Тип урока:
- повторительно-обобщающий;
- интегрированный (история + ОПЗ);
- с элементами лабораторной и практической работы.
Оформление доски: в центре - Тема Права человека в ВФР.
Слева – даты: 26 августа 1789г.
Сентябрь 1791г.
10 августа 1791г.
2 июня 1793г.
27 июля 1794г.
Справа – имена: Жак Тюрго
Жильбер де Лафайет
Жорж Дантон
Максимилиан Робеспьер
Наполеон Бонапарт
Материалы и оборудование: набор карточек “ даты - событие”, “ имя – характеристика”; комплект раздаточного материала (см. Приложение); учебник Юдовская А. Я. “Новая история 1500-1800гг. ”.
ЦЕЛИ урока:
1. Воспитание уважения к человеку, его правам; отрицание насилия как способа решения проблем.
2. Совершенствование навыков работы с историческими источниками.
3. Развитие навыка анализа исторической ситуации, умения обобщать, делать выводы, давать оценку.
4. Повторить и закрепить знания по теме.
Ход урока
- Орг. момент. Вступительное слово учителя - постановка целей и задач урока.
- Фронтальная работа – у доски два ученика работают с карточками, задача – сопоставить даты и события, имена и Характеристику; остальные ученики играют в “ верю - не верю” (предлагают друг другу определить истинность утверждения, например, первый ученик утверждает - Революция началась в 1786г. , другой отвечает – не верю и предлагает своё утверждение.)
- Учитель подводит итоги, исправляет ошибки. Далее обсуждаются вопросы – каковы причины революции, какие цели ставили перед собой её участники. Когда были достигнуты эти цели? Какой документ был принят на этом этапе?
- После ответов учащихся, ребятам предлагается проанализировать два документа (тексты и вопросы к ним см в Приложении № 2).
- Далее небольшая сценка о жизни парижан времён якобинской диктатуры (см. Приложение № 1).
- Выводы (делают ученики с помощью учителя) 1) революции начинаются, когда люди понимают, что их права нарушены; 2) революций можно избежать; 3) реформы лучше революций.
- Подведение итогов, выставление оценок.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Сценка ПАРИЖ В ГОДЫ ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ.
Действующие лица:
Гражданин Флешар
Гражданка Мари
Гражданка Жанна
Гражданка Аннет
Гражданин Флешар (встречает гражданку Мари): Доброе утро, гражданка Мари! Куда это ты торопишься так рано?
Гражданка Мари: Доброе утро, гражданин Флешар! Мне надо успеть до 7 часов занять очередь за хлебом. Если я не успею схватиться за верёвку, мне не достанется хлеба и вся семья останется голодной. Прощайте, гражданин!
Гражданин Флешар: Прощай! (уходит)
Появляются Гражданка Жанна и Гражданка Аннет. Они торопятся.
Гражданка Жанна: Мари, дорогая, здравствуй! Идём скорее! Я слышала, что сегодня хлеба будет мало. Нам надо торопиться!
Гражданка Аннет: А ещё говорят, что вчера опять раскрыли заговор роялистов! Хоть бы уже быстрее казнили всех врагов республики! Тогда, наверное, жизнь наладится.
Гражданка Мари: И всё-таки, при короле лучше было. Не то, что бы я уж очень короля люблю. Но нынешние уж очень злы. Чего они хотят? Они преследуют слабых и беззащитных – молочника, угольщика, водоноса, прачку. Они успокоятся только тогда, когда восстановят против себя весь бедный люд!
Гражданка Жанна: Тише! Тише! Гражданка Мари, за такие слова можно оказаться на гильотине!
Гражданка Аннет: Да, да, вчера казнили одну девушку только за то, что она сорвала с головы кокарду и бросила её на землю. Хватить болтать, нам надо торопиться.
Гражданин Флешар (вбегает) : Он мёртв! Он мёртв! Он убит какой-то девицей прямо у себя в ванне!
Гражданки ахают: Что же теперь будет?
Гражданин Флешар (взволнованно): что будет, что будет! Раскроют новые заговоры, казнят новых врагов. (уходит).
Гражданки (вместе): Хлеб! Бежим! Может, ещё успеем!
Вопросы и задания к сценке.
- Какие особенности повседневной жизни парижан показаны в этой сценке?
- О ком говорит гражданин Флешар: “Он мёртв! Он убит!”? Что вам известно об этом человеке?
- Как вы думаете, что случится с героями этой сценки?
- Какие права человека были нарушены в годы якобинской диктатуры?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Документ № 1.
Декларация независимости США 4 июля 1776г.
Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем неотчуждаемыми правами: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены правительства. Народ имеет право изменить или уничтожить правление и учредить новое правительство, основанное на таких принципах, какие, по мнению народа, могут способствовать его безопасности и счастью…
В силу этого мы, представители США объявляем от имени народа, что соединённые колонии должны быть свободные и независимые Штаты. Они приобретают полное право объявлять войну, заключать мир…и совершать всё то, на что имеет право всякое независимое государство…
Документ № 2
Декларация прав человека и гражданина.
- Все люди рождаются свободными и равными в правах.
- Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
- Источник всей верховной власти всегда находится в нации.
- Свобода состоит в праве делать всё, что не вредит другому.
- Закон должен быть равный для всех.
- Никто не должен быть тревожим за свои убеждения.
- Собственность есть право неприкосновенное и священное.
Вопросы и задания к документам.
- Сравните тексты документов. Выделите общие положения. Какие права провозглашены в Декларациях?
- Какие исторические события способствовали принятию этих документов? В чём схожесть этих событий?
- В какой стране положения Декларации соблюдались, а в какой - нет? Почему?
- Как отразилось на жизни людей отношение власти к Декларации?