Данный урок:
- знакомит с написаниями буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ,ЩН,НЩ;
- развивает личность ребенка средствами предмета “Русский язык”; память, мышление, речь; навыки каллиграфии;
- закрепляет понятия из области фонетики, лексики, морфологии;
- учитывает возможность ученика путем индивидуального, дифференцированного подхода в обучении;
- повышает интерес к предмету с помощью различных творческих заданий;
- формирует мотивацию к изучению орфограмм путем разнообразных форм и методов.
Цели:
- Учить правописанию буквосочетаний чк, чн, щн;
- Ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ.
- Формировать мотивацию к изучению орфограмм, развивать орфографическую память, мышление, интеллект.
- Воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.
Оборудование: Карточки для релаксации, картинки изученных словарных слов (4–5), карточки со словами:
- клубы, клубится, клубничный;
- резиновый, спелый, овощной; табличка с написанием буквосочетаний чк, чн, щн, нщ, нч;
- тесты для учащихся;
- учебник русского языка - автор Бунеев Р.М, Бунеева Е.В;
- орфографический словарь школьника, дидактический материал.
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.
– На уроке ваши достижения будет оценивать не только учитель, но и вы сами, в конце урока сможете высказать свои впечатления;
– Выберите картинку, соответствующую вашему настроению, положите на край стола.
II. Минутка чистописания
(Упражнение для разминки пальцев, или Как исправить плохой почерк) (на доске) ча, чб, чв, чг
– Какая закономерность?
– Буква встретится на уроке много раз.
Каллиграфическим почерком написать столько соединений, сколько сможете.
– Спасибо!
III. Словарная работа, игра “Фотоателье”
– Сфотографируйте слова, т.е. прочитайте внимательно про себя, (любые изученные) Затем слова закрываются, вывешиваются картинки.
– Какое слово осталось без рисунка? (Дюймовочка.)
1. Назовите опасные места.
– Какое правило?
– Рассмотрим транскрипцию (на доске)
[д’уймовач’ка]
– Охарактеризуйте [ч’] – (согласный, шипящий, всегда мягкий).
– Почему ь знак не пишется в буквосочетании? (ч всегда мягкий, мягкость не надо обозначать.)
– Почему так назвали сказочного героя? (дюйм = 2,5 см.)
– Как думаете, в какой части слова чк? (очк.)
– Запишите слово, выделите суффикс.
– Какой вывод надо сделать? (чк – пишется без ь знака.)
(Открывается первая строчка таблички “ЧК”)
2. (на доске)
клубы
клубится
клубничный
– Прочитайте слова вслух.
– Какое лишнее слово?
– Почему? Запишите, сделайте вывод. (чн)
(открывается 2 строчка таблицы “чн”)
3. (на доске)
резиновый
спелый
овощной
– Прочитайте слова, какое из них относится к слову “салат”?
Назовите опасные места в слове. Запишите. Сделайте вывод (открывается 3 строка “щн”)
IV. Новая тема.
1. Прочитайте в тетради слова про себя. Кто догадался, какая тема урока? Чему будете учиться?
– Почему ь знак не пишется?
2. Работа в парах:
– Составьте красивое предложение из слов в тетради, распространите.
(Дюймовочка ела овощной салат и пила клубничный сок.)
3. Письмо с комментированием.
1. Найдите грамматическую основу. Подчеркните буквосочетание.
– Как пишется буквосочетание чк, чн, щн?
V. Работа с учебником. (С. 116, № 126)
1. Ознакомьтесь с заданием.
Что общего у слов из упражнения?
Спишите слова, подчеркните буквосочетания?
Сравнивай свой вывод с правилом в учебнике с. 116
– Прочитайте про себя, вслух. Приведите свои примеры.
VI. Закрепление
(На доске)
Коза-козочка
Гора-горочка
Туча - тучька
Дочь - дочька
– Сравните слова 1 и 2 столбиков. Чем отличаются?
Найдите ошибки. Сколько ошибок. Запишите в тетрадь столбиком без ошибок.
VII. Работа со словарем (Орфографический словарь школьника)
– Откройте словарь с. 29. Найдите слово, относящееся к сегодняшней теме урока. (Ласточка.)
– Что знаете о ласточках? Кто знает народную примету?
Ласточка-маленькая быстролетающая птица отряда воробьиных с длинными острыми крыльями.
– Слово “ласточка” имеет несколько значений:
1. Птица.
2. Женщина (ласковое обращение).
3. Физическое упражнение в фигурном катании, в гимнастике.
VIII. Физминутка (звучит спокойная музыка)
1. Упражнение “Ласточка”
2. Цветы.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки
Закрывают лепесточки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
3. “Карусели”
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
А потом кругом-кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два – вот и кончилась игра.
IX. Предупредительный диктант (дидактический материал № 182, с. 80)
1. Прочитайте задание. Как называется вид работы?
О чем надо предупредить?
2. Прочитайте 1 и 5 предложения, самостоятельно выделите опасные места.
3. Проверка.
4. Что это? (пословицы).
5. Закройте учебники. Письмо под диктовку.
6. Проверка.
7. Взаимопроверка. Выставление оценок.
– Кто справился на “отлично”?
8. Назовите слова с буквосочетанием чк, чн. Как пишутся буквосочетания?
X. Кроссворд.
– Кто любит разгадывать кроссворды?
– Разгадав кроссворд, вы сможете сказать, какие еще буквосочетания пишутся без Ъ знака.
1. Лесной зверь, который поедает мелких животных.
2. Как сказать одним словом: мама, папа, сестра, знакомая?
3. Сын птицы.
– Какие буквосочетания нужно запомнить?
(Открываются 4 и 5 строчки таблицы)
– Сделайте вывод по таблице.
- чк
- чн
- щн
- нщ
- нч
XI. Игра “Поймай слово”
- 1 ряд – записывают слова только с чк
- 2 ряд – с чн
- 3 ряд – с щн
Слова: внучка, хищный, молочный, ручка, личный, мощный.
(Проверка)
XII. Самостоятельная работа (тест)
– Рассмотрите задания на листочках. Можно выполнить только те, которые вам нравятся. (5 мин.)
XIII. Итог урока
– Какое настроение у вас?
– Что нового узнали о буквосочетаниях чк, чн, щн?
(На доске стихотворение)
Ёлочка и белочка
Тучка, щучка, стрелочка
Бочка, почка, спичка.
Срочный, уличный, ночной
Точный, шуточный, речной
Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК
– Какие задания выполняли с удовольствием?
– Что не понравилось?
– Спасибо за работу!
Тест
1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.
Ден..., печ...ка, ноч.. .ной, кон...ки, овощ... ной, слон..
2. В слова вставь нужное буквосочетание: Сини..., пти... а, червя... ки.
3. Узнай слово: колю..., жу..., щё...
4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.
На воде играют солне.. .ные зайчики.
Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.
5. Из больших предметов получить маленькие.
Строка –
Кошка –
Дева –
6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать