Цели урока:
1. Дидактические:
- дать детям понятие основных форм земной поверхности;
- познакомить со строением холмов и гор;
- познакомить учеников с видами водоемов;
- научить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
- сравнить реку и озеро.
2. Развивающие:
- способствовать развитию творческого, логического мышления на основе наблюдения и сравнения.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края; воспитывать экологическое отношение к окружающему миру.
Оборудование: карточки со словами (горизонт, компас стороны горизонта); конверты с заданиями, иллюстрации равнин, гор, озер, рек, морей; атлас Республики Башкортостан.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар. (планета Земля).
- Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности, а также водоемы.
- Как настоящие путешественники мы обязаны много знать, чтобы не заблудиться. На прошлом уроке мы учились пользоваться компасом, определять стороны горизонта по местным признакам и сейчас мы все это повторим.
3. Проверка домашнего задания.
- Сейчас каждая из команд получит набор карточек с буквами, из них вы составите слово и объясните его значение.
Горизонт – земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.
Компас – прибор для точного определения сторон горизонта.
Стороны горизонта – четыре основных направления: север, юг, запад, восток.
- Молодцы! А сейчас вы покажите свое умение пользоваться компасом.
Каждой команде я даю направление, где нужно искать конверт со следующим заданием.
- юг.
- запад.
- восток.
(c помощью компаса каждая команда находит свой конверт, в котором спрятано задание).
- Теперь можете приступить к выполнению задания.
1. Определите, в какую сторону идет группа туристов. Если по ходу движения они видят, что кора на отдельно стоящих в лесу деревьях суше, тверже, светлее, встречаются натеки и сгустки смолы. (так как все эти признаки показывают южную сторону, а группа движется в противоположном направлении, то туристы идут на север.)
2. Определите, в какую сторону движется машина. Если ей пришлось объезжать лежащий на дороге камень покрытый лишайниками и мхами. (так как эти признаки показывают северную сторону, а машина направляется в противоположную сторону, то машина движется на юг).
3. Определите сторону света. Здесь почти всегда расположен муравейник, его сторона более пологая, с этой стороны раньше созревают ягоды и фрукты. (юг).
- Я думаю, что таким путешественникам никакая дорога не страшна, поэтому мы отправляемся в наше путешествие.
4. Изучение нового материала.
- путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора.)
- Попробуйте по иллюстрации рассказать, что такое горы.
Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночные горы встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.
Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины.
Равнины бывают плоские и холмистые. Попробуйте объяснить почему, по данным иллюстрациям.
Плоские равнины имеют плоскую поверхность, на холмистой равнине есть возвышения. Возвышения на равнине это – холмы.
- Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже?
- В любой горе и в любом холме можно выделить следующие части:
- . подошва – это место где начинается холм,
- . вершина - самая высокая часть горы,
- . склон – это часть холма расположенная между подошвой и вершиной.
Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров! Самые высокие горы Европы – Кавказские горы. Самая высокая здесь вершина Эльбрус – 5642 метров. На территории Башкирии тоже есть горы – Уральские горы. Одна из самых известных вершин - гора Ямантау. Найдите ее высоту если известно, что она ниже горы Эльбрус на 4004 метра. (1638)
5. Физкульминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали.
6. Какие бывают водоемы.
Река.
- Посмотрите внимательно на карту и скажите какого больше всего цвета присутствует на ней? (голубого).
- А что на карте обозначают голубым цветом? (водоемы)
- Какие водоемы вы знаете?
- Первый водоем о котором сегодня пойдет речь – это река. В России очень много рек. Такие как Волга, Обь, Енисей и д.р. На карте реки обозначены тоненькими синими ниточками. Чем больше ниточка, тем больше и полноводнее река. Возле каждой ниточки название реки. И у нас в Башкирии рек не мало. Откройте физическую карту Башкирии и в течении одной минуты найдите и выпишите название рек Башкирии.
- Какие реки вы нашли?
- Многие из вас готовили доклады про реки Башкирии? Кто готов? (слушание докладов.)
- У каждой реки выделяют некоторые части: (чтение учебника на стр. 78). исток – место, где река начинается, это может быть родник, болото, озеро или родник в горах.
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.
Реки и ручьи, впадающие в реку справа по ходу течения называются правыми притоками, с левой – левыми притоками.
7. Работа в учебнике.
- Летом герои нашего учебника Сережа и Надя вместе с папой побывали за городом. Они обследовали местные речки Незнанку и Осетрик, а также озеро Круглое. Ребята составили вот такую схему (стр 79).
- Определите куда впадает Незнанка, Осетрик?
- Какая река является притоком?
Озеро.
- на схеме, с которой вы сейчас работали, изображены реки и озеро. Попробуйте объяснить, чем река отличается от озера? (река - это постоянный водоток. Озеро – это природный водоем со стоячей водой).
- Одно из красивейших озер России – озеро Байкал. Вода в Байкале такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине. К сожалению воды Байкала сейчас уже не так чисты как раньше. Как вы думаете почему?
- Известное озеро Башкирии Асликуль. (доклад.)
Море.
- О каком водоеме пойдет речь вы узнаете отгадав загадку:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (море)
- А кто из вас был на море? На каком море вы бывали? Сможете ли вы показать его на карте? А чем отличается море от других водоемов? Какие животные живут в море?
8. Закрепление изученного.
Назовите основные формы земной поверхности. Сейчас каждая команда получит карточку с названием той или иной формы земной поверхности. Прикрепите ее к нужной иллюстрации.
Какие части можно выделить на горе? Прикрепите карточки к нужной части горы.
С какими водоемами познакомились?
Назовите части реки.
На своих схемах расставьте номера в соответствии с названием части.
9. Домашнее задание.
Стр. 76 –81, уметь пересказывать.
Нарисовать иллюстрацию к сегодняшнему уроку.
Литература.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл. В 2 ч. – М.: Просвещение.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу “Мир вокруг нас” 2 класс.- М.: Вако, 2003
- Хисматов М.Ф., Сухов В.П. География Башкортостана 9 класс. Уфа: Китап, 2000.
- Хисматов М.Ф. Атлас Республики Башкортостан.