Цели:
- Дать представление о русской печке, ее месте в доме и ее назначении.
- Развивать логическое мышление, образное восприятие мира, истории нашего прошлого.
- Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту.
Оборудование: доска, макет русской печи, ухват, кочерга, чугунок, иллюстрации.
Ход урока
I. Введение в тему.
Учитель читает загадку:
Что за зверь:
В зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него - сядешь, а с места тебя не свезут…
- Что это?
Дети высказывают мнения. Приходят к выводу, что это печь.
Учитель: У кого дома есть печь? А кто видел печь?
Ответы детей.
Учитель: опишите печь. Какая она?
Дети называют части печи: дверцы, плита, поддувало…
Учитель: Какую работу выполняет печь?
Ученики: греет, на ней готовят.
Учитель: Где стоит печь?
Ученики: В кухне, в кочегарке.
Учитель: В каком углу?
Ученики: Где удобно.
II. Основной этап. Тема.
Учитель: А давайте, перенесемся на много лет назад. Дома тогда были деревянные, а изба состояла из одной комнаты.
Взгляните на печь, которая стояла в такой избе, (учитель обращает внимание детей на макет печи). Отличается ли она от современной печки? Ели – да, то чем?
Высказывания учеников по наблюдениям.
Учитель помогает: есть овечье, лежанка, печурки (слова вывешиваются на доске).
-Как вы думаете, печь изменилась только внешне, или ее работа тоже изменилась?
Дети высказывают суждения.
Учитель: А начнем мы с места. Какая главная работа печи?
Ученики: греть.
Учитель: Где нам надо поставить печь, чтобы она обогревала всю избу? Давайте порассуждаем. Можно ее поставить вдали от входа? Почему?
Дети: тепло будет только у печки, а везде холодно.
Учитель: А если поставить печь у двери?
Дети: тогда везде будет тепло.
Учитель: Да, тогда печь защитит весь дом от холода. Поставим печь у двери. А какую работу еще выполняла печь, которая сохранилась до сих пор?
Дети: На печке готовили.
Учитель: А на каком месте готовили?
Дети показывают, а учитель называет слово, его обозначающее: устье.
Могу ли я в современной посуде приготовить еду в русской печке? Почему?
(Пластмасса греется с боков).
Какой посудой пользовались наши бабушки?
Чугунком.
(Учитель демонстрирует чугунок).
- А как же его поставить в горячую печь и потом достать?
Предположения детей.
Учитель: Для этого было специальное приспособление. И называлось оно ухват.
(слово вывешивается на доске).
Русская печь требовала своих приспособлений. А какие околопечные жители остаются с нами до сих пор?
(кочерга и совок)
Посмотрите, какую часть утратила современная печь по сравнению с русской.
Деревянную.
Она называлась опечье. Рассмотрите, чему служило опечье?
Рассуждения.
В опечье сушили дрова. А еще там жили домашние птицы: куры, утки….
Но и это не все. В опечье жил хозяин дома. Кто?
Предположения детей.
Учитель: В опечье жил домовой – женский покровитель и помощник.
А теперь, послушайте отрывок из сказки “Про Емелю-дурака”.
Какую еще работу выполняла печь?
Дети: Печь была и кроватью.
Учитель: Когда вы простынете, как мама вас лечит?
Дети: Горчичники, компрессы, грелку, таблетки…
Учитель: Кирпичи у печи горячие, как грелка. Кем еще была печь?
Дети: Доктором. Лекарем.
Учитель: А для человека с дождя, с дороги, с мороза это самое хорошее место. Продрогших гостей укладывали спать на печи.
А теперь вспомните сказку “Гуси-лебеди”. Кто помог Аленушке?
Дети: речка, яблоня, печь.
Учитель: Как помогла печь?
Дети: Спрятала Аленушку в устье.
Учитель: А могло ли так быть на самом деле?
Оказывается, в печь забирались для того, чтобы помыться. Нет ничего полезнее такого мытья – парения. Все болезни выпарит матушка-печка.
Посмотрите на печь. О чем мы забыли?
Дети высказывают мнения.
Учитель: Да, мы забыли о печурках. Что это? Для чего?
Дети: Что – нибудь сушить.
Учитель: Для сушки варежек, валенок, лучины, спичек. Посмотрите, мы ничего не забыли?
Какова же тема урока? О чем мы говорим?
Дети: Печка.
Учитель: что о печке мы говорим?
Дети: Сравниваем современную печку и русскую печь.
Учитель: Скажите, только ли внешне изменилась печь? Стала меньше, аккуратнее?
Рассуждения
Учитель: Печь стала меньше выполнять работы.
Раньше печь выполняла много функций. Наши предки просто не могли обойтись без нее. Печь считалась душой дома. О ней говорили: печь нам, что мать родная.
На печи зимой красное лето.
Кто сидел на печи, тот не гость, а свой.
На своей печи сам себе голова.
Почему так говорили?
(Обсуждение)
III. Творческая деятельность.
Учитель: Как вы думаете, могла ли хозяйка дома, почитавшая печь, не нарядить ее?
Какие части печи мы выделили?
Дети: Опечье, устье, лежанка.
Учитель: сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая из групп будет украшать свою часть: 1-ая – опечье, 2 – ая – лежанку, 3 я – устье.
(дети из цветной бумаги вырезают орнамент для украшений и оформляют каждая группа свою часть печи).
IV. Итог.
Учитель: Когда печь была большей помощницей раньше или сейчас?
Как звучит тема нашего урока?
Дети: Догадлив хозяин - на печи избу поставил. Учитель: Почему так говорят?
Дети: Печь была большой помощницей.
Учитель: Назовите, какие работы выполняла печь.
V. Домашнее задание: Узнать у бабушек о печке. Найти р.н.с., в которых говорится о печке.