Тема: Развитие умения видеть орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.
Воздух и его охрана (состав воздуха, свойства воздуха, охрана)
Цели:
- Развивать умение видеть в словах орфограммы, обозначать их.
- Познакомить детей с понятием “воздух”, с его свойствами.
- Поговорить и выяснить у детей, как же можно охранять воздух.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проблемная ситуация.
Сегодня я преднамеренно не указала на доске тему нашего урок., потому что я знаю ,что вы сами могли бы ее определить без моей помощи. Поэтому я предлагаю вам это попробовать сделать. Хотите? (Дети соглашаются.)
Мне очень приятно сообщить вам, что к нам на
урок пришли гости. Хотите узнать кто?
Для этого придётся потрудиться. Готовы? (Да)
загадки:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, её клюют. (рябина)
На доске появляется рисунок с рябиной.
Ребята, а что это за слово? (словарное).
А как же оно пишется? (Дети записывают слово по слогам и записывают его в тетрадь, обозначая орфограмму и ставя ударение.)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Так же записывается слово в тетрадь с проговариванием и обозначением орфограммы.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. (медведь)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (заяц)За деревьями, кустарниками
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)
- Как же все эти слова можно назвать одним словом?
(природа). Ребята, это новое словарное слово,
которое мы должны с вами запомнить. Давайте
запишем это слово в его звуковой оболочке.
природа (Дети характеризуют каждый звук, находят орфограмму в этом слове, ставят ударение, записывают слово в тетрадь.) природа - Откуда же к нам пришли эти гости?(из леса)
- А представители какой природы к нам пришли? (живой) Почему?
- А зачем они пришли, как вы думаете? (Предположения детей.)
- Они вам принесли небольшое послание. В каждой группе есть конверт с веточками рябины. На них есть буквы. Сложите их в слова.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Богатство | наше | береги | лес |
- Что же они хотели нам сказать? (Дети складывают слова в предложение: Береги лес – наше богатство!)
- О каком богатстве идёт речь? (В лесу есть грибы, ягоды, чистый воздух и т.д.)
- Что же нам нужно беречь?
- Прочитайте запись на доске:
Пришёл сентябр наступила осен. налисных палянах краснела рибина Настарых пнях росли опята. Вкустах пел дрозт Вдрук жытели леса стали задыхаться. Им не хватало воздуха.
- Какое же богатство стало исчезать из леса? (воздух) А, что же могло произойти? (Рассуждения детей).
- Мы должны помочь жителям леса вернуть чистый воздух, но как же быть, если мы мало, что знаем о воздухе. (Надо его изучить, собрать все сведения о нём)
На доске прикрепляется слово:
углекислый газ кислород воздух азот газ
Дети в группах выясняют, что же такое воздух и говорят о том, что это газ (крепится табличка).
А какими же свойствами он обладает? (Рассуждения детей).
- прозрачность (через него видны все предметы)
- бесцветный (не имеет цвета)
- без запаха
Все эти таблички фиксируются на доске.
Я провожу опыт для выяснения таких свойств, как: расширение при нагревании, сжатие
при охлаждении.
А) Нагревание бутылки с воздухом
После опыта обсуждение проходит в группах. Дети высказывают свои предложения.
Вывод делают сами дети.
Б) При охлаждении вода заходит в бутылку
Обсуждение проходит в группах. Потом дети высказывают свои мнения и делают вывод:
А вот интересно, в состав воздуха входит один газ или разные? (разные; кислородом мы дышим, углекислый газ мы выдыхаем в воздух). А ещё есть такой газ как азот, он тоже входит в состав воздуха.
Вот мы и выяснили всё о воздухе. Теперь нам легче будет его найти. Найти его мы смогли, но как же его очистить? (Дождь, капли дождя - предполагают дети)
Работаем далее с текстом на доске.
Чтобы очистить воздух быстрее, поработаем по группам:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
слова с | с Ь знаком | ||
безударной | |||
гласной |
Дети в тексте находят слова с ошибками на данные орфограммы, выписывают в тетрадь, обозначают их и пишут проверочные слова. А после все вместе исправляем ошибки в тексте. (Ищем окончания предложений, исправляем начала предложений, ищем орфограммы в словах, которые нашли и не нашли дети). Вместо ошибок прикрепляем капли дождя с правильными буквами
Ну что же, мы помогли жителям леса. Они нас благодарят за помощь и возвращаются в свой лес. А мы вернёмся в свой город и подумаем о том, что нам в городе портит, загрязняет воздух. Для этого в группах изобразите на листочках источники загрязнения воздуха. После работы в группах дети выступают с рассказами. Выясняем, что нужно делать, чтобы воздух был чистым.
Подводим итог урока.
Дети говорят, о чём шла речь на уроке: о воздухе, его составе, свойствах и о его охране.
Какова же тема нашего урока? “Воздух и его охрана”.
Домашнее задание.