“Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики”. (К.Д.Ушинский)
К сожалению, многие люди считают, что математика – “сухая” наука и в ней нет ничего интересного, одни цифры да формулы. Методическое объединение математиков МОУ “Лицей №44” г. Чебоксары активно работает над вопросом занимательности и необходимости математики. В решении этой проблемы предлагаются два пути:
1) активизация и разнообразие форм деятельности на уроках
2) внедрение ИКТ в учебный процесс
3) кропотливая, разносторонняя внеурочная работа...
Одной из форм внеурочной работы являются недели математики, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников. И методическое объединение математиков школы очень активно работает над вопросом полноценного и качественного проведения тематических недель, их формы и содержания.
Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Неделя математики проходит в ноябре-декабре каждого учебного года. В подготовке участвуют все учителя математики, физики, информатики и инициативная группа из учеников, проявляющих повышенный интерес к точным наукам. Примерно за 2 недели составляется план проведения мероприятий, степень заинтересованности учеников школы. При организации мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников всех параллелей.
При планировании предметной недели в 2006/07 году мы решили предложить оригинальные задания, продумали оформление и мероприятия. Мы старались учитывать разную математическую подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам.
Чтобы неделя математики прошла интересной и была более запоминающей у учителей, учащихся и родителей учителя математики Кириллова Р.И. и Скворцова Ж.Ю. предложили учащимся 5-6 классов увлекательное мероприятие “Конкурс замков из геометрических фигур”.
Предлагаю Вашему вниманию разработку этого мероприятия:
Цель:
- повышение интереса к математике и информатике;
- развитие геометрического мышления и пространственного воображения;
- применение математических знаний на практике;
- воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи;
- расширить математический кругозор учащихся;
- обобщить и проверить знания учащихся о текстовом редакторе WordPad, графическом редакторе Paint, табличном процессоре EXCEL;
- продолжить работу по воспитанию у учащихся ответственности, уважения к себе и своим соперникам
- позволяет инициировать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, развить творческий подход при выполнении заданий.
Прогнозируемый результат:
- эмоциональные переживания, радость победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённое мероприятие не должно оставить учеников равнодушными;
- изменение в личности ребёнка (появился интерес к предмету, притупился страх перед математикой – это можно будет наблюдать на уроках);
- Проведенное мероприятие должно научить детей работать в группе.
Материалы, необходимые учащимся: цветные картоны, ножницы, цветные фломастеры, клей.
Оборудование: столы для выставки геометрических замков.
Ход проведения
По структуре мероприятие разделено на 2 части.
Первая часть мероприятия – домашнее задание.
За две недели до конкурса учителя математики на уроках объявляют конкурс геометрических замков. В 5 классе этот конкурс как раз совпадает с преподаванием начальной геометрии. Школьники, желающие принять участие в этом мероприятии, объединяются в группы и начинают составлять эскизы проектов - замков из геометрических фигур.
Проекты можно реализовать на уроке информатики в старших классах в графических редакторах (MS Paint, Adobe Photoshop, Corel и т.д.) Предлагается на обозрение один из таких проектов, выполненных в программе 3DMax.
Рисунок1
Рисунок2
Вторая часть мероприятия:
Разработав проекты (или получив проекты от старшеклассников) школьники 5-6 классов переходят к практической части.
На уроке математики можно предложить классу сделать геометрические фигуры. Класс должен работать как единое целое: кто-то делает кубы, кто-то цилиндры, кто-то конусы и т.д. Можно выбрать одного учащегося для распределения геометрических фигур среди одноклассников. Они должны быть одинаковых размеров, иначе их невозможно склеить в единое целое. Учитель может предложить стандартные измерения, например 5*5*10 см. Фигуры делают из цветного картона. Учителям необходимо проследить, чтобы фигуры были одинаковых размеров, аккуратно склеенные, подобраны по цвету.
Как только все детали собраны, можно собирать замок. Наступает самый интересный, творческий момент.
Каждому замку можно дать название. Командам необходимо дать время на возведение замков, которые выставляются на всеобщее обозрение в фойе школы в течение всей декады математики. Достаточно одной недели, чтобы учащиеся могли приготовить замки.
Оценка замков:
Для оценки замков выбираются жюри из учащихся 10-11 классов. Жюри разрабатывают критерии оценки.
Критерии оценки конкурса:
- оригинальность идеи (0-5);
- оригинальное название, соответствующее замку(0-5);
- аккуратность в построении деталей замка (0-5)
- своевременность исполнения (0-5)
- эстетическое оформление (0-5)
Кроме этого члены жюри проводят открытое голосование среди учащихся школ. Желающие проголосовать за класс могут подойти к жюри и оставить свой голос. Результаты голосований обрабатываются на уроке информатики с помощью табличного процессора EXCEL.
Классы | 5а | 5б | 5в | 5г | 5д | 6а | 6б | 6в | 6г | Баллы | Места |
Оригинальность идеи | |||||||||||
Оригинальное название, соответствующее замку | |||||||||||
Аккуратность в построении деталей замка | |||||||||||
Своевременность исполнения | |||||||||||
Эстетическое оформление | |||||||||||
Открытое голосование учащихся |
Конкурс заканчивается подведением итогов:
- на уроке информатики учащиеся старших классов в текстовом редакторе выпускают газету с фотографиями лучших замков и дарят участникам мероприятия;
- Таблица с результатами вывешивается в фойе школы;
- лучшие работы награждаются грамотами.
После праздника приходят будни, но интерес к предмету остается и урок геометрии воспринимается учениками уже совсем по другому.
Вот такие геометрические замки получились у ребят в МОУ “Лицей №44”