Конспект занятия "Зимняя прогулка" для старшего дошкольного возраста. (Музыка и развитие речи)

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • активизировать речь детей, используя разные виды музыкальной деятельности;
  • воспитывать интерес и уважение к творчеству композитора – классика П.И. Чайковского;
  • формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства.

Оборудование:

  • Фонограммы, ритмический аккомпанемент к песне, атрибуты для танцевальной импровизации (дождик, снежинки).
  • Портреты П.И. Чайковского, А.С. Пушкина.

Ход занятия

Звучит музыка польки “Кремена”. Дети “цепочкой” забегают в зал и выстраиваются на танец.

Танцуют.

Полька “Кремена” [1]

Музыкальный руководитель.Весельем, задорным танцем вы встретили первый день зимы. Чудесный морозный денёк, снег скрипит под ногами и блестит на солнце. Приглашаю вас на зимнюю прогулку. (читает)

Зима пришла непрошено,
Зима пришла тайком,
Наутро запорошила
Все улицы снежком.

По показу музыкального руководителя дети поворачиваются друг за другом, идут, высоко поднимая ноги. Дети вместе с музыкальным руководителем.

Читает музыкальный руководитель вместе с детьми

Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу

Музыкальный руководитель.

А теперь бочком, бочком
Друг за другом все бегом

Вместе с детьми.

Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.
Отставала, догоняла.
- Стоп ! – сказала. – Я устала.
Ножка ножку догоняла,
Всё бочком за ней скакала.

Дети двигаются боковым галопом в указанном направлении, в конце – остановка. Движения выполняются одновременно с проговариванием текста (с помощью музыкального руководителя). Упражнение выполняется в подвижном темпе. С последующим повторением темп ускоряется.

Музыкальный руководитель анализирует выполнение движения детьми.

Песня-игра “Выпал беленький снежок” [2]

(А. Ануфриева, на мотив русской народной песни “Как на тоненький ледок”, без музыкального сопровождения”)

Музыкальный руководитель

Выпал беленький снежок,
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег –
Засыпает он нас всех
Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег –
Мчимся мы быстрее всех
Парами бегут по кругу. Один ребенок отводит руки назад, второй держится за них (“саночки”).
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег – белый снег –
Кружит падает на всех.
Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж, ноги скользят по полу.
Мы из снега ком слепили,
Даже куклу смастерили
Снег, снег, белый снег –
Вышла кукла лучше всех !
“Лепят снежки” (ладошки держат “чашечкой”). Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево.

Музыкальный руководитель. Поиграли со снежком, начинают замерзать руки. Будем согреваться разогревалочкой.

“Зимняя разогревалочка” М. Рузина [3]

(массаж рук, логопедичекая гимнастика)

Дети вместе с музыкальным руководителем проговаривают

Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
Дети медленно растирают одну ладонь о другую.
Сначала ладошки,
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки,
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Растирают ладони всё быстрее.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня!
Вытягивают вперед раскрытые ладони.

Музыкальный руководитель. Согрелись ладошки! Что вы чувствуете ? (ответ детей).

А сейчас “Греем нос”. Губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые ее края были прижаты, а по середине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос.

“Греем щеки”. Поочередно надуваем правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Все согрелись!

Воспитатель: Скажите ребята, какая она, зима? Холод….

Дети : Холодная

Воспитатель: Мороз - ….

Дети : Морозная

Воспитатель: Стужа -….

Дети : Студеная

Воспитатель: Вьюга - ….

Дети : Вьюжная

Воспитатель: Лёд - ….

Дети : Ледяная

Воспитатель: Снег - ….

Дети : Снежная

(Коррекционная работа по развитию речи детей)

Хоровод “Просто пришла зима”, музыка и слова С. Старченко [4]

Звучит знакомое детям произведение П.И. Чайковского “Зимнее утро”

Дети подходят к инструменту и садятся.

Музыкальный руководитель.

Тихо, тихо сядем рядом
Звуки музыки кругом

Дети дослушивают до конца. Узнают музыкальное произведение, называют.

Музыкальный руководитель. Знакомое вам произведение П.И. Чайковского “Зимнее утро”, из детского альбома. (вносит портрет композитора) [5]

Какое настроение передал композитор? (ответ детей)

Обобщение. Мрачное, тоскливое, не хочется гулять.

Каждый зимний день начинается с морозного утра. У А.С. Пушкина есть стихотворение “Зимнее утро”. Послушайте (вносит портрет поэта, выразительное чтение).

А.С. Пушкин “Зимнее утро”. [10]

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

В чем вы видите разницу описания утра у разных авторов? (ответ детей)

Обобщение. У А.С. Пушкина зимнее утро солнечное, чудесное, с голубыми небесами, с великолепными коврами, блестящим снегом, блестящим льдом – веселое, радостное. А у П.И. Чайковского зимнее утро холодное, ветренное, снежное, мрачное.

Музыкальный руководитель. Я знаю, что каждый из вас приготовил – о зиме, о елке, о празднике 2-3 стихотворения. Сейчас будет звучать знакомое вам произведение П.И. Чайковского “Сладкая грёза” [5], попробуйте подобрать к ней соответствующее стихотворение и прочитать всем.

Дети читают стихи о предстоящем празднике, о елке, о подарках – по желанию. Музыкальный руководитель поощряет детей за умение соотнести настроение музыки и стихов.

Музыкальный руководитель. Зима – сказка. У П.И. Чайковского тоже есть сказка – балет “Щелкунчик” [5], многие из вас посмотрели мультфильм “Щелкунчик” и слышали музыку из балета. Сейчас будет звучать “Вальс снежных хлопьев”. Возьмите в руки ниточки новогоднего дождика, снежинки и вместе с композитором передайте настроение музыкального произведения. (Дети импровизируют, музыкальный руководитель анализирует их творческие проявления.)

Звучит фонограмма “Лошадки” [1] музыкальный руководитель предлагает вслушаться.

Музыкальный руководитель. Какая красивая лошадка к нам подъехала. Приглашает нас прокатиться. Поехали!

Речевая игра “Едем на лошадке”, Т. Тютюнниковой [6]

(знакомая детям)

Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой.
Дети цокают языком/
Санки скрипят, Произносят “Ш!, Ш! ….”
Бубенчики звенят, “Динь-динь!” в высоком регистре,
Дятел стучит, “Тук – тук!... ” - в среднем,
Вьюга свистит, Звук [с] на продолжительном выходе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны,
Белка на елке
Орешки грызет,
“Цок! Цок!” коротко и остро,
Рыжая лисичка
Зайца стережет.
“Ф… Ф…” сердито и энергично,
Холод, холод “В…” на продолжительном выдохе ,
Стужа, стужа. “Бр-р …”,
Снег пушистый
Кружит, кружит…
“О…”, несколько раз, поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний.
Ехали мы, ехали,
Наконец доехали:
Цокают языком.
С горки – ух !
В ямку – бух !
Приехали !
Произносят “У-ух!” делая глиссандо с самого верхнего звука до самого нижнего;

“Бух !” - в нижнем регистре.

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к инструменту и посмотреть на ритмический рисунок музыкального произведения, узнать его.

Какой песне соответствует этот ритмический рисунок? (ответ детей)

Правильно “Что такое праздник?”, музыка С. Филатовой [7] (дети вместе с воспитателем прохлопывают ритм песни).

Музыкальный руководитель предлагает детям спеть поочередно с микрофоном.

Музыкальный руководитель. А сейчас посмотрите на артикуляцию моих губ и по моему беззвучному пению узнайте, какую я пропеваю песню

(исполняет беззвучно без музыкального сопровождения)

Песня “Что такое новый год?”, музыка Чичкова [8]

Затем поют все хором, под музыку; музыкальный руководитель анализирует пение детей).

Воспитатель: Хлопнем раз, хлопнем два,

Начинается игра!

Игра “Ледяные фигуры”, слова и музыка М. Картушиной [3]

(знакомая детям)

Снегом заметает всё
Ветер ледяной,
Дети идут по залу врассыпную вращая кулачками перед грудью.
В круговерти кружимся Кружатся на месте.
Даже мы с тобой.
А мороз ударит как - Сжимают пальцы в кулаки и разводят руки в стороны. На слово “как” ударяют кулаками друг о друга.
Всё скует на раз . Вытягивают руки вперед.
И фигурой ледяной
Станем мы сейчас.
Качают головой из стороны в сторону, руки на поясе.
Мороз ударил – раз !
Мороз ударил – два !
Мороз ударил – три !
Хлопают в ладоши (3 раза)
Ледяная фигура,
На месте замри!
Принимают различные позы на сильную долю такта и замирают на последнее слово. Пошевелившиеся выбывают из игры.

Игру повторить по желанию детей 2-3 раза.

Итог занятия

Музыкальный руководитель предлагает детям знакомую игру

“Пальчик-мальчик”, М.Ю. Картушиной. [3]

Музыкальный руководитель.

Пальчик – мальчик, где ты был?
Где ты с братцами ходил?
Пальцы рук сжимают в кулачки, выпрямляют и сгибают большой палец.
- С этим – я в снегу валялся,
С этим – с горочки катался,
С этим – в парке я гулял,
С этим – я в снежки играл.
Поочередно массирует пальцы, начиная с указательного.
Все мы пальчики – друзья,
Где они,
Сжимают и разжимают пальцы .Показывают 4 пальца, прижав большой палец к ладони.
Там и я ! Показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони.

Дети большим пальцем показывают отношение к занятию. Если большой пальчик задорно смотрит вверх, то занятие, т.е. зимняя прогулка – понравилась. Если в сторону, то что-то не понравилось.

Прощаются. Уходят спокойно под музыку П.И. Чайковского “Вальс снежных хлопьев”.

Литература

  1. А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. – Санкт – Петербург, 2000.
  2. Н. Ветлугина, Л. Волкова, И. Дзержинская. Музыка в детском саду. – М., 1975.
  3. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2004. 2006
  4. И.Г. Смирнова. Колокольчик №24 – 2002.
  5. П.И. Чайковский. Детский альбом. – М., 1982.
  6. Т.Э. Тютюнникова. Речевое музицирование. Музыкальная палитра. 2004 №1.
  7. Т.Б. Корябина, Ю.В. Ильина, Е.Б. Небургилова. Музыкальный руководитель. 2006. №3.
  8. В.М. Кузина, Е.В. Соловьева. Дошкольное воспитание 1999. №10.
  9. Н.А. Морева. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. – М., 2004.
  10. А.С. Пушкин. Сочинение в трех томах. – М., 1985.