Интегрированный урок во 2-м классе по русскому языку и окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Тема: Развитие умения видеть орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

Воздух и его охрана (состав воздуха, свойства воздуха, охрана)

Цели:

  1. Развивать умение видеть в словах орфограммы, обозначать их.
  2. Познакомить детей с понятием “воздух”, с его свойствами.
  3. Поговорить и выяснить у детей, как же можно охранять воздух.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проблемная ситуация.

Сегодня я преднамеренно не указала на доске тему нашего урок., потому что я знаю ,что вы сами могли бы ее определить без моей помощи. Поэтому я предлагаю вам это попробовать сделать. Хотите? (Дети соглашаются.)

Мне очень приятно сообщить вам, что к нам на урок пришли гости. Хотите узнать кто?
Для этого придётся потрудиться. Готовы? (Да) загадки:

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, её клюют. (рябина)

На доске появляется рисунок с рябиной.

Ребята, а что это за слово? (словарное).

А как же оно пишется? (Дети записывают слово по слогам и записывают его в тетрадь, обозначая орфограмму и ставя ударение.)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)

Так же записывается слово в тетрадь с проговариванием и обозначением орфограммы.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. (медведь)

Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (заяц)

За деревьями, кустарниками
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)

  1. Как же все эти слова можно назвать одним словом? (природа). Ребята, это новое словарное слово, которое мы должны с вами запомнить. Давайте запишем это слово в его звуковой оболочке.
    природа (Дети характеризуют каждый звук, находят орфограмму в этом слове, ставят ударение, записывают слово в тетрадь.) природа
  2. Откуда же к нам пришли эти гости?(из леса)
  3. А представители какой природы к нам пришли? (живой) Почему?
  4. А зачем они пришли, как вы думаете? (Предположения детей.)
  5. Они вам принесли небольшое послание. В каждой группе есть конверт с веточками рябины. На них есть буквы. Сложите их в слова.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Богатство наше береги лес
  1. Что же они хотели нам сказать? (Дети складывают слова в предложение: Береги лес – наше богатство!)
  2. О каком богатстве идёт речь? (В лесу есть грибы, ягоды, чистый воздух и т.д.)
  3. Что же нам нужно беречь?
  4. Прочитайте запись на доске:

Пришёл сентябр наступила осен. налисных палянах краснела рибина Настарых пнях росли опята. Вкустах пел дрозт Вдрук жытели леса стали задыхаться. Им не хватало воздуха.

  1. Какое же богатство стало исчезать из леса? (воздух) А, что же могло произойти? (Рассуждения детей).
  2. Мы должны помочь жителям леса вернуть чистый воздух, но как же быть, если мы мало, что знаем о воздухе. (Надо его изучить, собрать все сведения о нём)

На доске прикрепляется слово:

углекислый газ кислород
воздух азот
газ

Дети в группах выясняют, что же такое воздух и говорят о том, что это газ (крепится табличка).

А какими же свойствами он обладает? (Рассуждения детей).

  1. прозрачность (через него видны все предметы)
  2. бесцветный (не имеет цвета)
  3. без запаха

Все эти таблички фиксируются на доске.

Я провожу опыт для выяснения таких свойств, как: расширение при нагревании, сжатие

при охлаждении.

А) Нагревание бутылки с воздухом

После опыта обсуждение проходит в группах. Дети высказывают свои предложения.

Вывод делают сами дети.

Б) При охлаждении вода заходит в бутылку

Обсуждение проходит в группах. Потом дети высказывают свои мнения и делают вывод:

А вот интересно, в состав воздуха входит один газ или разные? (разные; кислородом мы дышим, углекислый газ мы выдыхаем в воздух). А ещё есть такой газ как азот, он тоже входит в состав воздуха.

Вот мы и выяснили всё о воздухе. Теперь нам легче будет его найти. Найти его мы смогли, но как же его очистить? (Дождь, капли дождя - предполагают дети)

Работаем далее с текстом на доске.

Чтобы очистить воздух быстрее, поработаем по группам:

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
слова с с Ь знаком
безударной
гласной

Дети в тексте находят слова с ошибками на данные орфограммы, выписывают в тетрадь, обозначают их и пишут проверочные слова. А после все вместе исправляем ошибки в тексте. (Ищем окончания предложений, исправляем начала предложений, ищем орфограммы в словах, которые нашли и не нашли дети). Вместо ошибок прикрепляем капли дождя с правильными буквами

Ну что же, мы помогли жителям леса. Они нас благодарят за помощь и возвращаются в свой лес. А мы вернёмся в свой город и подумаем о том, что нам в городе портит, загрязняет воздух. Для этого в группах изобразите на листочках источники загрязнения воздуха. После работы в группах дети выступают с рассказами. Выясняем, что нужно делать, чтобы воздух был чистым.

Подводим итог урока.

Дети говорят, о чём шла речь на уроке: о воздухе, его составе, свойствах и о его охране.

Какова же тема нашего урока? “Воздух и его охрана”.

Домашнее задание.