Проблема эмоционально-экспрессивного развития не нова, однако, она всегда рассматривается чаще всего с позиции ее влияния и роли в развитии общения, когнитивной сферы и т.д. Проблема становления самой эмоциональной сферы до сих пор не изучена.
В то же время доказано, что готовность человека к социализации, к жизнедеятельности во всех сферах прямо пропорционально зависит от уровня развития эмоционально-экспрессивной сферы человека и способности понимать экспрессию другого человека.
Решение задач эмоционально-экспрессивного развития необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения из связей с окружающим миром.
Развитие эмоционально-экспрессивной сферы зависит от направленности педагогического процесса на ее развитие, от уровня эмоционально-экспрессивного развития педагога, т.к. он является “учебным пособием” для ребенка в области эмоций и их экспрессии.
Важным является процесс коммуникативной и игровой деятельности детей, которые являются ведущими средствами развития эмоций.
Все эти аспекты начинают осмысливаться в современной педагогике, однако, наиболее важным средством эмоционально-экспрессивного развития дошкольников является познание ребенком внутренней сущности и самого себя.
Целью вводимой в ДОУ программы “Познай себя и других” является формирование культурных эмоций, осознание сущности эмоциональных состояний. Цель данных занятий с детьми старшего дошкольного возраста обосновывается тем, что через познание самого себя, накапливая определенные моменты переживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет осознать свой собственный “Эмоциональный фонд”, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
Задачи:
- формирование позитивного отношения к своему “Я”;
- развитие навыков социального поведения;
- осознание детьми собственного эмоционального состояния, причин его возникновения;
- формирование способности распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- подготовка детей к самоактуализации через формирование “Я – концепции” и через познание себя и других.
Программа “Познай себя и других” рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и включает в себя 30 занятий.
Принципы отбора содержания и организации занятий.
1. Принцип единства аффекта и интеллекта. Отбор такого материала, который позволит ребенку входить в “мажорное” эмоциональное состояние, т.к. любое знание усваивается лучше, если оно эмоционально окрашено.
2. Принцип статности. Право ребенка вступать в деятельность, когда ему этого хочется, право выбрать, озвучит свою эмоциональную оценку.
3. Принцип постепенности и поэтапности. Каждый последующий этап логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, ребенок постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего “Я”.
4. Принцип творческой активности.
Организация занятия таким образом, чтобы дать возможность понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.
5. Принцип работы в малых группах, партнерского общения.
Работая в группах, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы.
Учатся все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.
6. Принцип неотсроченности обратной связи. Универсальным средством, позволяющем осознать свое поведение, является обратная связь, которая позволяет каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Формирование чувства принадлежности к группе. Развитие чувства единства, сплоченности. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Формирование позитивного отношения к своему “Я”, к сверстникам.
Раздел 1. Эмоции в нашей жизни.
Знакомство с эмоциями. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
Раздел 2. Мое настроение: от чего оно зависит.
Знакомство с понятием “настроение”. Развитие умения управлять своим настроением. Развитие способности к рефлексии. Знакомство с “позитивным переформированием” как способом изменения отношения к ситуации.
Раздел 3. Каким я буду и как я могу управлять эмоциями.
Развитие эмпатии, умения сопереживать другим. Знакомство детей с понятием “выбор”. Анализ своих поступков и поступков других людей. Формирование представления об индивидуальности, неповторимости каждого человека. Развитие положительной самооценки.
Раздел 4. Практикум по формированию эмоциональной экспрессии.
Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей. Развитие анализа и самоанализа. Знакомство с интонированием речи, мимическими выражениями, знакомство с понятием пантомимики и жеста. Снятие телесных барьеров.