Урок в рамках курса "Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья" (региональный компонент) по теме: "Догадлив хозяин - на печи избу поставил". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Дать представление о русской печке, ее месте в доме и ее назначении.
  2. Развивать логическое мышление, образное восприятие мира, истории нашего прошлого.
  3. Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту.

Оборудование: доска, макет русской печи, ухват, кочерга, чугунок, иллюстрации.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель читает загадку:

Что за зверь:

В зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет.

Сесть на него - сядешь, а с места тебя не свезут…

- Что это?

Дети высказывают мнения. Приходят к выводу, что это печь.

Учитель: У кого дома есть печь? А кто видел печь?

Ответы детей.

Учитель: опишите печь. Какая она?

Дети называют части печи: дверцы, плита, поддувало…

Учитель: Какую работу выполняет печь?

Ученики: греет, на ней готовят.

Учитель: Где стоит печь?

Ученики: В кухне, в кочегарке.

Учитель: В каком углу?

Ученики: Где удобно.

II. Основной этап. Тема.

Учитель: А давайте, перенесемся на много лет назад. Дома тогда были деревянные, а изба состояла из одной комнаты.

Взгляните на печь, которая стояла в такой избе, (учитель обращает внимание детей на макет печи). Отличается ли она от современной печки? Ели – да, то чем?

Высказывания учеников по наблюдениям.

Учитель помогает: есть овечье, лежанка, печурки (слова вывешиваются на доске).

-Как вы думаете, печь изменилась только внешне, или ее работа тоже изменилась?

Дети высказывают суждения.

Учитель: А начнем мы с места. Какая главная работа печи?

Ученики: греть.

Учитель: Где нам надо поставить печь, чтобы она обогревала всю избу? Давайте порассуждаем. Можно ее поставить вдали от входа? Почему?

Дети: тепло будет только у печки, а везде холодно.

Учитель: А если поставить печь у двери?

Дети: тогда везде будет тепло.

Учитель: Да, тогда печь защитит весь дом от холода. Поставим печь у двери. А какую работу еще выполняла печь, которая сохранилась до сих пор?

Дети: На печке готовили.

Учитель: А на каком месте готовили?

Дети показывают, а учитель называет слово, его обозначающее: устье.

Могу ли я в современной посуде приготовить еду в русской печке? Почему?

(Пластмасса греется с боков).

Какой посудой пользовались наши бабушки?

Чугунком.

(Учитель демонстрирует чугунок).

- А как же его поставить в горячую печь и потом достать?

Предположения детей.

Учитель: Для этого было специальное приспособление. И называлось оно ухват.

(слово вывешивается на доске).

Русская печь требовала своих приспособлений. А какие околопечные жители остаются с нами до сих пор?

(кочерга и совок)

Посмотрите, какую часть утратила современная печь по сравнению с русской.

Деревянную.

Она называлась опечье. Рассмотрите, чему служило опечье?

Рассуждения.

В опечье сушили дрова. А еще там жили домашние птицы: куры, утки….

Но и это не все. В опечье жил хозяин дома. Кто?

Предположения детей.

Учитель: В опечье жил домовой – женский покровитель и помощник.

А теперь, послушайте отрывок из сказки “Про Емелю-дурака”.

Какую еще работу выполняла печь?

Дети: Печь была и кроватью.

Учитель: Когда вы простынете, как мама вас лечит?

Дети: Горчичники, компрессы, грелку, таблетки…

Учитель: Кирпичи у печи горячие, как грелка. Кем еще была печь?

Дети: Доктором. Лекарем.

Учитель: А для человека с дождя, с дороги, с мороза это самое хорошее место. Продрогших гостей укладывали спать на печи.

А теперь вспомните сказку “Гуси-лебеди”. Кто помог Аленушке?

Дети: речка, яблоня, печь.

Учитель: Как помогла печь?

Дети: Спрятала Аленушку в устье.

Учитель: А могло ли так быть на самом деле?

Оказывается, в печь забирались для того, чтобы помыться. Нет ничего полезнее такого мытья – парения. Все болезни выпарит матушка-печка.

Посмотрите на печь. О чем мы забыли?

Дети высказывают мнения.

Учитель: Да, мы забыли о печурках. Что это? Для чего?

Дети: Что – нибудь сушить.

Учитель: Для сушки варежек, валенок, лучины, спичек. Посмотрите, мы ничего не забыли?

Какова же тема урока? О чем мы говорим?

Дети: Печка.

Учитель: что о печке мы говорим?

Дети: Сравниваем современную печку и русскую печь.

Учитель: Скажите, только ли внешне изменилась печь? Стала меньше, аккуратнее?

Рассуждения

Учитель: Печь стала меньше выполнять работы.

Раньше печь выполняла много функций. Наши предки просто не могли обойтись без нее. Печь считалась душой дома. О ней говорили: печь нам, что мать родная.

На печи зимой красное лето.

Кто сидел на печи, тот не гость, а свой.

На своей печи сам себе голова.

Почему так говорили?

(Обсуждение)

III. Творческая деятельность.

Учитель: Как вы думаете, могла ли хозяйка дома, почитавшая печь, не нарядить ее?

Какие части печи мы выделили?

Дети: Опечье, устье, лежанка.

Учитель: сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая из групп будет украшать свою часть: 1-ая – опечье, 2 – ая – лежанку, 3 я – устье.

(дети из цветной бумаги вырезают орнамент для украшений и оформляют каждая группа свою часть печи).

IV. Итог.

Учитель: Когда печь была большей помощницей раньше или сейчас?

Как звучит тема нашего урока?

Дети: Догадлив хозяин - на печи избу поставил. Учитель: Почему так говорят?

Дети: Печь была большой помощницей.

Учитель: Назовите, какие работы выполняла печь.

V. Домашнее задание: Узнать у бабушек о печке. Найти р.н.с., в которых говорится о печке.