Привить учащимся уважение к древнему человеку.
  5. Воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.

Оборудование:

а) рисунки учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”, творческие работы из пластилина по данной теме;
б) карта– схема “Переход человечества к цивилизации”;
в) план – схема “Древние люди”, где написаны задания учащимся по станциям;

План – схема “Древние люди”

1 станция – “География”;
2 станция – “ИЗО”;
3 станция – “Литература”;4 станция – “Труд”

Класс делится на две команды:

1 команда – “Древнейшие люди”;
2 команда – “Человек разумный”.

Перед началом урока на стол каждой команде ставятся таблички, соответствующие названию команд.

Урок начинается с песни М. Боярского “Песня о вещах”. Учитель приветствует учащихся, обращает их внимание на оформленный класс, благодарит за рисунки и поделки по теме “первобытное общество”.

Урок продолжается, обращается внимание детей на план – схему “Древние люди”.

Дети работают на станции “География”.

(Каждая команда получает листок, с изображением контуров материков: северная Америка, Австралия, Африка).

Работа учащимся предстоит следующая:

  1. Подписать название материка, на котором появился древний человек.
  2. Подписать название океанов, омывающих этот материк.
  3. Подписать названия крупных рек материка.
  4. Отметить область прародины человека.
  5. Показать на :

а) “Политической карте мира” и Карте-схеме “Переход человечества к цивилизации”, как шло расселение людей. (Задание 1 команде).

б) “Политической карте мира” и Карте-схеме “Переход человечества к цивилизации”, древнейшие районы земледелия, а так же назвать современные страны на территории Передней Азии. (Задание 2 команде).

Справившись с заданием на станции “География”, учащиеся переходят к следующей станции “ИЗО”.

Задания к станции “ИЗО”

1. а) Первой команде предлагается нарисовать и прокомментировать жилище  “Древнейшего человека.
б) Второй команде необходимо нарисовать и прокомментировать жилище “Человека разумного”.

2. Далее:

а) Первой команде необходимо рассказать о появлении религии.
б) Второй команде о возникновении искусства.

При ответах учащиеся используют дополнительную литературу – художественную книгу

Э. д/ Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”, энциклопедию “Я познаю мир”, так же можно использовать учебник “ История древнего мира” (авторы А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С. Свенцицкая). Также при ответах можно использовать рисунки на стендах в кабинете.

После завершения работы, на станции “ИЗО”, учащиеся выполняют физические упражнения.

Небольшая физкультминутка необходима для того, чтобы снять усталость и сконцентрировать внимание учеников на последующую работу.

Упражнения физкультминутки

  1. Ходьба на месте.
  2. Упражнение для позвоночника и плеч.
  3. Упражнение для кисти рук.
  4. Упражнение для шейного отдела позвоночника.
  5. Упражнение для глаз.

Все эти упражнения можно выполнять как с учителем, так и с физоргом класса.

Опыт проведения такой физкультминутки показывает, что учащиеся с удовольствием выполняют данные упражнения. Они необходимы, для снятия утомляемости учеников и повышения их работоспособности.

После физкультминутки переходим на станцию “Литература”

Задания к станции “Литература”

Дети работают по материалам книги французского писателя Э. д/ Эрвельи

“Приключения доисторического мальчика”.

Вся работа на данной станции коллективная, обе команды дополняют друг друга.

Примерные вопросы:

1. Кто автор книги?

2. Назовите главного героя книги.

3. Что означает имя главного героя?

(Крек – “разрушитель гнезд”, или “птицелов”).

4. Перечислите, какие наказания предусматривалось тому, кто не доглядел огонь?

5. Для чего был необходим огонь людям в стаде Крека?

6. Расскажите, почему Крек не смог сохранить огонь?

7. Как удалось выжить Креку, хотя он был обречен на верную смерть?

8. Какое приспособление было у Фо – “чужеземца”?

9. О чем вы узнали из прочитанной книги?

10. Расширились ли ваши знания о первобытном человеке?

Полученные ответы позволяют сделать вывод, что использовать художественную литературу на уроках истории необходимо. Она способствует более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала по теме: “Жизнь первобытных людей”. Художественный образ облегчает восприятие исторического прошлого,

Завершив работу на станции “Литература”, учащиеся переходят к станции “Труд”.

Учитель вместе с учащимися беседует о том, что первобытный человек умел изготавливать орудия труда, оружие, шить одежду.

Зачитывается отрывок из песни.

…И в пасмурной Гренландии
И в солнечной Италии
Носил с собою человек
Все имущество своё-
Обрывок шкуры мамонта
Вокруг талии,
Под мышкой каменный топор,
А в руке – копьё.

Задания к станции “Труд”:

1. Учащимся даётся задание составить рассказ:

I команда – о возникновении земледелия;
II команда – о возникновении скотоводства.

(Учащиеся могут при ответах использовать предварительно нарисованный дома рисунок или поделки – “Орудия труда” первобытных людей – земледельцев).

В рассказах учащихся должно обязательно прозвучать:

а) время появления скотоводства и земледелия на Земле;
б) кто был основателем земледелия и скотоводства;
в) какие орудия труда использовали;
г) образ жизни людей.

2. Рассказать о новых занятиях человека:

а) гончарное дело;
б) Обработка металла.

(Работа коллективная обе команды дополняют друг друга при ответах).

3. Учащиеся должны самостоятельно на уроке:

а) изготовить лук (мальчики);
б) сшить одежду “Человека разумного” (девочки).

(Задание одинаково для обеих команд).

При выполнения этого задания, учитель должен заранее подготовить:

а) материал для изготовления лука (ветка);
б) иголки, нитки, ткань и куклы.

Учитель говорит, что каждый уважающий себя человек должен знать историю.

“Гордится славою своих предков
Не только можно, но и должно!
Не уважать оной –
Есть постыдное малодушие”.

(А. С. Пушкин)

История – наука о жизни людей в прошлом, изучая ее, мы узнаем о делах, о поступках людей. История всегда вызывала огромный интерес, это объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своей Родины и человека в целом.

После выполнения последнего задания на станции “Труд” подводятся итоги работы команд.

Заключительная часть урока.

Итоги подводит жюри, в состав, которого входят присутствующие на уроке учителя.

Лучшая команда получает оценки “отлично”, а проигравшие “хорошо”. Оценкой “отлично”, могут также оцениваться учащиеся, неоднократно давшие дополнительные ответы.

Заканчивая урок, необходимо поблагодарить ребят за помощь в проведении урока, а также выслушать их впечатления об уроке.

Использованная литература

1)Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И. С. “История древнего мира” М. Просвещение. 2002 г.
2)Виноградова Н. А., Дмитриева Н. А. “Искусство древнего мира” М. 1983 г.
3)Д’Эрвельи Э. “Приключения доисторического мальчика”. М. 1983 г.
4) Мультимедийная энциклопедия “Кирилла и Мефодия” 2003 г.
5) Редер Д. Г., Черкасова Е. А “История древнего мира”: в 2 частях М. 1985 г.