Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа, воспитывать отрицательное отношение к войне.
- Дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.
- Уметь применять информационные технологии на уроках истории.
- Развивать умения определять и объяснять понятия, сравнивать.
План урока
I – Проверка домашнего задания.
II – Вторжение Наполеона в Россию:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?” (М.Ю.Лермонтов)
III – Бородинское сражение:
Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. (М.Ю.Лермонтов)
IV – Совет в Филях и оставление Москвы
V - Партизанское движение (национальный компонент).
VI – Отступление и гибель “Великой армии”:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою. (А.С.Пушкин)
VII - Выводы
VIII– Домашние задание.
Новые термины и даты (на доске): 1812, Отечественная война, 26 августа 1812г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, фураж.
Оборудование
- Карта 1812 год
- Этапы войны – напротив будут вывешиваться слова поэтов о каждом этапе.
- Проектор
- Экран
- Виртуальная школа “Уроки отечественной истории”
Предварительная подготовка:
- Первый ряд готовит презентацию на Наполеона
- Второй ряд на Кутузова
- Третий ряд на Давыдова
- Найти поговорки о войне 1812 года: Приехал Кутузов бить французов. От бородинской пушки под Москвой земля дрожала. На француза – и вилы ружье. Голодный француз и вороне рад. Француз боек, да русский – стоек. Наступил на землю русскую, да оступился. Отогрелся в Москве, да замерз на Березне.
- Найти сведения о зданиях и памятниках, построенных в честь воинов, победы в Отечественной войне.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания – тестовые задания.
В-I
1. Тильзитский мир был заключен в
А) 1801
Б) 1805
В) 1807
2. Тильзитский мир был заключен между
А) Англией и Францией
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией
3. “Континентальная блокада” была направлена против
А) России
Б) Франции
В) Англии
4. 5 сентября 1809 года по мирному договору со Швецией России передавалась
А) Финляндия
Б) Польша
В) Западная Белоруссия
5. М.И. Кутузов в 1806г. был назначен
А) киевским генерал-губернатором
Б) военным министром
В) главнокомандующим армии
В-II
1. Тильзитский мир был заключен в
А) 1801
Б) 1805
В) 1807
2. Тильзитский мир был заключен между
А) Англией и Францией
Б) Францией и Пруссией
В) Францией и Россией
3. “Континентальная блокада” была направлена против
А) России
Б) Франции
В) Англии
4. К каким последствиям привела русско-иранская война 1804-1813 гг.?
А) Россия получила право свободного плавания на Каспии
Б) России пришлось отказаться от Восточной Грузии
В) Россия потеряла выход к Черному морю
5. Главный итог русско-турецкой войны 1806-1812 гг.?
А) присоединено к России герцогство Ольденбургское
Б) России пришлось отказаться от Восточной Грузии
В) Бессарабия была присоединена к России
Тесты раздаются по вариантам, затем дети меняются работами, проверяют друг у друга. Учитель спрашивает сколько “2”, “3”, “4”, “5”.
II. Вторжение Наполеона в Россию. Причины войны выясняются на устном опросе в I части урока. По ходу урока заполняется таблица.
Вопрос для сравнения | Франция | Россия |
Армия | “Великая Армия”: 600 тыс.ч 1372 орудия. Вторглось 420 тыс.чел. | 220 тыс ч. Разделена на 3 части: 1 армия Барклая де Толли 120000, 2 армия Багратиона 50000, 3 армия Тормасова более 44000. |
Национальный состав | “Армия двунадесяти языков”: французы, поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы и др. | Русские и др. |
Набор | Воинская обязанность | Рекрутские наборы |
Планы | Расправиться с русской армией в генеральном сражении (не дать соединиться), заключить мир, превратить Россию в своего “ послушного вассала” | Уклоняться как можно дольше от генерального сражения (устно к чему приведет) Другое мнение - дать решающее сражение вблизи границы силами 1-ой армии. |
Учитель:12 июня 1812 года армия Наполеона начала свое вторжение. Могли бы солдата Наполеона переправиться через границу за 1 день? (8 дней солдаты переходили границу). Каков был характер войны для обеих сторон?
Ученики: Представление на Наполеона.
Учитель: Александра I убедили уехать из армии. Военный министр – Барклай де Толли – отступать, не давая сражения, до соединения с армией Багратиона (Витебск, Смоленск)
Был ли выполнен первоначальный замысел Наполеона?
Рассказ учителя о сражении.
Смоленское сражение Начало августа |
Потеряли 20000 солдат | Покинули город, руины города, ни фуража,
ни продовольствия. “Непобедимого” противника можно бить |
III. Неудачи, отступление – уныние, измена. Назначение Кутузова. Найти слова Александра I о назначении Кутузова – зачитать.
Презентация на Кутузова.
Решение Барклая де Толли верное – отступать – дать сражение недалеко от Москвы у села Бородино. Цели находят в учебнике самостоятельно – С.24
Бородино 26 августа | 135 тыс. человек + 587 орудий Цель: разгромить русскую армию и захватить Москву Потери: 50тыс. солдат 47 генералов |
132 тыс.чел + 640 орудий Цель: подорвать наступательный порыв противника и обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным. Потери: 44 тыс. солдат 29 генералов |
Включается кадр – фильм-карта сражения. (Виртуальная школа)
Учитель: Наполеон утверждал, что французская армия одержала победу, Кутузов, что русская. Так кто же, по-вашему, одержал победу у Бородино? (обратите внимание на цели) На поле два памятника – французским солдатам и русским, ежегодно – в память – исторические, военные клубы 26 августа показательные выступления.
Зачитать слова Наполеона С.24.
Император – новое сражение
Кутузов – оставить Москву, сохранить армию
Физкультминутка
VI. Совет в Филях. (Показать кадр из урока) 2 сентября оставили Москву, население, опустевший город, грабеж, пожар. Тарутинский маневр.
V. В стране разрасталось партизанское движение. Кто такие партизаны? Партизанское движение – свидетельствует о народном характере войны. Презентация на Давыдова.
- Ополчение – 13 тысяч чел (до 100 тыс.).
- Сбор средств
- Жгли амбары, уходили в лес.
- Партизанские отряды – организованный характер – Денис Васильевич Давыдов. Презентация на Давыдова.
- Партизанские отряды – Герасим Курин, Василиса Кожина.
- Потери: после Бородина 30 тыс., в Москве 1500 каждый день.
Участие чувашского народа в отечественной войне.
VI. Месяц в Москве – трижды начать переговоры о мире (Бородино, Москва) – ответа не было. Решение – отправиться на юг России. Почему? 6 октября покинули Москву и встретили окрепшую русскую армию. Поражения под Тарутино и Малоярославцем вынудили Наполеона повернуть войска на им же разоренную Смоленскую дорогу. Преследовали – армия, партизанские отряды. Ранняя и суровая зима. Переправа через Березину стоила Наполеону – 30 тыс. солдат. Наполеон бежал в Париж. “Армии больше нет!” Кутузов доложил императору С.27.
Зачитать документ С.29 Мнение историка Е.В. Тарле.
VII. Выводы: Армия Наполеона разбита. – Какой характер носила война со стороны России? – Свой вклад в победу, наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, чуваши и др. После поражения Наполеона, какие события могут развернуться в Европе?
Домашние задание: прочитать параграф 4, причины поражения наполеоновской армии.
Плад в победу, наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары идр.а на им же разоренную Смоленскую дорогу.
Использованная литература и оборудование:
- Бурдей Г.Д. История России XIX века: - Саратов: “Лицей”, 1999.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век: учебник для 8 класса.-М.: Просвещение, 2004.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. – М.: ВАКО, 2005.
- Набор открыток: “Герои отечественной войны 1812 года”
- Виртуальная школа “Кирилл и Мефодий” “Уроки отечественной истории”