ЦЕЛЬ УРОКА: повторение и систематизация пройденного материала, закрепление таких понятий как феодальная раздробленность, удельные княжества, политическая организация удельных княжеств, татаро-монгольское иго, повторение важнейших дат.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- карта “Русские земли в XII–XIII вв”;
- карточки с терминами;
- карточки, которые можно прикрепить на доске с помощью магнита (для задания 5 и 10);
- билеты с именами Илларион, Батый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский (для задания 9);
- заранее подготовленные тесты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент - 1 мин.
П. Работа по повторению и систематизации пройденного материала.
1. Письменный опрос на знание терминов. (Учащиеся получают карточки с 3-мя терминами).
1 вариант | Вотчина, фреска, войско Чингисхана |
2 вариант | Старшая дружина, кормление, летопись |
3 вариант | Феодальная иерархия, вече, былины |
4 вариант | Младшая дружина, митрополит, плинфа |
5 вариант | Домен, церковно-учительская литература, татаро-монголы |
6 вариант | Посадник, десятина, проповедь |
7 вариант | Феодализм, аристократическая республика, фольклор |
8 вариант | Феодальный иммунитет, бояре, оброк |
9 вариант | Дворянство, улус, крестово-купольное строение |
10 вариант | Поместье, баскак, барщина |
(5 мин)
2. Игра.
Класс делится на две группы. Одна группа придумывает вопросы второй, затем они меняются местами. (5 мин.)
3. Работа с таблицами. (10 мин.)
1). Учащиеся получают распечатку следующей таблицы, которую они должны заполнить.
(5 мин)
1-я группа
Владимиро-Суздальское княжество | ||
особенности | территориаль ные | |
экономические | ||
социально- политические |
2-я группа
Галицко-Волынское княжество | ||
особенности
|
территориаль ные | |
экономические | ||
социально- политические |
3-я группа
Новгородская земля | ||
особенности
|
территориаль ные | |
экономические | ||
социальнополитические |
2). На доске начерчена следующая таблица, ученики по очереди выходят и заполняют ее на доске. (5 мин).
Имя князя | Дата правления | Место княжения |
Юрий Долгорукий | ||
Даниил Романович | ||
Всеволод Большое гнездо | ||
Александр Невский | ||
Андрей Боголюбский | ||
Юрий Всеволодович | ||
Юрий Игоревич |
4. Тестовые задания. (2 мин).
1 вариант.
ТЕСТ № 1
Укажите, какие причины вызвали:
1. Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.
2. Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.
а) Жесткая дисциплина монголо-татар;
б) стремление расширить свои владения за счет соседей;
в) отсутствие единства русских княжеств;
г) необходимость расширения пастбищ;
д) возможность обогащения в результате военных походов;
е) княжеские усобицы.
2 вариант.
ТЕСТ № 2.
Укажите, какие даты относятся к:
1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
2. Периоду монголо-татарского завоевания.
а) 7 февраля 1238 г;
б) 5 апреля 1242 г.;
в) 4 марта 1238 г.;
г) 1202 г. ;
д) 31 мая 1223 г.;
е) 1206 г.;
ж) 1237 – 1238 гг;
з) 1240 г.
5. Работа у доски.
1. К доске вызывается ученик и показывает на карте, какие города входили в состав: Владимиро-Суздальского княжества к середине XIV в ; Галицко-Волынского княжества; Новгородской республики. (3 мин).
2. К доске вызывается ученик и показывает завоевательный поход хана Батыя в 1236-1242 гг. (3 мин).
3. К доске вызываются 5 учеников, вытягивают заранее подготовленные билеты со следующими именами: Илларион, Батый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский.
Ученики кратко должны рассказать о деятелях русской истории и культуры. (10 мин).
4. К доске вызываются 2 ученика. Они должны связать термины и события, даты и имена.
(12 мин)
Задания | Ответы |
Убийство Ю.Долгорукого, 1223 г., 1237 г., 1157 г., битва на Калке, церковь Покрова на Нерли, 1240 г., Ярослав Осмомысл, Ливонский орден, 1165 г., 1153-1187 гг., взятие Киева монголо-татарами, 1254 г., коронация Даниила Галицкого. |
|
Волжская Булгария, 1157г, 1262 г., битва на Чудском озере, Дмитриевский собор во Владимире, 4 марта 1238 г., 1185 г., восстание в Новгороде против татаро-монгольских переписчиков, битва на р.Сити, 1242 г., поход князя Игоря на половцев, 1194-1197 г. |
III. Подведение итогов. (2 мин)
IV. Домашнее задание.
Составить ученикам свои кроссворды по изученной теме.